Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".

Вложенные файлы: 1 файл

МОИ ШПОРЫ.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Дидактич. взгляды  Толстого. Яснополянск. шк. + табл.

Яснополянск.шк. была задумана Толстым, как своеобраз.пед. лаб-ия по созданию нов.содерж. и методов восп-я детей. Она д. основ-ся на уваж-ии лич-ти реб., раз-и его акт-ти и самост-ти, всех его способ-тей. Занятия строились в форме свобод.бесед. уч-ля с уч-ми. Предмет: чтение, письмо, чистопис-е, грамм-ка, закон божий, рассказы из рус. ист-и, ариф-ка, свед-я по природ-ию, географии, рис-ие, пение. Сведения по природоведению, гео-ии сообщались в форме худ. Рассказов на ур. рус. яз. Опред-ого уч.плана, прог-мы обр-я и тверд. распис-я не было.Обяз. ежеднев. посещение шк. от детей не треб-лось. Взыскания и наказания отсутст-ли. Уч-ся дел-сь на 3 кл.: млад.,сред.,старш. В них обуч-сь 40-50 чел. Ежедневно 5-6 ур., уч. день дел-ся на 2 части: с 12 до 15 обеден. перерыв. Д/з не практ-сь, все выполн-сь в шк. Небольш. кол-во уч-лей, вели дневники, записи, намечали нед. планы раб., в уч.планы внос-сь умен-я в соотв-ии с мн-ием коллег, интересами детей. Писали соч-я на своб. тему, лучшие тексты чит-сь и коллект-но обсужд-сь в кл. Среди различ. методов об-ия использ-л живое слово уч-ля (рассказ, беседа). Правила, опр-я д. сообщ-ся уч-кам как выводы из дост-но усвоен-го или фактич. мат-ла. Приучал уч-ся к наблюд-ти. Практ-л экскурсии, опыты, польз-ся таблицами, картинами. В шк. царила благожелат. к детям, творч. атмосфера, уч-ся б. открыты, искренни в своих отнош. с уч-лями, могли разв-ть свои познават. интересы, усваивать много знаний, самост-но мыслить и работать.

30. Сущность  реформ-ой пед-ки в Зап. Евр.  и США в к19-нач. 20в.     В к. 19-нач.20 вв. в заруб. странах и США стали устанав-ся нац. системы образ-я. В кажд. стране встали свои проблемы. Старые шк. не развивали способности. Внутри пед. науки испол-ся инновации. Эти 3 момента определили необх-ть реформир. шк. Идея подготовки подрост. поколения к самореализ-ии творч. личности.  Реализ-ся нов. направление – философия позитивизма. Знания, опыт сосст. жизнедеят-ти чел.  Главн. зад. – выявление склонностей, способ-й, кот. лежат в основе образ-я. В ценре – личность реб. Основание принципа пед. центризма – изучение личности реб. Выдел-ся концепции: 1к. свобод. воспитания (В.). Шведск. писательница Эллен Кей и итал. педогог М.Монтессори – сторонницы домашнего В. Шк. несколько травмировала реб. Создание семейн. отношений. Программа М.М. сенсорную культуру чел. Некотор. элементы исп-ся и в совр. шк. 2 экспериментальная педаг-ка. Немцы Эрнст МЕйман, Август Лай, фр. Альфред Бине исп-ли методики по изуч. личности реб. Бине – тесты, Эдуардл Торндайк – колич. измерения. Обучение д. следить за развитием реб. В. и обуч-ю отвод. второстеп. роль. Лай говор. о необх-ти создания для реб. условий для самовыражения. 1)дать знания; 2)выраж. свое отнош. к знаниям. Ребенок д. действовать. Рисунок, слово, труд, лепка – осн. ср-ва выражения. Нужно стремиться, чтобы реб. проявлял активность. Исключ-ся осмысление. Весь проц. обуч. сводится к формуле «стимул-реакция». 3 Джон Дьюи(амер.)-представитель прагматизма. Истина-все то, что полезно. Выдвиг. идею создания инструментальной педагогики; проц. обуч-я д. строиться на личном  опыте реб. Он его понимает в игровой, труд. деят-ти, кажд. действие – инструмент познания. Результат:формир-е навыков, умений. Дьюи  реализ. свои идеи в нач. шк.(4-12 лет). Всю систему строил в соотв. с возрастом: 4-8лет – акцент на развитие впечатлений, представлений.; 8-11 – расширялся кругозор; 11-12-развитие всех сущностных сил реб. Ограничение реб. его личным опытом. Исп. метод проектов.Георг Кершенштейнер – теоретик трудовой шк. и гражданского В. Осн. идей: шк. д. обеспечить примирение классов. Разраб. проект трудов. шк для детей трудящихся. Формир-е послушания, порядочности, овладение элементам грамотности. Дети обуч-ся в шк. до 14 лет. Затем покидают ее, работают на произ-ве и получ. доп. образ-е. Проф. подготовка. Патриотическое В. осущ-ся в уч. заведениях.

