Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности речи детей разного пола в среднем дошкольном возрасте, обусловленные их гендерной принадлежностью.
Объект – речевая сфера детей дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Проблема художественно-речевого развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Гендерные характеристики речи в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.3. Особенности развития речевой сферы девочек и мальчиков в период дошкольного детства 10
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА 12
2.1. Особенности восприятия детьми художественных произведений в гендерном аспекте 12
2.2. Воспитание интереса к художественной литературе у девочек и мальчиков 20
ЛИТЕРАТУРА 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 150.23 Кб (Скачать файл)

Наличие дополнительных деталей, подробная прорисовка, «разукрашивание» свидетельствуют о позитивном отношении к персонажу, т. е. к себе как мальчику или девочке; неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывают на отрицательное или даже конфликтное отношение к себе как мальчику или девочке; размещение рисунка внизу страницы может свидетельствовать о депрессивности мальчика или девочка, наличие у его чувства неполноценности к своему полу.

Ярко выраженная половая идентичность у ребенка наблюдается, если в его рисунке прослеживаются различные признаки пола человека:

  • основные признаки пола (мужчина – обозначение паховой области, мускулатуры, плечи, бедра; женщина – грудь, талия, бедра, плечи);
  • дополнительные признаки мужественности/женственности (мужчины – усы, короткие волосы, борода и др.; женщина – длинные и распущенные волосы, косички, пышные прически, длинные реснички и др.);
  • традиционная мужская/женская одежда (мужчина – брюки, шорты, галстук, ботинки; женщина – платье, юбки, туфли, рюшечки, воланы и др.);
  • аксессуары, ассоциируемые с определенным полом (мужчина – трость, сигарета, шляпа, автомобиль, велосипед, различные инструменты и др.; женщина – украшения, серьги, бусы, бантики, корона, сумки, косметика).

О слабой выраженности половой идентификации свидетельствует бедность отражения в рисунке вторичных половых признаков. Степень имеющихся признаков пола проявляется в неяркой, стилизованной форме.

Половая идентичность не выражена при отсутствии признаков, определяющих пол персонажа. Например, рисуется человек из палочек или контур фигуры человека без каких-либо признаков пола.

Анализ детских рисунков подтвердил ограниченные возможности выражения имеющихся представлений о женском и мужском начале. Большинство учащихся нарисовали человека, соответствующего ребёнку пола и подтверждали это в ходе беседы после рисования, но можно отметить, что уровень сформированности идентичности различен.

Сводная таблица анализа диагностической методики «Рисунок человека»

 

Таблица 3

№ группы

Выраженность гендерной идентичности

яркая

средняя

слабая

1

13%

25%

62%

2

24%

50%

26%

3

30%

57%

13%


 

 

Слабая выраженность: в рисунках появлялись половые признаки, но недостаточно четко. Например, при изображении человека женского пола прорисовывалось платье в виде треугольника, длинные волосы представляли собой вертикальные линии, аксессуары не изображались.

Средняя выраженность гендерной идентичности: одна девочка нарисовала человека с короткими волосами, в брюках, с тростью. Два мальчика изобразили человека с длинными волосами в яркой разноцветной одежде, с рюшами, обувь на каблуках. Это говорит о недостаточной половой идентичности, т.е. недостаточно четкого и однозначного восприятия своего пола. Что подтверждает и интервью (у этих детей низкий уровень описания отличий обоих полов).

Ярко выраженная гендерная идентичность: на рисунках видны различные признаки пола (мальчик – мускулатура, плечи; девочки – талия, плечи); дополнительные признаки мужественности/женственности (короткие темные волосы у мальчиков и длинные, яркие распущенные волосы, длинные ресницы, большие глаза у девочек); традиционная мужская одежда (брюки, шорты, футболка, рубашка, ботинки) и женская (платье, рюши, каблуки, бантики) одежда; аксессуары, ассоциируемые с определенным полом (мужчина – трость, кепка; женщина – бусы, бантики, украшения).

Рисуночная методика показала, что у детей 1 группы обнаружен недостаточный уровень сформированности полоролевой идентификации.

Параметры оценки: одежда, внешний вид, фигура, цветовая гамма.

1, ж. Одинаковая одежда, фигуры у разнополых героев ничем не отличаются друг от друга. Цвет одежды у мужского пола совпадает. Других отличий – не отмечено.

2, ж. Животные изображены в брюках, в платьях, волосы короткие, ярко выражен антропоморфизм.

3, м. Единственная мужская фигура – Сашина, отличается от фигур других одеждой, наличием сумочек в руках у женщин, цветом – жен. фигуры одинаковы, Сашина – другого цвета.

4, м. Женская и мужские фигуры на рисунке отличаются одеждой – рубашка, туфли на каблуках и длинные волосы у Бабы Яги.

5, ж. Обе женские фигуры на рисунке отличаются лишь ростом, в остальном – абсолютно сходны, большинство признаков женского пола учтено – длинные волосы, ресницы, выраженные губы, плечи уже бедер, платья, талия, туфли на каблуках.

6, м. Признаки принадлежности к муж. полу у Человека Паука выражены в достаточной степени – широкие плечи, брюки, короткие волосы, цветовая гамма одинакова.

7, ж. В платье, с украшениями, прической и короной на голове – на рисунке изображена только одна фигура, остальные – обладают признаками мужского пола, как по цвету, так и по внешним признакам – длина волос, брюки, рубашки.

8, м. На рисунке – 4 одинаковые фигуры, одна из них – принцесса – отличается от других, я – чуть более длинными волосами и красным цветом.

9, м. Фигуры на рисунке ничем не отличаются друг от друга, кроме этого у людей отсутствуют черты лица, цвета все разные.

