Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".

Вложенные файлы: 1 файл

МОИ ШПОРЫ.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Воспитание  и обуч. в средневек. Индии.    Инд-ая и буд-ая пед. традиции претерпели в средневековом индийском общ-ве опр-ую эволюцию. Наряду с кастовой сист. обр. в Индии к V в. зародились иные эл-ты к-ры и образов-ти. Наивысш. обр. адрес-сь брахманам, чьи дети готовились к занятию должностей священнослужителей. В то же время усиливалась практич. направ-ть обуч. представителей др. высших каст. Вайшья, н., д. б. уметь сеять и различать плодор. и неплод. земли, измерять вес, площадь, объем и пр. Все эти знания приобретались не только у уч-лей, но и у род-лей. Буд-ая сист. обр., не принимала во внимание кастовых различий. Буддисты отказались от дом. обуч., передав пед. ф-и монахам. От уч-ков ждали полного послушания, нарушителей дисц-ны изгоняли. Обуч-е имело религиозно-философскую основу. Со t прогр. обогащалась, в обуч. б. вкл. грам-ка, лексикология, медицина, ф-фия, логика. Срок обуч. 10-12 лет. Сист. мусул-го обр. в средневек. Индии: Обр. м. б. получать с помощью дом. уч-лей и в шк.. Организованное обр. предназначалось для мужчин. Однако почти кажд. богатая семья приглашала уч-лей для обучения девочек. Шк. сущ-ли при мечетях и монастырях. Доминировали обуч. у частных уч-лей и обуч. в частных учеб. завед. Матер. поддержка зависела от властей и богатых покровителей. В конце обуч. преподаватели могли рассчитывать на плату от уч-ся. Сущ.ли 4 типа мусул-х заведений нач-го и повышенного н. о.: шк. корана (занятия чт-ем Святой книги без ур. письма и счета); персидские шк. (занятия счетом, чт-ем и письмом на образцах персидской поэзии); шк. персидского яз. и Корана (сочетание программ, принятых в шк. 2-х первых типов); арабские шк. для взрослых(занятия чтением и толкованием Корана, литер. обр.). Высшее обр. получали в медресе и монастырских учеб. зав. — даргабах. Обуч. в медресе и даргабах шло на персидском языке (фарси), кот. исп.ли чиновники и ученые. Студенты-мусульмане в обязат. порядке изучали и араб. яз. В прогр. входили также риторика, логика, метафизика, теология, лит-ра, юриспруденция. Обуч. б. в основном устным. Однако постеп. учеб. лит-ра, кот. польз-сь студенты, становилась все более многообразной. Примечательные попытки реформирования образования в Индии относятся к XVI в. Император Джелалъаддин Акбар поставил цель путем образования более эф-но и организ-но готовить верных слуг гос-ва. Он хотел обновить п-пы обуч. и восп. Выступал против деспотического дом. восп., религиозного фанатизма и сословности обучения. Источ. чел-х пороков он считал дурное восп. Был составлен обширный список предметов, кот. реком-сь изучать. Новшества отразили стремления приблизить восп. к практическим потребностям своего времени. Б. предпринята попытка ввести для всех жителей, независимо от касты и вероисповедания, единое светское обр. Была провозглашена политика веротерпимости, двери мектебов и медресе были открыты для немусульман, чтобы те могли готовиться к гос. службе. Отсутствие матер.-пед. предпосылок, серьезного контроля, мусульманский фанатизм последующих правителей привели к тому, что эти планы по большей части ост-сь нереализ-ми.

2.  История  пед-ки как отрасль науч. знания.   История пед-ки связ. с др. науками =>ее содерж-е вкл-т как пед., так и обществоведч. знания. Она связ. с историей общ-ва, с историей к-ры, с историей ф-фии, псих. и т.д. История пед-ки позволяет отв. на след. вопросы: как? Когда? И почему? Развивались и трансф-сь различ. подходы к обр-ю, сп-бы их реализации; чем объяснить причины успеха/неудач различ. пед. начинаний? Какие ср-ва восп-я и обуч. и при каких усл. оправдывали себя, а какие оказывались бесполезными, а иногда вредными и опасными? Как и почему утвердились соврем. подходы к обр-ю? Какие ист.-пед. традиции они выражают? Стр-ра истории пед-ки как учеб. предмета очень важна, т.к. хар-р и логика его изложения могут как усложнять, так и, наоборот, способс-ть улучшению усвоения содержания этого курса будущими уч-лями. Предлагаемая стр-ра курса опр-ся стремлением представить историю пед-ки в едином потоке всемирной истории чел-ва => одновр-ое рассмотрение развития восп-я в разных странах и регионах в кажд. хронологический период: - ист. первобыт. общ-ва; - древний мир и античность; - средневековье; - N t; - новейшее время. Курс истории пед-ки дел-ся на след. разделы: Восп. в первобыт. общ-ве; Шк. и восп-е в древнем мире и в античную эпоху; Восп. и шк. в эпоху Средневековья и Возрожд.; Шк. и пед-ка в N t; Шк. и пед-ка в новейшее t. Предмет истории пед-ки как отрасли пед. знания сост-ет развитие теории и практики восп-я, обр-я и обуч. в различ. историч. эпохи, включая и современность. Объектом явл-ся всемирный историко-пед. процесс, понимаемый как ед-во практики обр-я (обуч. и восп.) и пед. мысли с учетом особ-ей их самост-ой эволюции. Задачи ист. пед.: 1.Изучать законом-ти восп. как общечел-го и обществ-го явления, его зависимость от изменяющихся потреб-й общ-ва; раскрыть связь целей, содерж-я восп. с уровнем экон-го развития общ-ва, уровнем развития науки, к-ры в разные историч. эпохи; 2. Выявлять рациональные и гуманистически ориентированные пед. ср-ва, кот. разработали поколения прогрессивных педагогов, осознавших взаимосвязь восп-я с общественным прогрессом, особ-ми разв-я личности; 3. Раскрывать пути развития пед. науки, хар-р взаимод-я пед. теории и практики; обобщать то положительное, что б. накоплено в предшествующие историч. эпохи; 4. На кажд. этапе историч. развития представлять верную картину состояния мировой и отечеств. шк. и пед-ки; 5. Историко-пед. знания д. активно влиять на формир-е историч. сознания педагогов всех уровней; способствуя их совершенствованию.