28. Теория народн. шк. и концеп. развивю обуч. Дистерверга. Дистервег (1790—1866) заним-ся вопросами обуч. и восп. в нач. шк. Осн. пед. труд — фундаментальная работа «Рук-во к обр-ю немец. уч-лей» , 1ч. кот. посвящена общим вопросам пед-ки, 2ч. — частным методикам обуч. Выступал за обновление шк-го обр. Ядро N шк-й сист. педагог видел в светской народной шк., охват-щей детей от 6 до 14 лет и связ-й с вышестоящими учебн. завед-ми. Гл. зад. народ. шк. — в разностороннем развитии кажд. реб., независ. от соц. полож. и религ. взглядов его родителей. Дистервег выделил 3 ступени возрастного разв. детей шк-го возраста и наметил осн-ые направ-я обуч. и восп. на кажд. ступени. Для детей 1-ой ступени (6—9 лет) хар-ны повышенная физич. активность, склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное знач. при их обуч. следует уделять чувств-му познанию, упражнению чувств. Шк-ки 2-ой ступени (9—14 лет) отлич-ся развитием памяти и накоплением представлений об окр. мире. Отсюда важнейшая зад. обуч. — приобщить ум детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению необх. учебных навыков. В этот п-д важно развить у шк-ов абстр. мышление, умение делать выводы, сравнивать, анал-ть. Третья ступень охватывала шк-ов в возр. от 14 до 16 лет. В этот п-д важно развивать мышление уч-ся, твердые нравст. п-пы, чтобы впоследствии они превращались в убеждения. В пед. наследии Дистервега особый интерес предст-т формулировка ведущих п-пов восп. и обуч. — природосо.ти, культуросо.сти и самод-ти. Под природосообразностью Дистервег понимал следование в восп. и обуч. природе реб., учет его особ-й. Только зная психологию и физиологию реб., педагог м. обеспечить гармоничное его разв-е. Его большой заслугой явл-ся идеи развивающего обучения. Именно на этой основе он построил 33 дидактических правила, согласно кот. уч-ль д. хорошо знать своего уч-ка, его особ-ти и ур-нь развития, круг интересов, понятий и представлений. Только в этом случае можно вести занятия естественным путем. Благодаря трудам А. Дистервега окрепло важнейшее звено пед-ки - теория развив. обуч.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Дидактич. взгляды  Ушинского. Родной язык.      Сторонник реального обр., говорил об огромном образ-ом и восп-ом знач. естеств-я.  
Указывая на необх-ть учета возр-х псих-х особ-й детей, он дал ряд конкретных методич. рек-ций по разв-ю внимания, памяти уч-ся. Считал нагл-ть 1 из важнейш. п-пов обуч. Много вним. уделял сознат-ти и проч-ти усвоения детьми учеб. матер. Много места уделил уроку как осн. форме орг-ции учеб. процесса, сформ-л ряд треб-й к нему: целенап-ти, законч-ти, разнооб-я исп-ых м-дов и т. п. Центр. место в пед. сист. Уш. заним. его учение о родном яз. как о главнейшем источнике, - факторе и ср-ве восп-я  чел. В яз. перед-ся вся мудрость народа, обогащающая и воспит-щая последующие поколения.   Он указывал на большое знач. произв-й народн.  тв-ва  в деле восп-я и обуч.  детей.  На  1-е  место  ставил  он  рус. нар. сказки, посл-цы, прибаутки и загадки. Уш. учит, что, во-1-х, путь всего процесса восп-я и обуч. лежит в построении его на родн. яз., и, во-2-х, изучение яз. и его богатств д. являться 1 из осн-х целей всякого восп. и обуч., если это восп-е служит интересам народа. Он счит., что без помощи родного слова нельзя не только понять природу, но, что гл., питать в себя ту восп-ю силу, кот. обладает природа родной страны. Придавая решающее знач. родному яз. в деле разв.я детей, Уш. гл.внимание уделял построению нач. обу. искл-но на родном яз. Исходя  из  того,  что  родной  яз.  «есть   единственное  орудие, посредством кот. мы усваиваем идеи,  знания,  а потом передаем  их»,  К.Д.Уш.  счит.  гл. зад. эл-го  обуч-я овладение родным яз.