10, ж. Женские и мужские фигуры на рисунке слегка отличаются длиной волос, в остальном половые признаки отсутствуют. Себя изображает с предметом в руках – поясняет, что это – «дубинка».

Проанализировав ответы детей на дополнительные вопросы по результатам рисунков и сами рисунки, установлено, что отношение и выбор литературного героя зависит от сложившихся у детей представлений о себе как о представителе пола. Немаловажным стал социальный опыт, опираясь на который, дети составляли описания. Отмечалось, что девочки ощущая свою незначительность, хотят быть мальчиками, поскольку мужская роль в большинстве культур обладает более высоким статусом. Рисунки детей прилагаются (Приложение №1).

Таким образом, мы выяснили, что  речевое развитие мальчиков и девочек разное. У мальчиков речевое развитие существенно ниже, чем у девочек. Исходя из этого, мы считаем целесообразным проведение как отдельных, так и  совместных занятий с мальчиками и девочками.

В исследовании отмечено, что у девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Стоит отметить, что в процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила и создают представления о том, каким должен быть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина».

 

 

 

2.2. Воспитание интереса к художественной литературе у девочек и мальчиков

 

Важную роль в воспитании у детей дошкольного возраста полоролевого поведения, в гендерном аспекте развития речи, играет художественная литература. Значение которой заключается в том, что она, предлагая ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя,  помогает усваивать жизненно важную информацию, путем моделирования жизненных ситуаций. Вместе с тем важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних нравственных чувств, стремились подражать положительным примерам мужского и женского поведения и закрепляли нравственные чувства в своих поступках.

В женских персонажах подчеркиваются традиционные феминные качества: женственность, заботливость, терпеливость, трудолюбие, умение находить мирные пути соглашения в ссорах, желание создать атмосферу тепла и миролюбия, умение прощать, внимательное отношение к людям. В мужских персонажах подчеркиваются маскулинные качества: эмоциональная устойчивость, твердость, решительность, ответственность, выдержка, умение преодолевать трудности, проявлять себя не ради похвалы и награды, а из внутренней потребности быть сильными, мужественными, выдержанными, благородными.

Художественное произведение должно характеризоваться не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Ведь одной из особенностей восприятия ребенка является повышенная эмоциональная чувствительность и активное сопереживание героям.

Согласно Никифоровой О.И. выделяется три стадии развития восприятия художественного произведения:

    • непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);\
    • понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
    • влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Таким образом, умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой не появляется, его нужно развивать и воспитывать.

Существенным компонентом комплексной работы является создание благоприятной предметно-развивающей среды. Для того, чтобы проанализировать, предметно-развивающую среду определим, что это такое. В дошкольной педагогике под термином «предметно-развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Проанализировав развивающую среду в аспекте художественно-речевого развития, мы выявили проблемы: недостаточная материально-техническая база, не рассчитанная на гендерные аспекты, недостаток занятий гендерного содержания. Ожидаемым результатом улучшения развивающей среды должно стать сокращение  разницы речевого развития  между мальчиками  и девочками, улучшение за  счет этого  гендерной социализации детей.

В приложении №2 предлагается план, отражающий комплексный подход, направленный на совершенствование развивающей среды для развития интереса к художественной литературе с учетом гендерных характеристик.

Для формирования умения воспринимать художественное произведение в занятия с детьми по художественно-речевому развитию нами была включена такая нетрадиционная техника, как мнемотаблица (приложение №3), а также использовалась технология «Тематических словарей»  по ознакомлению с художественной литературой. Для повышения профессионального уровня и компетентности педагогов была проведена деловая игра (материалы представлены в приложении №4).

Результатом деловой игры стала разработка проекта уголка художественно речевой деятельности, представленный на рисунке 1.

Также нами были определены несколько критериев отбора детских книг, опираясь на работы Соловьевой О.И., Федяевской В.М., Карпинской Н.С. и др.

  1. Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык.
  2. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей, в том числе гендерным. При отборе стоит учитывать особенности внимания, памяти, мышления. Круг интересов детей, их жизненный опыт.
  3. Сюжетная занимательность, простота и  ясность композиции.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки, фольклор и др.

Отмечено, что в среднем дошкольном возрасте происходят определенные изменения в понимании и осмыслении художественных произведений детьми обоих полов, что связано с приобретением социального опыта и расширением литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, девочки в целом правильно оценивают поступки персонажей. Дети легче воспринимают некоторые особенности русского языка, такие как эпитеты, сравнения, образные слова и выражения.  После прочтения могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать литературную форму художественного произведения.

 

Рисунок 1

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании вышеизложенного, можно говорить о традиционности представлений о выраженной эмоциональности речи девочек, их большей склонности к гуманитарным наукам и преимущественно невербальное поведение мальчиков. Устные высказывания мальчиков характеризует логичность, невысокий уровень грамотности, использование стилистически сниженных языковых средств. Но эти традиционные представления, на которые нередко опираются в практической деятельности педагоги, в определенной мере ограничивают развитие детей обоего пола, поскольку различия в речевой деятельности признаются естественными и закономерными. Влияние этих гендерных стереотипов на процесс воспитания и обучения детей особенно ярко проявляется в условиях гендерной социализации, активно протекающей в период дошкольного детства

Результатом проведенной работы стало выявление гендерных особенностей речи девочек и мальчиков дошкольного возраста, проявляющихся в выборе различных языковых средств, маркируемых социальными стереотипами в отношении поведения мужчин и женщин. Установлено, что речевая деятельность девочек осуществляется в основном посредством активного использования разнообразных лексических средств, тогда как речь мальчиков – посредством сложных грамматических операций.

Информация о работе Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода