Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности речи детей разного пола в среднем дошкольном возрасте, обусловленные их гендерной принадлежностью.
Объект – речевая сфера детей дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Проблема художественно-речевого развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Гендерные характеристики речи в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.3. Особенности развития речевой сферы девочек и мальчиков в период дошкольного детства 10
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА 12
2.1. Особенности восприятия детьми художественных произведений в гендерном аспекте 12
2.2. Воспитание интереса к художественной литературе у девочек и мальчиков 20
ЛИТЕРАТУРА 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 150.23 Кб (Скачать файл)

Разработан план, направленный на развитие благоприятной языковой среды. Реализация этого плана позволит активизировать различные блоки речеязыкового механизма детей разного пола.

Также определено, что при отборе педагогом материала для работы с детьми дошкольного возраста по художественно-речевому развитию следует учитывать следующее: информация, заложенная в художественных произведениях, должна формировать яркие, зримые, конкретные образы, то есть обязательное условие – изобразительность и выразительность художественного образа.

Гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтвердилась – речь детей дошкольного возраста, наряду с возрастными и индивидуальными, отличается и определенными гендерными особенностями.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Аверьянова, Т.С. Основные аспекты гендерного воспитания дошкольников / Т.С. Аверьянова // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования. – Мн., 2010. – С. 35-37.

  1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

  1. Бруй, М.І. Паняцце “гендар” прыйшло ў дзіцячы сад / М.І. Бруй, С.Грышкевіч // Настаўніцкая газета. – 2009. – №156. – С. 3.

  1. Возрастная и педагогическая психология: сб. науч. тр. Вып. 5 / Бел, гос. пед. ун-т им. М.Танка; Авт.: А.Н. Авдей, А.А. Аладьин, Т.В. Архипова и др.; Науч. ред. В.И. Секун, О.В. Белановская. – Мн.: БГПУ, 2003. – 157 с.

  1. Гавриш, Н. Использование малых фольклорных форм / Н. Гавриш // Дошкольное воспитание. – 1991. – №9. – С. 6-7.

  1. Горошко, Е. Гендерная проблематика в языкознании / Е. Горошко //  Введение в гендерные исследования: учебное пособие под общ. ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001. – С. 508-542.

  1. Гурович, Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: учебное пособие / Л.М. Логинова, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – СП-б: Акцидент, 2000. – 98 с.

  1. Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011.

  1. Запорожец, А. В. Психология восприятия дошкольником художественного произведения / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды. – М., 1983. – 351 с.

  1. Земская, Е.А., Китайгородская, М.А., Розанова, Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Под ред. Земской Е.А., Шмелева Д.Н. – М., 1993. – С.90-136.

  1. Кирилина, А.В. Гендерные исследования в зарубежной и российской лингвистике: философские и методологические аспекты / А.В. Кирилина // Общественные науки и современность, 2000. – №4. – С.138-143.

  1. Коган, И.Л. Гендерная культурология: культура пола и  «пол» культуры: монография / И.Л. Коган. – Мн.: Ковчег, 2003. – 333 с.

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Мн: Нац. центр правовой информации Респ.Беларусь, 2011. – 400 с.

  1. Коновальчик, Е.А. Воспитание гендерной культуры учащихся / Е.А. Коновальчик, Г.Е. Смотрицкая. – Мн.: Национальный институт образования, 2008.

  1. Концепция обеспечения гендерного равенства (проект) [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал. – 2012. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=44783. – Дата доступа 15.02.2014.

  1. Крылова, Е.Б. Гендерные аспекты образования и воспитания в Республике Беларусь // Научно-практическая конференция преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов ун-та. – Витебск, 2008. – С. 250-252.

  1. Педагогика: учеб. пособие для вузов // В.И. Сластёнин, В.А. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]. – 4-е издание. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 576 с.

  1. Плюсина, А.В. Характеристики мужской и женской письменной речи в гендерном сознании коммуникатов / А.В. Плюсина // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – №1. – Т.1: гуманитарные науки. – С. 184-188,

  1. Путрова, М.Д. К психологическому обоснованию гендерных различий / М. Д. Путрова // Социокультурные аспекты межъязыковой коммуникации: материалы междунар. науч. конф., 16-17 окт. 2002 г., Гродно. – Гродно, 2004. – С. 361-365.