53. Педология  и её влияние на разв-е пед-ки. Д-ть Блонского.

Плодотворным  результатом взаимосвязи пед-ки и псих-и б. созд-е педологии (учение о детях). Педол.- теч-е в пед-ке и псих-и, возникшее на руб. 19-20вв., обусловл-ая разв-ем приклад-х отраслей псих-и и эксперемен-й пед-ки. Основатели: Холл, Болдуин, Киркпатрик, Мейман и др. Её содерж-е сост-ли псих-е, биологич-е и соц. подходы к разв-ю реб. В Р. педол. получ. широк. распр. к к.20-х гг. Педологич-ми исслед-ми заним-сь многие изв-ые физиологи, псих-ги, дифект-ги: Блонский, Выготский и др. Учёными, работ-шими в обл. педол. б. накоплен большой эмперич. матер. по разв-ю детей. Наиб. ценными в педол. явл-ся 2 позиции: стремл-е к всестор. изуч. реб. в процессе пед. исслед-й и диагн-ка психич. разв. В 1936г. постан-ем ЦК ВКПб педол. б. объявлена псевдонаукой и прекратила своё существ-е. Это затормозило разв-е как пед-ки так и псих-и В 1920-х гг. ученый не огранич-ся созданием теоретич. работ, активно участвуя в выработке N шк-х программ, организовав Академию соц-го восп-я (высшее пед. учрежд.), проводя опытно-экспер-ю работу в шк.С середины 1920-х гг. интересы Блонского сконц-сь на проблемах педологии. После постановления ЦК нач-сь политическая травля Блонского.

54. Шацкий и  его концепц. школы как центра  восп. в соц. среде.      Шацкий Станислав Теофилович - советский педг. В 1906 орг-л в Калужской губернии на обществ-ые ср-ва общ-во "Сетлемент", кот. в 1908 б. закрыто полицией за пропаганду  за попытку "проведения соц-зма среди детей", а сам Шацкий С.Т. был арестован. С 1909 руководил общ-вом "Детский труд и отдых". В 1911 вместе с женой, Шацкой В.Н. На деньги Морозовой М.К. орг-л летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь". Основой жизни детей в колонии б. физич. труд. С.Т. Шацкий в числе важных для пед-ки проблем выделял вопросы самоуправл-я шк-ов, восп-я как орг-ции жизнед-сти детей, в т. ч. проблемы лидерства в детском сообщ-ве. В его концепции шк. как центра восп. молодежи в соц. среде участие в ее преобразовании становилось важным источником развития познават-й и ценностно-эмоциональной сферы реб. Гл. зад. шк. предст-сь ему в приобщения реб. к к-ным достижениям чел-ва. Обр-е д. б. направлено на формир-е чел., способного самосоверш-ься и совершенствовать свое окружение, рационально заниматься трудовой, умств. и эстетич. д-ю, сосредоточивать свои усилия для достижения поставленной цели. Ведущим моментом д-ти реб. в процессе восп-я и обуч. Шацкий называл тв-во, самостоятельность. Гл. рез-т обуч-я он видел не  в приобретении знаний, а в развитии мышления личности — воспитании ума.


 

55. Школа и  пед-ка в годы ВОВ. 

В чрезвычайно  сложн. полож. оказ-сь шк. в годы ВОВ (1941-1945). Масса детей была лишена возмож-ти учиться. В1941/1942 учеб. году в РСФСР шк. не посещ. 25% уч-ся. В ходе войны только на тер-рии РСФСР фашисты разруш. около 20 тыс. шк-х зданий. В районах боевых действий прекратили работу почти все шк. В первом военном 1941/1942 учеб. году на треть уменьш-сь число уч-ов в 4-х кл. За время войны на треть сократилось кол-во средних школ. Многие шк-ые здания б. заняты под казармы, госпитали, заводы. Обычными б. занятия в 2-3 и даже 4 смены. В военные годы б.приняты правительственные решения, касавшиеся шк-го обр.: об обучении детей с 7-летн. возраста (1943 г.), об учрежд. общеобраз-х шк. рабочей молодежи (1943 г.), об открытии вечернях шк. в сельской местности (1944 г.), о введении пятибалльной сист. оценок успеваемости и поведения уч-ся (1944 г.), об установлении выпускных экзаменов по окончании нач., 7-летней и средней шк. (1944 г.), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся уч-ся средней шк. (1944 г)и др. Корректир-сь учебн. планы и программы. Они б. частично сокращены. Одновр-но вводились военно-оборонные темы и военно – физич. подг-ка. Мн-во детей и подростков систематически принимали участие в с/х работах, строительстве оборонительных сооружений. Всего за годы войны во время летних каникул в с/х работах приняли участие около 20 млн шк-ов. Подростки — уч-ся проф. и общеобраз. школ трудились на промыш-х предприятиях. Тысячи уч-лей и детей шк-го возраста участв-ли в боях с оружием в руках.

58. Пед-ка сотрудничества.

Направл. в отеч. пед-ке 2-й пол. 20 в. П.с. предст. собой систему м-дов и приёмов восп-я и обуч., осн. на п-пах гумм-зма и творч. подхода к разв.ю личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин и др. Педагоги — новаторы заявили, что ПС принимает любого реб. Это пед-ка, основ-щаяся не на классич. п-пе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».Снач. ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерж-тся вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Педагоги д. помочь сохр-ть ребенку свою инд-ть, выявить потреб-ти, помочь ему в Интел-ном и нравств. разв. Б. выделены осн. идеи ПС: -обучение ребенка в ЗБР; -учение без принуждения; -набор ключевых слов, знаков, располож-х в виде опорной схемы, для искл-я зубрежки материала; -идея опережения; -идея свободы выбора; -идея диалогического размышления;  -идея совмест.д-ти уч-лей и уч-ков; -идея Добров-ти в досуговой д-ти.

3. Научн. подходы  к изуч. всемирн. историко-пед.  процесса.   1подход:цивилизационный подход это способ осмысления целей средств механизмов условий результатов реализации природы индивида обеспечивающих анализ пед-х феноминов в единстве их выражения от общечеловеческого до локального уровня в контексте категории цивилизации выделяли: человеческую цивилизацию ; цивилизацию стадии общая ; великую цивилизацию особенная ;локальную цивилизацию единичная.      2подход антропологический развитие человека с культурой;      3подход парадигмально-педагогич. Пед.парадигма образования –это совокупность устойчивых повторяющихся смыслообразующих характеристик кот. определяют сущностные особенности схем теоретич. и практич. пед. деятельности и взаимодействия в образовании независимо от степени и форм их рефлексии Парадигмы:  -педагогики авторитета (от постановки цели до достижения все это принадлежит педагогу)    -пед.манипуляции (избегание прямого контакта) –пед.поддержки.        Методы и источники :    -реконструкция; -объяснение;  -понимание пед событий прошлого.   Носителем информации яв-ся источники (письменные документы, устные придания,обычаи,ритуалы,обряды,материальные и вещественные памятники изобразительные материалы)


 

16. Гуманистич. пед. мысль и шк. эпохи Возрожд.     (14-16вв) Подъем пед. мысли б. тесно связан с интенс. разв. ис-ва, лит-ры, науч. знаний. Гумм-ты заново открыли, как много в к-ре и обр-и сделали антич. народы Греции и Рима. Возрожд., т.е. восстан-е антич. традиции. Гумм-тов привлекала свобода, выраз-ть и красота классич. лит-ры. В классич. наследии стремились черпать традицию восп. физич., эстетич. развитого чел., способного на самост. и полезные общ-ву действия. Предст-ли Возр. обогатили прогр. классич. обр., добавив в нее изучение древнегреч. яз. Смысл таких нововведений состоял в стремлении извлекать из антич. лит-ры воспитательно-дидактич. материал: идеи гос. устр-ва — у Аристотеля, уроки военного ис-ва — у Цезаря, агрономические познания — у Вергилия и пр. на первое место выходят идеи Платона. Томмазо Кампанема который в своем сочинении «Город Солнца» описал общественное устройство вымышленного города-государства, основанного на п-пах справед-ти и гуманизма, уделил большое вним. вопросам восп-я детей, кот. с самого раннего возраста д. б. нах-ся под полным контролем со стороны правителей. Т. Кампанелла принадлежит идея наглядного обуч., которая позже б. исп-на многими пед-ми точно так же, как и его мысль о связи обуч. с трудом. Витторино да Фёльтре В шк. в Мантуе на севере Италии, кот. он возглавлял и кот. известна под названием «Шк. радости» обучались как мальч., так и дев., что б. принц-но новым для того времени. Содерж. обуче. имело целью заложить у воспит-ов фундамент общей к-ры, кот. в дальнейшем позволил бы им самост-но овладевать спец. знаниями. Основу шк. прогр. составляло изуч. классич. яз. и лит-ры, куда,  вкл-сь изуч. традиц-х «7 свободных ис-тв». Близкой по гуманистич. духу, но отличавшейся по цели обр. б. шк. в Ферраре, куда б. приглашен для преподавания друг Витторино да Фельтре Гуарино из Вероны. Он ставил задачу подг-ть своих питомцев к буд. профессии. Мишель Монтенъ кот. в своем труде «Опыты» предложил концеп. чел. N t — широко обр-го и критически мыслящего. Основу знаний, по Монтеню, сост-т опыт. Реб-ку, писал он, внушаются с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достов-ти. Эразм Роттердамский Одним из первых заговорил о народном обр. С 7-летн. возр. реб., независ. от пола, готов к систематич-му обуч. и восп. А до этого времени его д. восп-ть мать и отец. Возрожд. гуманистич. идеала восп-я в Англии, начавшееся в начале XVI в., привело к появлению шк. гуманистич. типа, таких как шк. св. Павла в Лондоне. Гармонич. разв. чел.оказ-ь на практике иллюзией. На смену воображаемой соц.-активной дух.-нравс. творч. личности стал формир-ся деловой чел., для кот.о идеал, созд-й Возрож-ем, представлялся ненужным при достиж. поставл. им целей.

 

17. Пед. идеи  и практика обр. реф-ции и  контрреф.   На руб. XV—XVI вв. Движ. Реф. связано с именами Мартина Лютера, Жана Кальвин и Ульриха Цвингли.Реф., выступавшая против средневек. католич. церкви, стремилась к перестройке религ-го сознания людей в духе рац-ой трактовки хр-го вероучения. Внутри реформ-го движ. наметилось 2 направл. — бюргерское, выражавшее интересы буржуазии и возглавлявшееся М. Лютером, и крестьянское во главе с революционно настроенным Томасом кот. под знаменем религ-х треб-й выдвигало идею уничтож-я частн.собств. и порабощения одних людей др. Деятели Реф. широко исп-ли восп-е и обр., выдвинув лозунг всеобщ. обр. детей всех сословий на родном яз., что д. б. в значит. степени облегчить усвоение и осмысление знаний. Идея обязат-ой нач. шк. б. шагом вперед в осущ-и всеобщ. грамот-ти. Деятели Реф. опирались на практику обуч. и восп. в «братских общинах» - формально светские орг-ции, члены кот., не связанные официально с церковью, имели общее имущество, жили и работали вместе, исповедуя идеалы хр-го коммунизма. Принятое в этих общинах восп-е вкл. выработку умения совместно раб-ть и уважения к физич. труду. Изменения в орг-ции шк. дела в эпоху Реф. б. учтены последователями Лютера — Филиппом Меланхтоном и Иоганном Штурмом. Гл. цель этих преобраз-й - разработка рац-го содерж. обр. и восп., предусматривавшего преемственную связь между средн. шк. и ун-том. 1-м учеб. завед., ставшим эталоном европ. шк., стала гимназия, основан. И. Штурмом в 1538 г. в Страсбурге на базе латинской средней шк. Она строилась на трех п-пах: благочестии, красноречии и знании.  Контрреформация.с конца 50-х гг. XVI в. в качестве противостоящая сила, кот. противостояла гуманистич. к-ре. Игнатий Лойола полагал, что успехов в отстаиваемом им деле можно добиться через широко орг-ю восп-ю д-ть. Деятели Контр. стали созд-ть в европейских странах общедоступ. бесплат. нач. шк. Иезуитская сист. восп., завоевав большую популярность, просущ-ла довольно длит. время. Интерес в этой сист. обуч. и восп. представляли такие м-ды, как межклассное и внутриклассное состязание, конкурсы, театрализованные представления, шк-ое самоуправл. и др. Но все это сопровож-сь непрерывной слежкой за воспитанниками, игрой на чел-их страстях, авторитаризмом и формализмом в обуч.К концу XVI в. гуманистич. мировоззр. б. почти полностью оттеснено идеологией Реф-ции, а позднее и Контрреф.и возродилось лишь в эпоху Просвещения.

33. Просвящ.  в Р. в 1-й пол. 18в. Реформы  Петра I.    

Радик-ая европ-ция  Р. при Петре I, внедрение зап. образа жизни и культ-х ценностей. Б. создана светская шк., призванная обеспечить гос-во кадрами военных, чиновников, уч-лей, инженеров. Реформа духов. обр-я: создание нач-х архиерейских шк. и дух. семинарий. В сер. 18 в. слож-сь сословная сист. обр-я и восп-я: кажд. учеб. завед. предназн-сь для опр-го сословия и имело различн. образ-ную программу. Для развития пед. и шк. бол. знач. имели просветит. реформы: введение гражд. алфавита, возник-е периодич. прессы («Ведомости»), выпуск светской оригинал. и переводной лит-ры, учреждение Академии наук, открытие  перв. светск. гос. шк. В 1715г. морск. Кл. школы б. переведены в Питербург, где на их основе открылась Морская академия. В п-д царствования Петра1 б. открыты артиллерийск.шк. в крупн. городах, навигац. шк. в портовых городах, хирургич., инженер. и разнояз. шк. в Москве. На Урале б. создана перв. горнозаводская шк. В 1725г. б. создана в Питербурге Академия наук, при ней б. открыт. ун-т и гимназия, в кот. иностр. ученые д.б. готовить рус. ученых и спец-ов.  В Академии не б. представлено богословие, светский хар-р обучения. 1689-1725 - царствование Петра I. Радикальные эконом. и полит. преобразования в Р., потребовавшие проведения реформы просвещ.. Контроль над обр-ем переходит от церкви к гос-ву. 1698 - открытие 1-й гарнизонной шк. (артиллерийская шк. Преображенского полка) для обучения детей солдат и матросов. В ней обучались грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу. 1701 - открытие шк. математич. и навигац. наук в Сухаревой башне в Москве. Возраст уч-ся от 12 до 20 лет. Шк. готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Уч-ки получали «кормовые» деньги. За прогулы уч-ся грозил немалый штраф, а за побег из школы - смертная казнь. 1706- открытие Новгородской архиерейской шк. Создана братьями Лихудами, кот. раб. затем  в  ней уч-лями.

Шк. давала уч-кам  широкий курс обр-я. 1707  - открытие в Москве хирургической шк. при военном госпитале для подг. врачей. Теор. подготовка сочеталась с практич. раб. в госпитале.  1714 -указ Петра I об откр. цифирных шк.Создание сети гос-х нач. школ, доступных достаточно широким слоям населения. Обучались дети с 10 до 15 лет с целью подготовки к гос. светской и военной службе в кач-ве низшего обслуж-щего персонала, для работы на заводах и верфях. 1716 - открытие первой горнозаводской школы в Карелии для подгот. квалифиц-х рабочих и мастеров. В шк. первонач-но обучались 20 детей из бедных дворянских семей. Здесь же обуч-сь горному делу юноши, уже работающие на заводе. 1721 - открытие шк. для подг-ки канцелярских служащих.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Возникн-е  и сущ-ть христ-й пед. традиции.   В 1-2 вв.н.э. Рим. империя достигает высшего могущества (Зап.Евр., Сев. Африка, Сирия, Палестина, Малая Азия- власть империи); но римское господство не снижало противоречия рабовладельч. общ-ва. В это t среди народных масс получает распр-е хр-во – N религия, возникшая в Палестине в 1 в.н.э на основе иудейского единобожия. Идеалу древнегреч. восп-я противоп-ся идеал самоогранич., смирения, взаимопомощи и дух. независ-ти от властей. Раннее хр-во придает огром. знач. семейному восп-ю. На Ближ. Востоке сущ-ли N формы восп. и обр. Н: Кумранская община (2в до н.э – 1в н.э.): строгий дисциплинарный устав – наказание за ложь, оскорбление, за неподчинение авторитету старших; обяз-ти уч-лей возлаг. на должностных лиц общины; сохраняется связь форм и м-дов шк-го обр. и восп. с традициями семейного восп-я; уч-ль для уч-ка – живой пример в различ. жизн. ситуациях, доказывая истинность своих слов. Церковь получ. строгую орг-ю стр-ру. Свящ-ки и еп-пы приобретают ф-ции уч-лей. Б. разраб-ны нормы вероучения и поведения верующих, за нарушение – наказание (вплоть до отлучения от церкви). С 3в растет число уч-лей-христиан. 4в – император Юлиан – указ о запрете уч-лей-христиан. Во 2-3в хр-ая церковь ост-ся преследуемой и гонимой. В 380г император Феодосий объявляет хр-во гос.религией, а в 410г – уже хр-ном д. б. кажд. находив-ся на императорской гос.службе. Целью хр-го обр. стан-ся не получ. знаний о Боге, а знание Бога. В римском общ-ве (особенно среди евреев) в 1в н.э возникают ранние хр-ие общины. 1-ые из них появл-ся в к-ном центре – Антиохии. В дальнейшем идеи хр-ва разнесены по всей Рим. империи. В первые 3в н.э. хр-не преслед-сь гос. властью. Они отказ.сь признавать божеств-ть императоров. Выраб-ся N идеал чел. В 313г хр-во признано равноправной религией, христиане-уч-ля получили право свободно толковать антич. лит-ру, ф-фию с т.зр. хр-го вероучения. Хр-ое обр. и восп. осущ-сь лишь в замкнутых общинах. Кажд. член общины д. б. не только передать свое имущ-во и посвятить им личный свой труд, но и отдать в их распоряжение «все знания». В общине практиковались коллект-ые формы обуч. Они сочет-сь с инд-ми. Труд рассм-ся как смыслообразующий эл-.т. Детям следует прививать уважение к труду, чувство радости от него.

31. Восп. и обуч. у древних славян и в Рус.  гос-ве в 10-17вв.