5. Системы восп-я  в антич. мире.    Древневосточ. цив-ции дали чел-ву 1-ые образцы шк. Дальнейш. разв-е шк. осущ-сь на следующ. ступени историч. разв-я – в эпоху антич-ти. Достижения в обл. содерж-я, м-дов и орг-ции обр-я в Др. Греции, эллинистич-х гос-ах явились важным этапом в послед. эволюции шк. и пед. мысли. Временные границы антич. мира огромны: от 3-го в до н.э (когда зарожд-сь древнегреч. письм-ть в бассейне Эгейского моря), до 5 в н.э, когда греко-римский мир рухнул, смешался с варварским миром, христ-вом и породил эпоху Средневековья. Первонач-но центры обуч-я создавались при храмах и царских дворцах. Критские писцы установили твердое правило письм-ти: направление письма слева направо, располож. строк сверху вниз; выделение заглавной буквы и красной строки. Восп. и обуч. получ. отражение в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Шк-х форм обуч. Греция еще не знала, но внимание к восп-ю детей уделялось высокое. Сложился образ совершенного чел., личности обр-й, развитой физич. и нравст. Восп-лями применялись эмпирически сложившиеся сп-бы, стимулирующие положит-ое поведение, с одной стор., а с др. – порицающие нежелательное поведение. В период расцвета Эллады (4-6 вв до н.э.) ведущую роль среди ее городов играли Афины в и Спарта. В Спарте сложился идеал сильного, физии. развитого, смышленого в военном деле, но невеж-го чел. Сист. афинского обр. сложилась к сер. 1 в. До н.э. В сер. 5 в до н.э. с идеей относ-ти всего сущего выступили софисты– платные странствующие уч-ля, обучающие особой мудрости управлять частными и обществ. делами. Центр движения - Афины. В основе идеологии 2 гл. идеи: приоритет чел. и относ-ть любого знания. Соф. выдвиг. идеал способного и сильного чел., кот. ориентирован на практическую целесообразность, стремление к достиж. личн. успеха. Гл. д-ть софистов: стремились дать такую подготовку своим уч-кам, кот. способствовала бы успешному продвижению в делах управления гос-вом. Соф. создали в Афинах высшее обр.. Они преследовали гл. цель – научить своих слушателей всегда и во всем быть правыми; учили 2 ис-вам: диалектике (спор) и риторике. В 6 в до н.э. начали склад-ся философские шк. Древнейшая из них пифагорейская – основатель Пифагор: обуч. и восп. молодежи было хорошо продуманным делом. Обучать и воспитывать следует в любом возрасте. В задачу уч-лей входило развитие памяти. Уч-ся приучали к самост-му преодолению трудностей в познании. В Др. Греции пед-ка развивалась как часть единой тогда науки – ф-фии и занимала видное место в учениях антич. мыслителей: Демокрита, Платона, Аристотеля. Общее в пед. воззрениях: цель восп. – подготовка к вып-ю опр-х соц. ф-й; становление личности зависит от природы и восп-я; требование – нач-ть восп. детей с малых лет.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Сравнит.  хар-ка в Спарте и Афинах.   В Спарте слож-ся идеал сильного духом, физ. развитого, смышленого в военном деле, но невеж-го чел. В Афинах, наоборот, давалось широкое универ-ое обр. Восп. спартиатов б. целиком в ведении гос-ва. В Спарте целенап-му восп. чел. придавали решающую роль. Обществ-ое восп. нач-сь с первого дня жизни. Новорожденного осматривали старейшины. Слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а здоровых и крепких отдавали на восп. кормилицам. Кормилицы ценились как проф-ые воспитатели. С 7 лет всех мальч. собирали и делили на агелы, кот. состояли из илов – более мелких подразделений. В этих гр. они жили, спали, учились вместе. Агелу возглавлял 1 из мальч., отличавшийся ловкостью, умом. В агелах мальч. учились повелевать и подчиняться, обычные предметы н. о. занимали очень мало t. С 13 лет восп-сь в шк. для гимнастич. упр-й, возглавляемых педоном. У педонома б. помощник из старших юношей – эйрен. Эти шк. нах-сь под контролем представителей старшего поколения, кот. уч-ки беспрекословно слушались, считали отцами. В этих учрежд. подростки упражнялись в военном ис-ве, участ-ли в примерных сражениях, учебных походах. С ними проводили беседы нравст-го содерж-я . Беседы проводились в форме вопросов и ответов, что д. б. приучить подростков к ясности и краткости речи. Начиная с 14 лет мальч. ежегодно подвергались обществ. испытаниям – агонам. Эти состязания подразделялись на гимнастич-ие, где юноши показывали успехи в физ.подготовке, и мусические – состязания в пении и игре на флейте. И гимнастические, и мусические испытания б. связ. с военными упр-ми. В Афинах дети до 7 лет, находясь в семье, получали традиц-ое семейное восп. (ориентировано на разв. тела, чувства красоты и формир-е дух.-нрав. склада личности). С 7 лет нач-ся этап шк. обуч.В состоят-х семьях забота о маленьких шк-ках возлагалась на раба-воспитателя, пед-га (детоводитель). Афинские учеб. завед. – дидаскалионы – были частными, платными. Согласно целям восп., включавшем дух-е и физич. развитие, в Афинах сущ-2 типа нач. шк.: мусические и гимнастич. (палестры). В мусической шк. преподавали уч-ль-грамматист и уч-ль-кифарист. Здесь обуч. пис., чит., счит., исп-спец. приспособл. – абак. Исп-сь навощенные дощечки – церы, на кот. ученики заостренными палочками (стилями) наносили буквы, составляли тексты, вели записи вычислений. В возрасте от 16 до 18 лет продолжали обуч. в гос. учрежд. – гимнасиях. С 18 лет афинские юноши состояли в эфебах – гос. Учрежд. для подготовки свободнорожденных молодых людей к законной и гражданской службе. Здесь юноши проходили двухгод. подг-ку, находясь на обеспеч. гос-ва. В Афинах и др. городах Эллады в 5-4 вв до н.э. частные шк. открывали соф-ты.

8. Пед-ка эллинистич. эпохи. 

Эллинистический п-д с III в- I в. до н. э. (хар-ся распр. греч.к-ры на обширные тер-рии, на смену героической личности приходит просвещенный, обр-й, независимый в суждениях чел., носитель богатейшей эллинистич. к-ры) На нач. ступени обр. расшир-ся участие гос-ва в шк-ом деле, получают развитие гос. уч.заведения(платные) но облегчается доступ детям свободнорожденного населения в шк. Мусическая шк. дел-ся на 2 типа: эл-ую шк. грамоты с 5 сроком об-я и грамм-ую -с усложненной прогр. и 3лет. сроком. Гимнасии приоб-ют статус привилег-ых уч. завед. и стан-ся доступны для юнош-ва из зажиточных семей.(цель-углубл. и расшир-е знаний, получ-х в грамм.шк.) В некот.полисах развив. женс. образ-е. Обр. в Др.Риме склад-сь под влиянием эллинистической к-ры и восп-я на базе сложившихся римских традиций. Рим был основан в 753 г. до н. э., пережил эпоху могуществен. империи и пал под натиском варваров в V в. Во время раннего римского восп-я (VIII–III вв. до н. э.) молодежь получ. обр-е в домашне-семейных усл.                                                                                                        Ответс-ть за рез-ты нравств. и граждан.в-ия возлагалась на отца, кот. привлекал сына к участию в общественных и трудовых делах. В V в. до н. э. возникают первые нач.элементарные школы – кот. б. частными и платными, давали начала знаний и не польз-сь авторитетом, уступая уровню семейного воспитания. В период с III в. - I в. самым распростран. тип шк. – эл-ая шк., гл. цель – обуч. грамоте. Создание грамматич-х шк. связано с возросшими требованиями к ур-ню обр-я и потребностью римской интеллигенции в овладении эллинской к-рой( изучались греч. и лат. яз., основы римского права, риторика.) Ко II в. до н. э. в Рим проникают новые тенденции греч. обр-я, и для получения эллинского обр-я в семьи к влиятельным римским гражданам приглашаются уч-ля-греки. Появ-ся новый тип учеб. завед. – шк. риторов (об-е оратор. ис-ву шло на базе расширения знаний в латин. и греч. грамматиках) Ср.ступень - представлена грамм (12-16 лет + грамматика, риторика, диалектика арифметика, геометрия, астрономия и музыка). и риторич-ми(старше 15 лет аристократического происхож.=для политич. карьеры или государств.службы) школами для юношей. В последние десятилетия сущ-ния Римс. империи обр-е постеп. приходит в упадок. В антич. ф-фии нашли отражение мысли о восп-и, орг-ции обуч-я, значении обр. для развития чел.(Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

15. Система  рыцарского восп.

В 9-10 в. в период оконч-го разруш. рим общ-ва, кавалерия стала преобладающей воен силой, и кажд. король, барон, лорд счит. необх-ым иметь при себе рыцарей. По соц статусу рыц-во предст. высшее сословие и б. тождественно феодалам. Рыц. черты: неустрашимое муж-во, личная гордость, самоуваж., учтиво соблюд. слова чести, дикая свирепость и т.п. Восп. сист. рыц-ва предусматр 2 этапа: - восп. пажа (7-14 лет) - восп оруженосца (14-21). Восп пажа нач-сь в доме круп. феодала, где обучением юного рыцаря заним-сь придвор. челядь и дворцовая прислуга. Паж начинал с простых услуг при замке, чаще с прислужив-я дамам. В более старшем возр. он прислуживал за столом. Те же обяз-ти он выполнял и в кач-ве оруженосца+услуги своему господину. Заканчивал оруженосец тем, что служил личным адъютантом властелина, сопровождая его в битвах и на турнирах. Начала войны предполагали овладение основами воен. иск. Юношей приучали ездить верхом, владеть щитом, носить меч, бросать копье, метать дротик. Бой на копьях на турнирах был глав. подготовит. упр. к войне. Ближе к заверш. службы на 1-й план выдвиг-сь религ. восп. В 21 год происходило посвящение в рыцари: будущий рыц должен  пройти ч/з обряд очищения, его меч благословлялся священником. Образоват. компонент занимал в рыцар. восп-и крайне небольшое место. В целом прогр. обуч. вкл. след: изуч. фр. яз. (яз рыцарей), чт-е литры, игру в шахматы, сочинение и пение собств.стихов, игру на муз. инстр., владение копьем, фехтование, езду верзом, плавание. Идеал рыцар восп-я, предполагавший овладение различ. умениями и навыками, широкой к-рой и высокой, по тогдашним представлениям, нравств-ти, стал впоследствии эталоном гуманистич. восп-я эпохи Возрож., т.к. именно в нем прослеживалась идея разностор. разв-я лич-ти.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Становл-е  западноевроп. средневек. пед-ки.     Начало западноевроп. средневековья связ. с разложением Римс. империи. В это t на смену рабовладельч. общ-ву приходит N жизнен-й уклад, связ-й с зарожд-ем феодальных отнош-й, оплотом кот-го стало хр-во. Возникн-е и стан-е среднев. обр. связ-ся обычно с разв-ем церков. к-ры и ее роли в общ-ве, т.к. знания треб-сь для проповед-я церковной догматики, усвоение кот. б. необх-мо кажд.; для борьбы с еретиками. Впервые вопрос о разработке прогр. церков. обуч. б. поставлен Аврелием Августином – выступил против присутствия языческих начал знания в хр-ом восп-и. Уже в ранних хр-их монастырях организ-сь книгохранилища, создавались ученые труды и учеб. книги. Так, религиозный гос. деятель Кассиодор (ок.487- ок.578) основал в Италии монашеское общежитие, кот. благодаря библиотеке стало 1 из центров средневековой науки. В V-VI вв. в Европе еще кое-где сохр-сь грамматич. шк. римского типа, но к VII в. они были вытеснены формами монастырского обуч-я. В нач. VII. на тер. Ирландии и Британии благодаря активности монаш-ва появл-ся 1-ые церк. шк. По мнению Августина восп-ль д. опираться на врожд. религиозное чув-во чел., на его разум. Иоанн Златоуст (354-407) особ. внимание уделял эмоц-ым аспектам пед. воздействия. Восп. по его мнению – важнейшее ис-во. Обращался к проблеме формир-я души чел. Считал, что чел. динамичен и творим, а значит, восп-е всесильно и могущ-но. Северин Боэций (480-524 гг). Создал учебники по всем свободным ис-вам. Ими польз-сь до 13 в. Он объединяет ариф-ку, астрономию, геометрию и музыку в учеб. цикл – квадриум. Осн. вним. уделялось восп-ю нрав-ти, кот. добивались наставлениями, постами, отказом от пристрастия к богатству и т.д. Имели место различ. ур-ни обуч. Элем-го ур-ня достигали за 5 л. – чт-е, письмо, счет, пение. Средний ур-нь – курс тривиума (лат.грамматика, риторика, диалектика). Повышенный ур-нь – курс «7 свободных ис-в»: тривиум + квадриум (ариф., геометрия, астрономия, муз.). Осн. учеб. кн. – Псалтырь. Нач-сь обуч. с механич. заучив. на лат. яз. молит и всех 150 псалмов. Позже появ-сь спец. учеб. пособия: от разговорников до хрестоматий. Преподаватель англосаксонской монастырс. шк. Альбин Алкуин (ок. 735-804). В написанных им обращениях к народу обоснов-сь необх-ть систематич. всеобщего обр., подготовки квалифицир. уч-лей для этой цели. Период Карла Великого вошел в историю под названием «Каролингское возрождение», т.к. задолго до эпохи Возр.возникла тяга к изуч. классич. древности и сохр-ю ее к-ры. Это б. период к-го подъема, расцвета лит-ры, ис-ва, арх-ры. Со t последние правители империи Каролингов перестали уделять должное вним. шк. делу и оно постеп. пришло в упадок.

13.  Особ-ти д-ти 1-х университетов Зап. Европы.

Важной вехой  в разв. науки и обр. стало созд-е универов. Ун-ты родились в системе церковных шк.. В к. XI начале XII в. отд-ые кафедр-ые и монастырские шк. превращ-ся в круп. учеб. центры, кот. затем стан-ся 1-ми  ун-ми. Именно так, н., возник Парижский ун-т, кот. вырос из Сорбонны — богословской шк. при Нотр-Даме - и присоед-хся к ней медиц-й и юридич. школ. Т.о. возникли др. европейские ун-ты: в Неаполе, Оксфорде, Кембридже, Лиссабоне. Ун-ты учреждались и светской властью. Рождение и права ун-та подтверждались привилегиями - особыми документами, подпис. римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли ун-ую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.,), освобождали студентов от военной службы и т.д. Появление ун-та способс-ло оживлению обществ. жизни, торговли и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие ун-ов. Открытие ун-та оговаривалось опр-ми усл-ми. Порой городская община назначала конкретный минимум уч-ся. Например, город Винченца (Северная Италия), учредив в 1261 г. ун-ий курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов. Церковь стремилась удержать ун-ое обр-е под своим влиянием. Ватикан явл-ся офиц-м покровителем многих ун-ов. Гл. предметом в ун-х б. богословие. Преп-лями почти сплошь служили выходцы из представителей дух. звания. Важной чертой ун-ов явл-ся их в известной мере наднац-ый, демократич. хар-р. Порядок записи в ун-т выглядел весьма вольным. Обуч. б. платным. 1-ые ун-ты б. весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, ун-т мог сняться с насиженного места и перебраться в др. страну или город. Студенты и преп-ли объед-сь в нац-ые землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском ун-те насчит-сь 4 землячества: фр-ое, пикардийское, англ-ое и германское. В Болонском - и того больше — 17. Позже землячеств (во второй пол. XIII в.) в ун-х появ-сь фак-ты или колледжи . Ими назывались те или иные учеб. подразд., а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и фак-ты опр-ли жизнь первых ун-ов. Представители наций (прокураторы) и фак-тов (деканы) сообща выбирали официального главу ун-та - ректора. Ректор обладал временными (обычно на год) полномочиями. В некот. ун-х, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял студент. Фактическая власть в ун-те принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Гл. должностные лица ун-та стали назн-ся властями, и нации утратили свое влияние.

18. Сущность  средневек. исламской пед-ки.     В к. 16в на юго-западе Аравии в связи с перемещением караванов в Иран приходит в упадок торговля – 1 из гл. источ-ов благосостояния общ-ва. Кочевник переходят к земледелию. Вследствие дележа земель и различ. культовых верований участились племенные междоусобицы, что породило потреб-ть в объединении людей на основе общей идеологии. Именно поэтому к началу 17 в среди населения возникает N религия – ислам. (Основателем ислама счит-ся живший в Мекке пророк Мухаммед, получ-ший от Бога откровения, запис-ые в свящ. книге – Коране). Ислам – монотеистич. религия, нетерпимая по отнош. к грешнику, декларирует власть божеств-го проведения, обещает чел. вечную будущ. жизнь, в кот. он получит воздаяние за содеянное в жизни земной; существ-но ограничивает их свободу. Чел. в мус-й к-ре рассм-ся в отношении к Богу. Это сближает ислам с традициями иудаизма и хр-ва. Чел. провозг-ся творением и рабом всемогущего Аллаха. Смысл жизни чел. – послушание, испол-е обязан-й, предписанных Аллахом, кот. явл-ся свящ. долгом кажд. правоверного. Мусс-нин д.: уверовать сердцем в Аллаха; Провозгласить свою веру; Совершать добрые, богоугодные дела. Вера в Аллаха не считалась приобретенным кач-вом. Ее необх-мо б. сформ-ть в процессе обуч. и восп. И обуч., и восп. по исламской традиции основывалось на получ. истинного знания, кот. подразделялось: Предвечное (всеобъемлющее божье – 1 из символов могущества Аллаха); Чел-ое мирское; Религиозное – равное вере. Т.о. вера отожд-ся со знанием. Обладание знанием ценилось выше, чем обладание собственностью. К овладению знаниями вело 4 пути: усвоение исламских традиций; мистическое озарение; понимание посредством логич. рассуждения; энциклопедическое обр-е. Смыслом и целью обр. б. распр. Ислама. Искажение свящ. текстов не допускалось. Считалось грехом. В шк. царила дисц-на, широко применялись телесные наказ. Роль уч-ля – помощь уч-ку в соблюдении праведного образа жизни, наставление его на путь истинный. Начиная с 8-9 в нач. шк. (мектебе) сущ-ли не только в городах, но и в крупных селах. Нач. шк. б. платной (небольшая). Изучали Коран, чт-е, письмо, счет. Кол-во выходных и праздников зависело от уч-ля. Осн. м-д обуч. – чт-е и зауч. наиз. религ. текстов. Старшие уч-ки м. б. исп-ны для обуч. младших. Старших меняли (для объективности). Высшее обр. осущ-сь в мечетях. Предметы делились на 2 группы: Традиционные: религиоз. дисц-ны – толкование Корана, интерпретация устных преданий о жизни Мухаммеда и др. Рациональные: логика, математика, астрономия, медицина и др. В медресе студенты обеспечивались жильем, продовольствием, получ. небольш. денеж. пособие; преподаватели получали з/п. Содержались на деньги богатых дарителей, контроль за ними – светские и дух. власти.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Создание  в Р. гос. сист. обр. Устав  1804г.  В 1ой 4ти 19 в. разв-е образ-я прошло 2 разн этапа. На 1ом эт (до 1815 г.) прав-во намер-сь провести рефор. в духе Просвещ-я. Пл в известной степ оказались след-ем либер-ма мол царя Александра I (1777-1825), 1 из воспитателей кот был убежд-ый сторон-к просвет-их идей.К нач 19 в. в Р. сущ-ли 2ух- и 4ехкл-ые уч-ща и 3 гимн-и — в Петербурге. Москве и Казани. Кроме них действ-ли спец учеб зав-я: солдат-е шк, кадетские и шляхетские корпуса, дух-ые уч-ща. Высш образ-е представ-но б.прежде всего Моск универ-ом.В 1802 г. б. создано Мин-во народ просвещ-я кот на протяжении 1802-1804 гг. осущ-ло рефор народн образ-я. Док-ты по рефор подтверж-ли передовые идеи светского образ-я, преемствен-ти в сист обуч-я, гуманист-ие зад восп-я (приуч-ие уч-ся к трудолюбию, возбужд-ие у них охоты к уч-ю, восп-е честности и благонравия, исправ-ие дурных наклонностей и пр.).Реорганизация нац-ой сист образ-я началась с принятия Предварит-ых правил народного просвещ-я (1803 г.) и Устава учебн завед-й, подведомств-ых универ-ам (1804 г.). Устав 1804 г. предусматр-ал постеп-е преобраз-е глав и малых народных уч-щ. Нов сист предусматр-ла 4 ступ образ-я: универ-ы (высш ступ), гимназии (ср ступ), уездные уч-ща (промежуточная ступ), приходские шк (низш ступ). М-у ступ-ми д б сущ-ть преемственность. Созд-сь 6 округов, в каждом из кот д б быть универ-т и примыкавшие к нему ср учеб зав-я.Обуч-е в приходских уч-щах было рассчитано на 1 год, в уездных уч-щах — на 2 года. В программу последн вошли 15 учебн дисциплин: грамм-ка рус яз (в национ-ых шк — и грамм-ка родн яз), геогр-я, ист-я, арифм-ка, геом-я, физика, естествозн-е, начала технол-и и др.Курс гимназического образ-я сост-л 4 года, программа вкл-ла латынь и живые западные яз, геогр-ю, ист-ю, стат-ку, логику, поэзию, рус словесность, мат-ку и естес-но-ист-ие дисц-ы (минералогия, бот-ка, зоология, коммерция, техн-я), рис-е: не было в программе богословия и рус яз.1-ым объектом реформ оказ-сь высшая шк. Преобраз-е прежних гимн-й, главн народн уч-щ в гимн-и нов типа, а малых народ-х уч-щ — в уездные растян-сь почти на 2 десятилетия. Менее всего удалась реформа приходских шк. Их число росло медленно, прежде всего из-за нехватки ср-в. Возн-ли частные учеб зав-я, кот успешно конкур-ли с гос-ми: Ришельевский лицей в Одессе, Ярославский лицей, Лазаревский инст-т восточх яз в Москве, подмосковный пансион В.В. Измайлова, шк А.А. Ширинско-го-Шихматова для крест-их детей под Смоленском и др. Мн дворяне предпоч-ли обучать своих детей в частных пансионах. Обычно панс-е восп-е осущ-ли иностранцы. Роль частного панс-го восп-я была неск-ко ослаблена вслед-е учрежд-я лицеев — гос-ых закр-х учеб зав-й для двор-ва. Особую роль в их созд-и, в частности Царскосельского лицея, сыграл блестящий админ-р М.М. Сперанский (1772-1839). Лицеисты получали образ-е, приравненное к универ-му. 1-ым дир-ом Царскосельского лицея был назначен извест просвет-ль В.Ф. Малиновский (1765-1814). Из стен лицея вышел велпоэт А.С Пушкин.В двор-ой среде по-прежнему распростр-но было доме восп-е. Гувернерами нанимали по большей части французов-эмигрантов. Рез-ты так восп-я стан-сь все более нетерп-ми.

36. Пед. мысль и шк-ые реформы во 2-й пол 18в.  Особое разв-е рус шк и пед-ки во 2ой пол XVIII в. пришлось на царств-е Екатерины II (1729-1796). Впервые во главе гос-ва оказ-сь европейски образ-ая личность. Ек прояв-ла особый интерес к проблемам восп-я и образ-я. Ек II помышляла о восп-и добродетельных поколений и разделила пед-е идеалы Возрож. и Просвещ. Она задумала созд-ть сист гос-ой общеобраз-ой шк. Такая шк. д. б. учить и восп-ть. Речь шла о том, чт общ-во взяло на себя пед-ие задачи, кот прежде испол-ла семья. Ек II стремилась исп-ть достиж-я пед-ой мысли Ев при реализ-ии своих проектов, вним-но изучала «Мысли о восп-и» Дж. Локка, пед-ие воззр-я М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо. В ист пед-их идей и проектов Ек-ой эпохи просматр-ся 2 этапа. На 1ом (1760-е гг.) заметно влияние франц пед-ой традиции, на 2ом (с начала 1780-х гг.) — герм шк-о-пед-ого опыта.В 1763 г. Ек II назначила своим главн совет-ом по вопросам образ-я Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Б. был хорошо знаком с пед-ми идеями Запада. Он составил неск док-ов, прежде всего «Генеральн план воспит-ого дома» (1764 г.) и «Краткое наставл-е... о восп-и детей», где при трактовке физич-ого, ум-ого и нрав-ого восп-я идет вслед за Руссо и Локком. Ему принадлежат проекты восп-я идеальных дворян. Б. ставил цель преодолеть суеверие веков, дать народу... нов восп-е и, так сказать, новое порождение. Осудив рез-ты прежних реформ образ-я, он видел при неудач в том, ч их инициаторы заботились только об украшении и просвещ-ии разума науками, забывая, что тому, кто не воспитан в добродетелях, просвещ-е только вредит. По суждениям Б., корень всему злу и добру восп-е. Предлагалось поэтому снач восп-ть нов породу, или нов отцов и матерей. Утверждалось, что прав восп-е возможно лишь при отделении детей от пагубного влияния общ-ва и семьи, созд-и закрытых воспит-ых училищ. Б. перечислял неск добродетелей, о восп-и кот след-ло заботиться прежде всего: страх Божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, соболезн-ие о бедных, знание правил семейн жизни, отвращ-ие от всяких продерзостей, опрятность. Проекты 1760-х гг. об общест-ой сист образ-я, учрежд-и и гос-ой поддержке город и сел-х шк остались неосущ-ми из-за отсутствия средств. Интерес правит-ва к шк реформе приглушили крестьянское восст-е, войны, кот вела Р. в 1768-1774 гг. Но к 1780-м гг. вопр о шк рефор вновь приобрел актуальность.В 1782 г. Ек II назначила Комиссию по учрежд-ю народн уч-щ. В том же году Комиссия предлож план откр-я начальн, сред и высш учеб завед-й, кот был исп-ан в Уставе народн уч-щам Рос-ой империи (1786г.). В разработке док-ов активн участие принял сербско-хорватский мыслитель и пед-г Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814). «Устав...» провозглаш восп-е как единое сред-во обществ блага. В нем утверждалось, ч. Восп-е следует начинать с малолетства, чт семена нужных и полезных знаний в юн-ких летах возрастали, а в муж-их, созревши, общ-ву плод приносили. Состав-ли «Устава...» реш полож-но чрезвыч-но важн вопр — о препод-и на природном, т.е. рус яз.