  1. Старжинская, Н.С., Дубинина, Д.Н Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 120 с.

  1. Степанова, Л.Г. Диагностика гендерной идентичности личности: учеб.-метод. пособие / Л.Г. Степанова; Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка. – Мн.: БГПУ, 2002. – 26 с.

  1. Степанова, Л.Г. Полоролевые стереотипы в структуре самоопределения личности: автореф. дис… канд. психол. наук: 19.00.01 / Л.Г. Степанова. – Мн.: БГПУ, 2003. – 20 с.

  1. Учебная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Министерство образования Республики Беларусь. – 2012. – Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=19821. – Дата доступа 15.02.2014.

  1. Ушакова, М.Ю. Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста: автореф. дис… канд. психол. наук: 19.00.07 / М.Ю. Ушакова. – Иркутск, 2006. – 17 с.

  1. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

  1. Филатова, Д.В. Формирование психологической культуры детей дошкольного возраста / Д.В. Филатова // Кіраванне ў адукацыі, 2012. – №11. – С. 31-37.

  1. Храмцова, Ф.И. Гендерология и феминология / Ф.И. Храмцова. – Минск: Бестпринт, 2010. – 223 с.

  1. Чеснокова, О.И. Половая и гендерная социализация:    проблемы теории и практики / О.И. Чеснокова // Адукацыя і выхаванне. – № 8 – 2004. –       С. 28-34.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План развития

гендерно развивающей среды для детей дошкольного возраста

 

СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ

ГЕНДЕРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

1.

Специально организованное обучение (занятия)  

1.1. гендерное содержание занятий,  упражнений;

1.2. активизация мальчиков и девочек;

1.3. учет опыта мальчиков и  девочек

2.

Среда обучения  

2.1. благоприятен ли климат для  мальчиков и девочек;

2.2. признание равенства опытов  мальчиков и девочек;

3.4. позитивная трансляция  гендерного опыта педагога

3.

Игровая деятельность

3.1. распределение ролей;

3.2. гендерная составляющая игр;

3.3. % игр, ориентированных на мальчиков  и  девочек;

3.4. количество игрушек для мальчиков  и девочек;

4.        

Физиологическая среда

4.1. доступность удовлетворения физиологических  потребностей (туалеты, гигиенические  комнаты);

4.2. организация сна,  питания  и т.д.

6.        

Взаимоотношения:  

 

-ребенок ← ребенок;               

 →         

 

-ребенок  ← воспитатель;                

 →  

 

-ребенок  ← родитель;                

 →          

 

-ребенок ← др. взрослый               

 →        

 

6.1. возможности  ребенка строить гендерно окрашенные отношения;

6.2. учет воспитателем гендерных  составляющих  взаимоотношений с ребенком;

6.3.  гендерная компетентность  родителей в построении   взаимоотношений с ребенком (особенности структуры семьи с учетом гендерного компонента);

9.        

Репрезентированность гендерных навыков, умений, представлений как компетентность  девочек и мальчиков

9.1. гендерное поведение мальчиков;

9.2. гендерное поведение  девочек

12.     

Дидактический материал

12.1.  гендерное содержание методического материала;

12.2. гендерное содержание пособий, книг для детей дошкольного возраста

12.3. иллюстрации в учебно-методическом  материале с позиций их гендерной  ориентированности;

12.4. гендерно-сенситивная направленность методических пособий и книг 


 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Определение. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация, изложенная кратко и доступно для восприятия.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок».

 

Рисунок 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с педагогом (на ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?».

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы.

Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.

Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изображение курицы вот так, стрелками можно показать действие «бил-бил не разбил», слезы – маленькими точками.

Через сказку дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.

Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления складывается наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Повышение профессионального уровня педагогов,

развитие коммуникативных навыков и умения работать в коллективе

 

Деловая игра

 

(Игроки делятся на 3 команды, согласно возраста группы детей, вопросы задаются поочередно каждой команде)

 

Разминка:

1. Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова:

  • «По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…»

  • «Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!»

  • «Спи,  глазок, спи,  другой!»

  • «Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!»

  • «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»

  • «Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…»

2. Закончите пословицу:

  • «Что написано пером…» (не вырубишь топором)

Информация о работе Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода