Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Вложенные файлы: 9 файлов

41-45.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

41. Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо ему для управления своими состояниями, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни. 
Требуется педагогу и умение быстро восстанавливаться, переключаться, используя возникающие в процессе работы паузы (на уроке, на перемене) для отстранения от прошедших событий, восстановления затраченной энергии и подкрепления ее новой. Педагогу, находящемуся в постоянно меняющейся ситуации, работающему с самыми разными детьми, необходимо и умение приводить себя в творческое состояние. Важно передавать приобретенные навыки саморегуляции своим ученикам. Разумеется, лишь в том случае, если сам хорошо владеешь ими и являешься своего рода образцом, у которого дети много перенимают в непосредственном общении. Вот для приобретения всех этих умений и важно начать работу по развитию саморегуляции, помня, что без глубинного осознания человеком необходимости изменения, выработки осознанной установки на такую работу внутри себя все наши попытки не дадут должного результата.

Основные направления саморегуляции 
1. Выработка гуманистической позиции по отношению к себе самому,  осознание того,что каждый человек пребывает в постоянном развитии. 
2. Приобретение базовых знаний, представлений о человеческих возможностях вообще и своих возможностях, в частности. Сами по себе знания нейтральны, они только тогда служат человеку, когда включаются в систему его мировоззренческих представлений и ценностных ориентации.

3. Актуализация личностных ресурсов: «Что дано именно мне, что у меня сильнее, что слабее, какие возможности я хочу в себе раскрыть, что я в себе еще не знаю (самоисследование)

 4. Развитие рефлексивной способности - постоянного переосмысления своего и чужого позитивного и негативного жизненного опыта и выработка механизма творения собственной жизни, ее смысла.  
Наряду с общеличностными умениями, такими, как овладение приемами самонаблюдения и самоанализа, способность влиять на собственные установки и уметь их вырабатывать, контроль и направление своих эмоциональных и поведенческих реакций, педагог, на наш взгляд, должен обладать такими специфическими качествами, как помехоустойчивость, то есть умение работать в постоянно меняющейся и многоликой аудитории: умение распознавать и оценивать ситуацию, увидеть истинные причины возникших событий или, во вся ком случае, пытаться их найти, построить возможные варианты решения и с достоинством выйти из конфликтной ситуации. Последнее не значит, что он должен сразу найти выход из возникшей ситуации, надо лишь суметь отключиться на время от нее, уйти от отрицательных эмоций, возникших в связи с этим, чтобы продолжать свою работу с детьми и не переносить на них возникшие проблемы. 
Педагог, научившийся осознанно управлять своими эмоциональ-ными состояниями, достигнет большего успеха в своей работе.

42. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями — реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических процессов, свойств и состояний человека связана с волей и внутренней речью. Внутренняя речь, как известно, служит основой для произвольности в управлении всеми психическими явлениями, а воля обеспечивает сохранение направленности и энергичности действий. 
Саморегуляция восприятия предполагает четкую постановку задачи восприятия — построение образа, получение однозначных ответов на вопросы типа: «Что наблюдать?», «Зачем наблюдать?», «Как наблюдать?» Прежде чем вести наблюдение, мы должны ответить себе на эти вопросы. В условиях сложной педагогической ситуации такие ответы не всегда являются очевидными, и приходится прилагать значительные умственные и физические усилия для того, чтобы их найти. Сознательная постановка подобных вопросов и нахождение ответов на них психологически требуют выбора и следования ему, что, в свою очередь, предполагает саморегуляцию. 
Управление вниманием основывается на несколько иных вещах. Произвольное и непроизвольное внимание в разной степени поддаются саморегуляции. Управление непроизвольным вниманием возможно только косвенно, через регуляцию психофизиологических состояний организма, от которых оно зависит. При утомлении непроизвольное внимание становится плохо управляемым. Таким же оно обычно бывает во время болезни, в состоянии чрезмерного возбуждения, аффекта или стресса. Наиболее действенными средствами управления данным видом внимания являются отдых, лечение, психофизический аутотренинг. 
Произвольным вниманием можно управлять при помощи слов или стимулов, вызывающих интерес. Чтобы привлечь внимание человека к чему-либо, достаточно как-то стимулировать его интерес. Словесная самоинструкция или вербальная саморегуляция внимания всегда прямо или косвенно базируются на интересе. Иногда бывает достаточно себя заставить увидеть в каком-либо объекте, явлении или событии что-то интересное, чтобы надолго приковать к нему внимание. Им в определенной степени можно управлять и через восприятие. 
Более сложна и необходима для педагога саморегуляция памяти. Два из трех известных нам процессов памяти – запоминание и воспроизведение информации – поддаются саморегуляции. Третьим процессом памяти – сохранением информации – управлять труднее, так как он работает на подсознательном уровне. Однако через определенную организацию  запоминания косвенно можно управлять и им. Саморегуляция мнемнических процессов основана на различных способах представления, ассоциирования, связывания в единое целое, мысленной обработки материала. Память улучшается, если запоминаемый материал удается представить зрительно, связать с какими-либо образами. Запоминание можно ускорить, искусственно вызывая из памяти другие перцептивные образы и представления, мысленно связывая их с вновь запоминаемым материалом. 
Можно сознательно управлять и мышлением, делая его более продуктивным. Основные приемы саморегуляции мышления сводятся к следующему:

  1. внимательный анализ условий решаемой задачи;
  2. соотнесение требуемого результата с заданными условиями с целью установления того, чего в них не хватает для получения нужного результата;
  3. постоянная тренировка мышления, выражающаяся в его систематическом упражнении;
  4. выработка определенной дисциплины мышления, предполагающей последовательный поиск и достаточную проработку различных альтернативных вариантов решения (это средство от так называемого «зацикливания» в мыслительных процессах);
  5. проговаривание вслух или про себя определенных идей, связанных с поиском решения задачи;
  6. систематическая запись идей и уже принятых действий.

Эмоциональная саморегуляция базируется на умении управлять состоянием мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

43. Учитель или воспитатель, занимающийся аутогенной тренировкой, может больше дать своим ученикам и воспитанникам, чем тот, кто ею не занимается. Аутогенная тренировка, улучшая состояние здоровья педагога, повышая его работоспособность, тем самым увеличивает и его педагогическую отдачу. При желании каждый учитель и воспитатель могут овладеть методами аутогенной тренировки и научиться пользоваться ими самостоятельно, в отличие от психокоррекционной практики, которая требует совместной групповой работы и участия в ней профессионально подготовленных психологов.

 Аутогенная тренировка, или—кратко—аутотренинг, представляет собой систему упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний. Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, в том числе в педагогической работе, так как в общении педагога с детьми и с их родителями нередко возникают ситуации, которые называют трудными и которые требуют эмоционально-волевой саморегуляции. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменять настроение и самочувствие, положительно сказывается на его работоспособности и состоянии здоровья. Те люди, кто систематически занимается аутотренингом, Получают возможность рационально распределять и экономно использовать свои силы в повседневной жизни, а в нужные моменты Предельно их мобилизовать. 
Аутотренинг основан на сознательном применении человеком Разнообразных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или, напротив, тонизирования. Соответствующие средства воздействия включают специальные упражнения, предназначенные для изменения тонуса скелетных мышц и мышц внутренних органов. Активную роль при этом играют словесное самовнушение, представления и чувственные образы, вызываемые волевым путем. Все эти средства психологического воздействия человека на собственный организм в аутотренинге используются комплексно, в определенной последовательности: релаксация, представление, самовнушение. Практическая отработка техники аутотренинга проводится в той же последовательности.

44. Творческое самочувствие - это такое душевное и телесное состояние человека, которое благотворно влияет на творческий процесс. При этом человек достигает наибольших результатов в труде, находится в состоянии вдохновения, получает наивысшее удовлетворение от работы, заряжает аудиторию своей энергией и получает от нее наибольшую отдачу. Внешне, со стороны, это состояние можно увидеть по физической подтянутости, собранности, мобилизованности сил человека, особому блеску глаз.

Самочувствие педагога в общении во многом опосредуется творческим самочувствием учащихся как объекто-субъектов педагогического воздействия. Более того, творческое самочувствие в момент его взаимодействия с классом основывается именно на органичном общении с учащимися и, следовательно, неизбежно опирается на творческое самочувствие ученического коллектива.

Настройка на творчество в непосредственном общении с детьми сложна и протекает у каждого по-своему. Большинство педагогов систематически осуществляют психологическую настройку на предстоящий урок, готовятся к встрече с детьми. Причем в этом процессе значительная роль отводится таким эмоционально значимым моментам, как мысленное переживание предстоящего урока, мероприятия, выработка своего эмоционального отношения к объектам деятельности. Направления психологической работы, которую должен осуществлять педагог для вызова творческого самочувствия, разнообразны и охватывают его интеллектуальную и эмоциональную сферы. Это - стремление мысленно пережить предстоящее общение и через него вызвать необходимый творческий настрой, который поможет почувствовать предстоящую деятельность, как бы эмоционально погрузиться в нее. Показательно для творческого процесса педагога стремление соотнести материал урока с собственным личным опытом, который помогает эмоционально осветить материал, увидеть в нем новые связи и опосредования. Именно так материал деятельности и приобретает необходимую творческую привлекательность для самого учителя.

45. Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив. При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив школы в то же время имеет и свои специфические особенности.  
Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.  
Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического коллективаУчительский коллектив в силу имеющегося огромного интеллектуального, воспитательного потенциала безусловно выступает субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе.  
Раскрывая главную особенность педагогического коллектива, необходимо отметить полифункциональность учительской профессии (поли – много)Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяет полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива.

Другая особенность педагогического коллектива состоит в его высокой степени самоуправляемости. Как правило, функциональные обязанности членов педагогического коллектива, его руководителей четко определены, должностные инструкции обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля. Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за все результаты своей деятельности.  
Специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в виду, что женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.  

 

 



Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"