Что такое мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:03, доклад

Краткое описание

Что такое мониторинг, функции мониторинга, виды, этапы, принципы.
Контроль в процессе обучения как относительно самостоятельный этап выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.
Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.
Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Вложенные файлы: 1 файл

Что такое мониторинг.docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

Наука предлагает большой арсенал методов диагностики, среди которых можно выделить наблюдение, анкетирование, беседы, анализ документов и творческих работ учащихся.

Важным компонентом  диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом  усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка – система действий и  операций для оценки усвоения знаний, умений и навыков. Контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение  сведений о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий выясняет, какие  и в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новой информации. Кроме того, контроль позволяет получить сведения о характере  самостоятельной учебной деятельности обучаемого и показывает обучающему, насколько его собственная работа была эффективной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в учебных целях.

Контроль бывает разных видов, форм и может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется  несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические  задачи. Он проводится с целью выявления  имеющихся знаний, умений и навыков  учащихся к началу обучения. Применяется  обычно в начале учебного года или  перед изучением новой темы. Предварительный  контроль позволяет обучающемуся выбрать наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и  дает возможность определить степень  сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность. Он проводится с помощью систематического наблюдения педагога за работой учащихся на всех этапах обучения.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени, осуществляется в конце  четверти (семестра).

Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела  для определения степени усвоенности данного материала.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему  знаний, умений, навыков по предмету.

Во время контроля получает информацию о своей учебной  деятельности и сам обучаемый, что  помогает ему оценить уровень  своих достижений и увидеть пробелы  в знаниях.

Отсроченный контроль – определение остаточных знаний, умений спустя какое-то время после  изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев  до полугода и более). Отсроченный  контроль позволяет судить об эффективности  процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Методы контроля – это способы, с помощью которых  определяется результативность учебно-познава-тельной и других видов деятельности учащихся и педагогической деятельности преподавателя. В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль осуществляется в процессе устного  опроса учащихся. Он позволяет выявить  знания обучаемых, проследить логику изложения  ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, опровержения неверного мнения и т.д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.п.) Такой метод  контроля позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует  больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Для выявления сформированности умений и навыков практической работы или двигательных навыков применяется практический контроль.

С развитием информационных технологий широкое распространение  получил контроль с использованием компьютеров. Машинный контроль экономит время, с помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются  статистической обработке. Устраняется  субъективизм преподавателя при  оценивании знаний. Применение данного  вида контроля позволяет успешно  осуществлять самоконтроль.

В последнее время  все большее распространение  получает тестовый контроль, основным инструментом которого является тест. Педагогическое тестирование обладает определенными преимуществами перед  традиционными методами контроля: объективность, дифференцированность, эффективность.

Сочетание различных  методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем.

Слайд.) Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях, так писал К.Д.Ушинский.  
Каждому педагогу-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности коллектива.

Диагностика в педагогике – это анализ, самоанализ, изучение личностных и профессиональных качеств  учителя, групп учителей педагогического  коллектива.

(Слайд.) Педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Диагностика выполняет в педагогическом процессе следующие функции (Слайд.):

  • Констатирующую (информационную): получение информации об участниках педагогического процесса, выявление уровня развития ребенка, его индивидуальности, выявление уровня развития личностных качеств педагога, профессионализм его педагогической деятельности, выявление состояния педагогического взаимодействия, составление характеристики воспитанника, педагогического процесса.
  • Прогностическую: способствование выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса, прогнозирование организации педагогического взаимодействия.
  • Ценностно-ориентированную (оценочную): представление о результативности педагогического взаимодействия, определение эффективности использования в педагогическом процессе различных средств.
  • Самоизучения, саморазвития: познание себя, своих возможностей, создание условий саморазвития через различные методы диагностики.
  • Развивающую (воспитательную): создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности.
  • Конструктивную: повышение эффективности педагогического процесса, педагогического взаимодействия, педагогической деятельности.

Технология педагогической диагностики (Слайд.):

  • Постановка целей диагностики.
  • Определение критериев, показателей развития личности.
  • Отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы).
  • Осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы).
  • Анализ результатов диагностики.
  • Выделение уровней развития детей.
  • Учёт, фиксирование результатов диагностики.

Понятие мониторинга пришло в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.

Педагогический  мониторинг (Слайд.) – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы; обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развитие.

Основная задача мониторинга (Слайд.) – непрерывное отслеживание состояния учебно-воспитательного процесса. Мониторинг основывается на диагностике. 
При организации мониторинга необходимо учитывать ряд требований (Слайд.):

  • информация должна быть полной, достоверной, точной, своевременной, доступной, непрерывной;
  • информация должна быть структурированной и специфичной для каждого уровня мониторинга.

Мониторинг полезно проводить  на отдельных этапах работы для получения  оперативной информации и своевременной  коррекции действий. 
Мониторинг может быть (Слайд.):

  • нулевым;
  • промежуточным;
  • итоговым.

В целом для проведения мониторинга важны следующие  компоненты (Слайд.):

  • Показатели/или индикаторы (плановые/или целевые и фактические).
  • Организация регулярного сбора фактических показателей.
  • Сопоставление плановых и фактических показателей и определение сдвигов или отклонений.

Как рациональнее организовать мониторинг в школе?

На  первом этапе (Слайд.). Первый шаг – определяется объект мониторинга и направления, по которым будет вестись сбор информации (например, количество учащихся, совершивших правонарушения).

Второй шаг – отбор критериев, по которым вы станете определять состояние объекта на начальном этапе, промежуточном, итоговом.

Последний шаг – выбор инструментария (или каналов наблюдения, т. е. средств и способов получения информации о свойствах объекта).

На  втором этапе – практическом, идёт сбор информации. Это можно делать при помощи наблюдения, анализа документов, посещения уроков, рейтинга, контроля ЗУН, анкетирования, тестирования, интервью, самооценки. Этот этап требует наибольшего времени, разнообразия видов деятельности.

Третий  этап – аналитический – это обработка и систематизация информации. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал. 
В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы (Слайд.):

  • достигаются ли цели образовательного процесса;
  • существует ли положительная динамика в развитии учащегося сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
  • существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагога.

Далее хочу осветить, каким  образом социальная служба нашей  школы проводит диагностику и  осуществляет мониторинг. Но, в начале, хотелось бы, мне остановиться и  немного рассказать о направлениях деятельности, которых мы придерживаемся в процессе всей своей деятельности. 
Социальная работа – это сложная многоаспектная профессиональная деятельность. Мы в организации своей работы считаем приоритетами (Слайд.):

  • создание здорового микроклимата в коллективе,
  • гуманизацию межличностных отношений,
  • реализацию способностей каждого учащегося,
  • защиту интересов личности,
  • организацию досуга,
  • включение в социально полезную деятельность,
  • поддержку, постоянную связь с семьями учащихся,
  • особое внимание уделяем проблемам защиты ребёнка.

Информация о работе Что такое мониторинг