Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:06, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука. Предмет и методы исследования в педагогике.
2. Личность и факторы влияющие на становление личности.
3. Движущие силы развития личности.
4. Дидактика как теория обучения.
5. Основные элементы содержания образования.
6. Формирование творческой деятельности как третьего элемента содержания образования.
7. Методы обучения в педагогике (основные классификации).
8. Формы организации обучения.
9. Особенности психологического анализа урока.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 55.32 Кб (Скачать файл)

Цель образования должна быть такой, чтобы

1) ее реализация позволяла  освоить с учащимися некоторый  набор учебных навыков (причем  должна, разумеется, соблюдаться логическая  последовательность их формирования  с учетом возрастных особенностей);

2) продукт, получаемый в результате ее выполнения приносил какую-то общественную пользу, или, проще говоря, был нужен кому-то, кроме его автора;

3) при работе можно было  бы реализовать свои творческие  наклонности и способности;

4) работа над проектом  имела бы выход на современные  проблемы человеческого общества;

5) задача подразумевала  бы рассмотрение ситуации в  широком контексте связей в том числе и с окружающей человечество природной средой.

Разумеется, при большей  детализации целей возможны и  более детально проработанные требования к учебной задаче и организации  работы над ней в зависимости  от возраста детей и общей стратегии  достижения тех или иных целей.

Источниками формирования содержания образования является культура или  социальный опыт. Содержание образования  состоит из четырех основных структурных  элементов:

1) опыт познавательной  деятельности, который фиксируется  в форме способов ее осуществления  – знаний;

2) опыт репродуктивной  деятельности, который фиксируется  в форме способов ее осуществления  – умения и навыков;

3) опыт творческой деятельности  – в форме проблемных ситуаций;

4) опыт эмоционально-ценностных  отношений.

Каждый из вышеперечисленных  видов социального опыта обладает специфическим видом содержания образования:

1) знания о природе,  обществе, технике, мышлении и  способах деятельности. Усвоение  этих знаний обеспечивает формирование  в сознании обучающегося точной  и реальной картины мира, формирует  навыки правильного методологического  подхода к познавательной и  практической деятельности;

2) опыт осуществления известных  способов деятельности, воплощающихся  вместе со знанием в умениях  и навыках личности, усвоившей  этот опыт;

3) опыт творческой поисковой  деятельности по решению новых  проблем, возникающих перед обществом.  Он требует самостоятельного  применения ранее усвоенных умений  и навыков в новых ситуациях.  Это обеспечивает развитие способностей  обучающихся к самообразованию  и дальнейшему формированию культурного  уровня;

4) опыт ценностного отношения  к объектам или средствам деятельности  человека. Это проявляется в отношении  к окружающему миру, к другим  людям в поведении обучающегося, в его практической и интеллектуальной  деятельности. С помощью данного элемента образования у обучающегося формируется определенная система ценностей, которая обуславливает эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов.

Все элементы содержания образования  взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов позволит человеку не только успешно функционировать  в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

  1.   Метод — это способ достижения  цели. В педагогике метод —  это способ совместной деятельности  учащихся и учителя, в результате  которой происходит передача  знаний, а так же умений и  навыков. Методы обучения в  педагогике делятся на три  группы — это пассивный, активный  и интерактивный метод.

Пассивные методы обучения в  педагогике считаются самыми неэффективными и сводятся к тому, что учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Примеры пассивных уроков — лекция, опрос, тест, контрольная работа. Некоторые  учителя, не смотря на все минусы пассивного обучения предпочитают этот метод, так как он легок в подготовке и дает возможность выдать учебный материал в большом количестве за ограниченное рамками урока время. В руках опытного учителя этот авторитарный стиль дает хорошие результаты.

Активные методы обучения в педагогике более демократичны, так как учащиеся на уроке не просто пассивные слушатели, а активные участники урока, имеющие с учителем равные права. Современной формой активных методов можно считать интерактивные  методы, отличающиеся от последних тем, что учащиеся общаются на равных не только с учителем, но и между собой. Цель интерактивных уроков состоит не только в закреплении изученного материала, а в большей степени в изучении нового.

Среди активных методов обучения наиболее известны проблемное обучение, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, игровое производственное проектирование и семинар-дискуссия.

При проблемном обучении процесс  усвоения новых знаний учащимися  становится похожим на поисковую  или исследовательскую деятельность. Успех обучения по этому методу обеспечивается совместной деятельностью обучающихся и преподавателя, задачей которого становится не просто сообщение новых знаний, а приобщение своих слушателей к объективно существующим противоречиям развития и истории познания и способам их успешного разрешения. Учащиеся вместе с преподавателем и под его руководством открывают для себя новое в какой-либо из областей науки, то есть процесс получения новых знаний в данном случае сродни деятельности изобретателя или исследователя.

При обычном подходе новая  для учащегося информация вводится в процессе обучения как нечто  известное и подлежащее передаче от учителя к ученику. Учащийся в  процессе обучения должен усвоить информацию, запомнить ее и переработать. При  проблемном обучении новая информация вводится как нечто неизвестное  и подлежащее открытию и исследованию. Роль учащегося в данном случае весьма активна. При этом он незаметно для  себя включается в процесс открытия нового знания

Активные методы обучения в педагогике не исчерпываются проблемным обучением. Одним из наиболее распространенных и эффективных методов является анализ конкретных ситуаций или case-study. Этот метод выявляет и развивает способность учащегося к анализу реальных, но не вымышленных ситуаций — жизненных или производственных. Встречаясь с какой-либо ситуацией, учащийся определяет наличие проблемы в данной ситуации и в чем она заключается, а также формирует свое к ней отношение.

Методы обучения в педагогике могут быть и весьма оригинальными. Одним из таких интересных методов  обучения является игровой метод  активного обучения, называемый разыгрыванием  ролей. При этом между участниками  учебного процесса распределяются проблемы и особые роли. При этом может  быть разыграно, скажем, производственное совещание. При этом каждый из участников «выступает на совещании» сообразно  собственной роли.

Особенно популярны активные методы обучения в высшей школе. Здесь  как нигде необходимо вовлекать  учащихся в творческий процесс познания и усвоения новых знаний. Семинары, дискуссии, диспуты и прочие активные методы обучения помогают студентам  лучше усвоить новые знания и  успешно применять их на практике.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

- Методы организации и  осуществления учебно-познавательной  деятельности: 1. Словесные, наглядные,  практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования  учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании  мотивации, чувства ответственности,  обязательств, интересов в овладении  знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к  определению методов обучения, которые  основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и  прочие. Эти определения требуют  дальнейшего уточнения, т.к. процесс  обучения не может быть пассивным  и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

 

  1.   Согласованное взаимодействие учителя и учеников в определенных условиях, по соответствующим правилам и в установленных временных рамках с внешней точки зрения отражает суть формы организации обучения. Формы организации обучения могут иметь различную классификацию в зависимости от критерия. По количественному критерию обучение может быть групповым, массовым, коллективным и индивидуальным. По критерию, определяющему временной интервал проведения занятий, формы обучения могут быть организованы в виде классического урока (45 минут), спаренного занятия (90 минут), спаренного укороченного занятия (70 мин) и короткого урока (30 минут). Формы организации обучения различаются так же, в зависимости от места проведения обучения, на 2 категории – школьная и внешкольная.

В дидактике известны три  основные и наиболее распространенные формы обучения: классно-урочная, индивидуальная и лекционно-семинарская.

Классно-урочная система  обучения, возникшая еще в XVII веке, образовалась и развивалась благодаря  деятельности великих деятелей педагогической науки И. Лойолы, И. Штурма, Я. А. Коменского. Классно-урочная форма характеризуется  разделением учеников на классы по критерию возраста и уровня подготовки, строгим соответствием заранее  разработанному и утвержденному  учебному плану, регламентированным чередованием и продолжительности занятий, в  соответствии с расписанием, ведущей  и руководящей ролью учителя, применением различных форм и  видов творческой и познавательной деятельности. Достоинства такой  формы обучения заключаются в  строгой организации и профессиональной разработке содержания, возможности  осуществления различных вариантов  коллективных методов обучения, экономической  целесообразности. Преимущество классно-урочной  системы обучения, выражающееся в  строгой организации – это  фиксированное расписание уроков, постоянный состав учебных групп (классов), постоянный педагогический состав, закрепление  определенных учебных помещений  за соответствующими учебными дисциплинами и др. все это создает возможность  для учеников чувствовать себя более  уверенно в привычной, стабильной обстановке, что естественно повышает эффективность  процесса обучения. Объединение учащихся по возрастным группам создает предпосылки  для улучшения процесса социализации, взаимного обучения, формирования навыков  и умений коллективного общения  и совместной деятельности, помогает человеку наитии свое место и определить возможную роль в группе, как модели общества. Руководящая роль педагога направлена на обеспечение целенаправленности усилий учеников, помогая тем самым ориентироваться в многообразии школьной и учебной практики, формирует культурные и поведенческие нормы у детей, стимулирует мотивацию к обучению и раскрывает пути дальнейшей образовательной деятельности. Недостатки классно-урочной формы обучения заключаются в том, что содержание обучения школьной программы ориентировано на среднего ученика, не создавая тем самым оптимальных условий для полноценного развития наиболее одаренных или наоборот отстающих учеников класса. Однообразие повседневной учебной деятельности в целом способствует снижению интереса и познавательной активности учащихся.

Единицей классно-урочной  формы обучения является урок –  организованный ограниченный и строго определенный в смысловом и содержательном плане отрезок времени, являющийся частью учебного процесса. Каждый урок, являясь лишь малой частью всего  процесса обучения, в конечном итоге  имеет большое значение, отражаясь  качестве конечного результата, ведь основная часть школьного обучения складывается из упорядоченного множества  таких частей, находящихся во взаимосвязи  друг с другом.

Индивидуальная форма  обучения в настоящее время не имеет широкого распространения, так  как не является экономически выгодной. Господство индивидуальной формы обучения наблюдалось в XVIII в. В то время  учителя набирали для обучения и  воспитания небольшие группы учеников: 10–15 человек разного возраста и  уровня подготовки и проводил с ними занятия, излагая учебный материал каждому в отдельности. Содержание и временной интервал обучения были строго индивидуальными. В то же время  особенно распространено было использование  гувернанток и нянь, которых нанимали на работу с целью воспитания и  обучения детей определенной социальной прослойки общества. Как правило, такой человек воспитывал и одновременно обучал детей нескольким дисциплинам, направление обучения и воспитание регламентировалось требованиями общества того времени посредством родителей  ребенка, при этом склонности и индивидуальные особенности воспитанника значения не имело. В настоящее время представителями  индивидуальной формы обучения могут  выступать репетиторы, призванные восполнять недостатки глубины школьного обучения по какой-либо определенной дисциплине.

Лекционно-семинарская система  используется главным образом в  высших учебных заведениях и учреждениях  послевузовского образования. Возникнув  с появлением первых университетов, эта система не претерпела значительных изменений и, как и прежде, ее основными  формами являются лекции, семинары, коллоквиумы, практические и лабораторные занятия, зачеты, экзамены, производственная практика. Такая форма обучения рассчитана на людей, уже имеющих навыки самообучения и самообразования, имеющих осознанную мотивацию и стремление к получению  знаний и способные к самостоятельному поиску и усвоению новой информации.

 

  1.   Цель обучения произвести определенные  изменения в психике школьника,  развить его познавательные способности,  сформировать определенные качества  личности. Деятельность учителя  на уроке рассматривается, как  «стимуляция и управление» активной  деятельности ученика. Но управление  не возможно без обратной связи,  то есть постоянного получения  педагогом информации о ходе  познавательной деятельности учащегося,  которой он управляет: об ошибках,  недоумениях, затруднениях, темпе и т.д.

Психолого-педагогический анализ урока предполагает оценку его  типа и структуры, а также их психологической  целесообразности. Далее, что определяет деятельность учителя и ученика  это содержание урока, то есть характер той информации, которую должны усвоить  школьники. (учитель может предлагать материал различный по степени его конкретности, обобщенности и абстрактности). Очень важно понять психологические особенности учебного материала, так как он во многом определяет характер познавательной деятельности школьника. При оценке качества учебной информации необходимо определить его соответствие возрастным и индивидуальным особенностям школьников. П.п. анализ начинается с выяснения того, как учитель формировал понятие на том или ином уровне. В процессе обучения формируются не только отдельные понятия, но и их система, поэтому нужно определить какие связи между понятиями установил преподаватель (внутрипредметные, межпредметные)План психолого-педагогического анализа урока. Психологическая цель урока. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели. Учет конечной задачи перспективного плана, психологических задач изучения раздела, характера изучаемого материала, результатов, достигнутых в предшествующей работе. В какой мере методические приемы, стиль урока отвечают поставленной цели.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"