37. Становл-е  шк-й сист. и обществ.-пед. мысль  в Р. в 1-й пол. 19в.  В Р. царским прав-вом из-за кризиса крепостнич. отнош. => на уступки обществ мнению => реформа просвещения. Александр I = замена  устаревшей сист. гос управления - коллегий — министерствами, в 1802 г. – Мин-во народного просвещения.В 1803 - «Предварительные правила народного просвещения», в 1804 году, — «Устав учеб. завед., подведомых универ-там». оформлена N сист. шк.о обр.4 типа уч заведений. Приходские уч-ща с 1-м курсом обуч. - во всех приходах городов и селений. Цель - подготовить уч-ся к уездным уч-щам, + дать детям низших слоев населения религиозное восп. и навыки чтения, письма и счета. Но Правительство не отпускало на них ср-в. Уездные уч-ща с 2летн сроком обуч. - по одному в губернских и уездных городах. Малые уч-ща преобраз-сь в уездные. Цель - подготовить  для поступления в гимназию, + сообщить детям бедных  свободных  сословий  «необходимые  познания. Гимназии в кажд. губернском городе на базе главных народных уч-щ или следовало открыть новые. Курс 4 г. Цель для дворян и чиновников - подготовка к универу, + преподавание наук для благовоспитанного чела». Нет закона божия. Потом - различных гос должности. Универы. В них поступали имеющие знания в объеме гимназического курса. Автономия. Универы управлялись вы6opными советами, + выбирали ректора и деканов. Разрешалось создавать научные общ-ва, иметь типографии, издавать газеты, журналы, уч и научную лит-ру. Гуманные меры воздействия.   Студенты   могли  создавать различные общ-ва, кружки, устраивать товарищеские сходки. Задача - подготовка чиновников для гос службы,  в том числе и в области просвещения. принадлежность к крепостному  сословию -  препятствием  для  поступления в школу. Уч-лям -  раб-ть по книге «Рук-во уч-лям народных уч-щ». не разреш-сь отступлений от правил офиц дид-ки. В уставе 1804 г – уч-ля как чиновники. Нет права на пед творчество. После 1812 г свободолюбивые настроения усилились, + тайные общества декабристов. В царских указах: что дети крепостных крестьян не д приниматься. + в 1819 г введена плата за обучение. Мин-во народного просвещения в 1817 году в Мин-во духовных дел и народного просвещения. Глава - А. Н. Голицын. Усиление религ воспитания. Из гимназического курса исключались философия, политическая экономия, естественное право, эстетика .Развитие школы во второй четверти XIX века. Увелич-ся сеть начальных училищ. + новые методы и уч пособия, аналитический звуковой метод обучения грамоте, наглядные пособия (разрезная азбука, азбучное лото, буквы с картинками и т. д.). Ф. И. Буссе, профессор математики рекомендовал начинать обучение арифметике с приучения детей к вычислениям в уме. С начала 30-х в селениях, где жили гос и удельные крестьяне, стали создаваться школы. Задача – обуч. грамоте крест-х детей и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, кот. управляли крестьянами.В отд-х гимназиях - конкурсные письмэ рабэ по русс язу и словесности, истории, лит беседы. Но новые идеи не получали поддержки прав-ва, лучший пед опыт не обобщался и не распр-ся. Плит. задачам самодержавия больше отвечала шк. «муштры и зубрежки», кот. оно и старалось насаждать в интересах подготовки верноподданных, покорных слуг престола. Открыв-ся высш. технич. учеб. завед. Царское прав-во считало, что юношеству недвор. происх. - больше практ и ремесленных умений и навыков и меньше всего общеобраз. знаний.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. К.Д. Ушинский- основоп. рус. шк. научн. пед-ки.    

К.Д. Уш. (1824-1870), Тула, дет-во возле Новгорода Северного, закончил Моск универ, юрид фак-т. 1850 –назначение  учителем, затем инспектором Гатчинского  сиротского института (улучшил постановку О и В). 1857-1858 – в «Журнал для Воспитания» ряд статей: «О пользе пед лит-ры», «О народнсоти в обществ воспитании». 1859 – инспектор классов Смол института благородных девиц (=реформир-е института, нов уч план: гл = русс яз, русс лит-ра, естеств науки, + наглядность). 1862 -  уволен из Смольн института, в длит командировку за границу для изучения женск образования. После Швейц-ии – книга для классн чтения «Родное слово», 2 тома псих-пед сочинения – «ЧЕЛ как предмет Воспитания». Возврат в Россию, умер в 47 лет. дид. взгляды отлич-ся большой глубиной и оригинальностью. требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологич. особенностей. отметил 2 вида внимания: ативное (произвольное) и пассивное (непроизвольное). надо с учетом особенностей детск. возраста + не забывать о пассивном внимании, в перв. очередь развив. активное, кот. чел. придется польз-ся в буд.  частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять уверенность в своей памяти. обуч-е д.б. построено на принципах посильности и последовательности. В первые годы обуч-я нельзя допуск. перегрузки детей уч. занятиями. Для детского возраста применяется принцип наглядности. У. указывал, что единств. источником знаний м.б. опыт, «сообщенный через посредство внеш. чувств».  Обуч-е от конкр. к абстр. В принципе наглядности У. видел одно из условий, кот. обеспечивает получение уч-ся полноценных знаний., развивает их логич. мыш-е. Отвергнув формальные упр-я У. стремился знакомить детей всесторонне с предметом, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, кот. сущ. между этими предметами. У. расширил и обогатил нов. приемами методику нагл. обуч-я. Разраб. указания относительно рассказывания детям по картинкам, используемые для беседы картинки следует оставлять вывеш. в классе для закрепления и повторения ведений. Много вним. удел. осмысливанию основательности и прочности усвоения уч. мат. Разраб. методику повторения уч. мат., методику образования у детей общ. представлений и понятий из нагл. единичных представлений, методику развития мыш-я у детей одновременно с развитием речи. В проц. обуч-я различ. 2 стадии: 1-под руковод. уч-ля дети знакомятся с предметом и составляют общ. понятие о нем. У стадии 3 ступени: восприятие предмета/явления; отличия/различия, сравнение/сопоставление полученного представления, составление понятия о предмете/явлении; уч-ль своими разъясн. дополняет получ. детьми понятия, приводит их в систему, отделяя основное от вторичного. На 2 стадии: обощение, закрепление получ. знаний. У. б. против разделения функции восп.(В.) и обуч.(О.) между воспитателем и уч-ем, рассмат. О. как важнейш. ср-во В., треб.,чтобы в нач. шк. вместо неск. уч-ей, преподающих кажд. свой премет, б. один классный уч-ль, преподающий в дан. классе все предм.

35. Зарожд-е рос. сист. высшего обр. Д-ть Ломоносова.     Для развития пед. и шк. бол. знач. имели просветит. реформы: введение гражд. алфавита, возник-е периодич. прессы («Ведомости»), выпуск светской оригинал. и переводной лит-ры, учреждение Академии наук, открытие  перв. светск. гос. шк. В 1701г. б. открыта в Москве шк. математич. и навигационных наук (перв. реал. училище а Евр.), явл-сь проф.-техн. уч. заведением широк. профиля, шк. выпускала специалистов разн. профилей. Сюда в принудит. порядке зачислялись дворенск. дети, + дети дьяков, посадских, солдат. В 1725г. б. создана в Питербурге Академия наук, при ней б. открыт. университет и гимназия, в кот. иностр. ученые д.б. готовить рус. ученых и специалистов.  В Академии не б. представлено богословие, светский хар-р обучения. В 1758г. возглавил универ. и гимназию при Академии наук,разраб. уч. план гимназии, универа, установил принципы, методы обуч-я. Созд. ряд учебников «Риторика», «Рус. грам-ка. Л. б. сторонником идеи переуст-ва обществ. и личной жизни людей ср-вами правильно поставленного шк-го обр., развивающего разум, мышл. и способ-щего совершенствованию нравов. Для более полного усвоения уч-ся учеб. матер. М.В.Лом. счит. необх-м исп-ть систематич. упр., вып-е различ. зад. для сам. работы. Ведущими дид-ми пр-ми Л. считал пр-пы посильности и развивающего обуч.. В основе обуч. д. б. лежать познават-й интерес, вызывающий творческое усвоение уч. материала и развитие в уч-ся исследовательских устремлений. Для дворян с 1731г. созд. особ. воен. шк. – кадет. корпуса, где дети наряду со спец. воен. подготовкой получали шир. обществен. образ-е и светск. восп. В закрыт. уч. завед. обращ. бол. внимание на физ. и эстет. В. уч-ся, примен-сь гуманит. методы обуч-я.  В 1752г. Морск. академия переимен. в Морск. кадет. корпус – замкнут. сословно-двор. шк. Сущ-ие в Питербурге инженер. и артиллер. институты – Инженер. и Артиллер. дворянские корпуса. В Питере и Москве открылся иностр. пансион – частное воспитат. – образоват. завед. Для детей духовенства организ. дух. шк. В гарнизонных шк. обуч. солдат. детей. В апреле 1755г. при учасктии Ломоносова б. открыт в Москве универ в составе 3 факультетов: Юрид., филос., мед. При нем сосзд. разл. вспомогат. учрежд-я (физ. кабинеты, анатомич. театр). При универе 2 гимназии:1)для дворян;2)для разн. чинов людей, кроме крепостн. крестьян. В гимназии изуч. российск яз, лат., 1 из ин.яз, словестность, матем., история. В 1758г. в Казани открыта гимнагия, готовившая к поступлению в универ. В 1804г. на базе этой гимназии откр. Казанский универ. Профессора и препод. моск. универа заним. вопросами В., разрабат. методики обуч-я, созд. ценное оригинал. пособие, кот. содержало указание как обучать отдел. предметам (истор., матем.) – «Способ учения подготовляющегося к университету». В 1779г. при универе открыта первая учител. семинария в России, кот. готовила учителей для Моск., Казан. гимназий, пансионов.

40. Концепция  свободн. воспит. и пед. д-ть  Толстого.   У Толстого (1828-1910) вопросы пед-ки заним. ведущ. место. С 1849 начал заним-ся с крестьянскими детьми. Орг-вал школу, вел занятия, откр. еще сельск.школу. Т. подходит к орг-ции обр-я с т.зр. идей своб. восп-я – осознание того,что реб. от природы – прообраз добра, красоты, соверш-ва. Работа «О народном обр-ии»: обр-е есть потреб-ть каждого чел., оно не д.б. насильств-ым, бывает бессознат. и школ. обр-е, когда реб. попадает в школу, по его мнению обр-е превращ. в насилие. Т. счит., что нужно применять самые разн. ср-ва обр-я, разл. предметы для выбора, право ученика посещать неск. Школ, своб-но перемещ-ся по классу. Нет строго очерч-ого врем-и для опр. видов занятий. Т. счит., что главю понятие – обр-е, отрицая восп-е как таковое. Ср-ва восп-я – роль семьи, религии, иск-ва, пример род-ля. При работе с детьми д.б. гуманное отнош. к ним; применяя метод экспер-та, лаб.раб., экскурсии, рассказ, сочин-я, былины. Написал уч. книги для детей: «Азбука», «Нов.азбука», книги для чтен.(«Рус.книги для чтен.»). Много разраб. применит-но к метод-ке нач.кл. Первое место – принцип акт-ти детей, скептически относ-ся к принципу нагляд-ти. Одобрил принц. доступ-ти. Уч. мат-л д.б. связан с жинью, опир-ся на жизн. опыт. Важн. условие – знание лич-ти реб.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"