Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Под влиянием требований жизни, уровня развития научных знаний меняется и содержание образования. Образование как социальное явление  возникло из прагматических и культурологических функций знаний.

Прагматическая функция  – знания необходимые для обеспечения  жизнедеятельности.

Культурологическая функция  – знания, связанные с представлением о вселенной, человеке, искусстве  и другом.

 

 

8.Пр-пы и  критерии отбора сод-я обр-я

Содержание образования – система знаний (ЗУНов), необходимых для изучения в определенном типе учебного заведения.

Факторы, влияющие на формирование содержания образования:

1.   Заказ общества.

2.  Степень удовлетворенности  содержанием образования, принципы  научности.

3.Возрастные и индивидуальные  особенности учащихся, их оптимальные  возможности.

4.   Потребности  личности в образовании.

Принципы отбора содержания:

1. Принцип соответствия содержание образ-я требованиям развития общества, науки, культуры.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общ. образ-я отвергает одностороннюю, предметно-научную его ориентацию (необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения).

3. Принцип структурного единства содержания образ-я на разных ур-нях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, уч. предмет, уч. материал, пед. деят-ть, личность у.

4. Принцип гуманитаризации связан с созданием условий для акт. творч. и практич. освоения у общечеловееской к-ры.

5. Принцип фундаментализации содержания требует интеграции гуманитарного и естественонауч. знаний, установления преемственности и междисциплинарных связей.

Носители содержания образования:

1.   Учебный план.

2.   Учебный предмет.

3.   Учебная программа.

4.   Учеб. лит-ра.

Учебный план – нормативные документы, которые направляют деятельность школы. Имеется базисный учебный план, типовой учебный план, уч. план школы.

Единица учебного плана – учебный предмет (2).

Учебная программа – документ, характеризующий определённый предмет. Утверждается в министерстве образования. Содержит перечень тем, пояснительную записку (задачи, методика, порядок изучения), указывает на практические, лабораторные работы, предъявляет основные требования к знаниям и умениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.ГОСТ

Стандарт образования  является основным нормативным документом, который дает толкование определенной части закона РФ «Об образовании».

ГОСТ – основной нормативный документ, в котором отражено минимальное содержание программ и максимальный объем нагрузки на учащихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Уровни:

1) федеральный – в нем закладывается базовый стандарт образования по различным предметам – то обязательное, что необходимо изучить;

2) национальное – региональное – обеспечивает потребности интересы в области образования всех народов страны и отражает национальное своеобразие культуры;

3) школьный – каждая школа сама определяет объем учебного времени, отведенного на изучение учебных предметов, глубину и характер их изучения, в зависимости от типа учебного заведения;

4) ученический – введен с 2001 года и был ориентирован на учащихся. 
Сущность стандарта раскрывается через его функции:

Ф-ция  соц. регулирования , ее реализация предполагает такой механизм, который предотвратил бы разрушение единства образования.  
Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового общего образования.

Ф-ция  гуманизации обр-я. Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. 
Ф-ция управления связана с возможностью реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.

Ф-ция  повышения качества образования. Призвана фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования.

Реализация осн. ф-ций  стандарта способствует обеспечению  единства образоват. пространства в  условиях разнообразия типов школ, национ                                                                                    и регион.                                                                                                                            моделей обр-я; ф-ю у учащихся положительной мотивации учения благодаря повышению доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; переходу к оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений школьников стандарту образования; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями.

 

 

 

10. Уч.планы,  их типы, х-ка

В практике общего среднего образования используется несколько  типов учебного плана:

- базисный;

- типовой;

- учебный план школы.

Базисный  план общеобразоват школы – основной государственный нормативный документ, который является частью ГОСТа в области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих планов и является исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный план для основной школы утверждается Госдумой, а полной средней школы  утверждается Министерством образования  РФ.

Типовой учебный план – носит рекомендательный характер, они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ. 

Учебный план – нормативный документ, по которому работает конкретная школа; сертификат учебного заведения, в котором определяется:

а) продолжительность  учебного года, длительность четвертей и каникул;

б) полный перечень предметов, которые изучаются в данном учебном  заведении;

в) распределение предметов  по годам учения;

г) количество часов по каждому предмету за все время  обучения и на изучение предмета в  каждом классе;

д) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

е) структура и продолжительность  практикумов, лагерных сборов, факультативных занятий.

Существует 2 типа учебных планов в образовательном  учреждении:

1)учебный план школы  – разработанный на основе  государственного базисного учебного плана на длительный период;

2)рабочий учебный план  – разработанный на основе  ГОСТа с учетом текущих условий  и утверждаемый педсоветом школы  ежегодно.

В учебном плане выделяют 3 основных учебных занятий:

- обязательные занятия;

- обязательные занятия по выбору учащихся;

- факультативные занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Уч.программа.  ф-ции, виды, способы построения  уч.программ

Учебная программа – нормативный документ раскрывающий содержание основных ЗУНов для усвоения учащихся по каждому учебному предмету.

В учебной программе  указывается последовательность тем, вопросов и общая дозировка времени  на их изучение.

Программа распределяет учебный материал по годам обучения и внутри каждого школьного класса.

Учебные программы бывают:

- типовые;

- рабочие;

- авторские;

- вариативные;

- индивидуальные.

Типовые программы – разрабатываются на основе ГОСТа, это результат большой работы различных областей знаний: педагоги, психологи, методисты, специалисты конкретных наук. Они утверждаются Министерством образования РФ и имеют рекомендательный характер.

Рабочая программа – разрабатывается учителем предметно-цикловыми комиссиями (ПЦК).

Авторская программа – могут содержат иную логику построения учебной программы, т.к. каждый автор имеет свои подходы и рассматривает теорию и собственную точку зрения по изученным явлениям или предметам. Эта программа утверждается педсоветом школы и затем используется широко в преподавании курсов по выбору учащихся (факультативы).

Выделяют  структуру учебной программы. Она  включает в себя 3 компонента:

1)           пояснительная записка (введение) – здесь раскрываются задачи учебного предмета – воспитательная, образовательная, развивающая; научные позиции преподавателя;

2)           содержание программы – в нем рассматриваются основные темы и обязательные умения и навыки;

3)           методические указания (рекомендации) – обращает внимание на специфику учебного предмета и особенность использования методов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Понятие  формы об-я. Исторически сложившиеся  и современные формы об-я.

Формы обучения– это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических  систем.

ФО классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др.

По  количеству уч-ся массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные.

По  месту учебы школьные и внешкольные формы. Шк.- относятся школьные занятия, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т. п., внешк. – дом. самост. работа, экскурсии, занятия на предприятиях.

По  длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

Истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения.

1. Самая старая форма -

индивидуальная форма обучения. Суть – уч-ся выполняли задания индивидуально, помощь уч-ля выступала либо непосредственно, либо косвенно через изучение учебника, автором которого являлся сам учитель.

2.  Индивидуально-групповая. Суть – занятия велись уже с целой группой разновозрастных детей, уровень подготовки которых был различным, в силу чего учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно.

3. В XVII в. была основана и широко популяризировалась классно-урочная система обучения (Я.А. Коменский).

4. Первая попытка модернизации классно-урочной системы обучения принадлежала английскому священнику А. Беллу и учителю Дж. Ланкарстеру (конец XVIII – начало XIX в.). Так возникла модифицированная классно-урочная система организации обучения под названием Белл-Ланкастерская система взаимного обучения. Суть – старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше.

5. В начале XX в. в Европе стала создаваться Маннгеймская система (Йозеф Зиккенгер) дифференцированного обучения по способностям. При сохранении классно-урочной системы учащиеся в зависимости от их способностей и степени подготовки распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

6. В 20-е гг. XX столетия в СССР появилась бригадно-лабораторная система обучения. Задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях и с консультациями учителей, отчитывались коллективно.

7. В 50—60-е гг. XX в. Ллойдом Трампом был разработан план Трампа. Суть – максимальное стимулирование индивидуального обучения с помощью гибкости форм его организации. При таком обучении сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых группах с индивидуальными занятиями. Классы как таковые отменяются, состав малых групп непостоянный, он постоянно меняется. Данная система требует слаженной работы учителей, четкой организации, материального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Урок как  осн.форма об-я. Классификация  уроков Б.П.Есина. Стр-ра уроков.

Урок – осн. единица образоват. процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"