Киевский п-д  занял особое место в истории  славян. В эту эпоху произошло  становление древнерус. народности и гос-ности, что внесло существенные изменения в восп. и обуч. В практике восп. и обуч. сохр-е традиций первобыт.-общинной эпохи: то же вкл-е детей в различ. виды д-ти в достаточно раннем возрасте, то же различие в восп. мальч. и дев., те же обряды инициации. Однако развитие внутриобщинных эконо-х процессов постеп. привело к выделению семьи как самост-й хоз-ной ячейки и к обособлению различ. соц. слоев — земледельцев, ремесл-ов, общинной знати, жречества. Восп. и обуч. в кажд. из этих слоев начало ориенти-ся на свой идеал. Так, дети знати д. б. готовиться к рук-ву жизнью общины, жречества — к овладению священным знанием, дети рядовых общинников учились трудовой д-ти.Восп. осущ-сь прежде всего в семье. Большое знач. в этот п-д придавалось военному обуч.. Экон-ки общины уже могли позволить себе содержать дружины — проф-х воинов. У восточ.славян уже обозначилась такая форма обуч., как ученичество. Восп. в ту эпоху осущ-сь в соотв. с языч. мировоззрением древ. славян. Как и др. народы, славяне поклонялись разнообр. богам и богиням. Языч. к-ра не знала пись-ти, все понятия о жизни, конкрет. знания перед-сь устным путем. Некот. свид-ва древ. источ. позволяют предп-ть, что распр-е славянской пись-ти нач-сь на Руси в н. IX в. в связи с проникновением хр-ва, до официального его принятия.  «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096 г.) требует восп-я любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. Подтверждается патриархально-родовой хар-р восп-я (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Гл. сп-бом восп-я -подражание детей отцу. Гл. очагом восп. и обуч. всех сословий в Киевской Р. б. семья. Дети знати и горожан могли получить эл-ное обр. в семье. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным восп..

38. Обществ-но-пед.  движ-е 60-хг. 19в. Особ-ти реформ  и контрреф.    Важной составной частью общ-го движ. б. пед. движение. Острая критика крепостного восп-я, борьба против сословной шк. за общее светское  обр., за восп-е чел. и гр-на, за обр. женщин, борьба против зубрежки, уважение к личности реб., автономия высшей шк. - важнейшие вопросы пед.ки 60-х г.г. 19 века. В этот п.д возник ряд обществ-х орг-ций, цель- решение насущных проблем пед. теории и практики. В 1859 г. создается Петербургское пед. собрание→ П. п. общество (к. Д. Ушинский). При Вольном экон-ом общ-ве создается Комитет грамотности, где обсуждаются вопросы орг-ции народных шк. Орг-ся воскресные шк., в кот. ведут свою работу и револ-ры. Создаются шк. для детей рабочих, а в некот. местах- дошк. учреждения. Развивается пед. журналистика. Изд-сь: «Журнал для восп-я» (статьи Ушинского), «Уч-ль», «Рус. пед. вестник», «Пед. сборник» (общие вопросы восп. и средней общеобр-й шк.) и др.  Шк. реф. касались нач., сред. шк., ун-в. «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. К нач. народ. уч-щам б. отнесены эл-ые шк. всех ведомств, городские и сельские, содержащиеся за счет казны, обществ, частных лиц. В нач. шк.: закон божий, письмо, чт., ариф. Открыты для всех сословий, б. бесплатными. Для рук-ва учебно-восп. работой шк. учреждались уездные и губернские уч-щные советы. В составе: представитель от мин-ва народного просвещ., представитель от мин. внутр. дел, представитель дух. ведомства, два представителя от уездного ведомства, представитель городского самоупр-я. Новое: предоставление права открывать народные уч-ща органам местного самоуп-я (земствам, городам), общинам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин. Сохранились церковно- приходские шк. Устав гимназий 1864 г.: 2 типа гимназий: классич. (древние языки- латынь, греческий), реальные (без древних языков), 7-летнее обучение. В реальных гимназиях в большом объеме преп-сь матем., естест-е, физика, Черч., 2 новых яз.- нем. фр. Но право поступления в ун-ты б. предоставлено лишь окончившим классич. гимназию. Окончившим реальные гимназии был открыт доступ только в технич. и с/х высшие учеб. завед. Гимназии объявлялись бессословными учеб. заведениями, отменялись телесные наказания. В 1860 г Женские училища двух разрядов:1) 6-летний срок обуч.; закон божий, р. я., ариф., геогр., история, естес-е, физика, рукоделие; 2) 3-летнее обуч.; закон божий, р. яз., русская история, арифм., рукоделие. Обучались дев. всех сословий. В 70 г. уч-ща б. преобразованы в женские гимназии и прогимназии.  Ун-м предоставлялась автономия: право выбора ученым советом ректора и проректора, избрание профессоров, советы фак-тов, выборы деканов.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"