Характеристики индивидуальных стилей педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:04, статья

Краткое описание

В основу различения стиля в труде учителя были положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На этой основе авторами выделены четыре типа индивидуальных стилей, характеризующих современного учителя.

Вложенные файлы: 1 файл

психология псих ром.docx

— 28.94 Кб (Скачать файл)

Попробуйте:

Меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем  многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте  лишь тогда, когда это действительно  необходимо. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

Вы обладаете очень  многими достоинствами: высоким  уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и  четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью. У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными  навыками учения. Однако, Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке. Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторые замедленные темпы урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

Попробуйте:

Чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности  в подборе увлекающих учащихся тем. Проявлять больше нетерпимости к  нарушениям дисциплины на уроке. Сразу  и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

 

Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Вы обладаете многими  достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью. Однако Вашу деятельность характеризуют  и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование  стандартного набора форм и методов  обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение  к учащимся. В результате у Ваших  учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с  отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и  не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный  психологический климат.

Попробуйте:

Шире применять поощрения  хороших ответов, менее резко  порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное – их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы. Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

 

 

 

Психограмма.

D  Психологические качества, желательные для эффективного  выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального  роста, преодоления экстремальных  ситуаций в труде. (А.К.Маркова, с.28)

Сюда относятся характеристики

•      волевой

•      мотивационной

•      эмоциональной

сферы специалиста:

1.Мотивы, цели, задачи, потребности,  интересы, отношения, ценностные  ориентации человека, психологические  позиции.

2.Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

3.Эмоции, психические состояния,  эмоциональный облик

4.Удовлетворенность человека  трудом, его процессом и результатом. 

5.Психологические знания  о труде, о профессии

6.Психологические действия, способы, приемы, умения, техники,  психотехнологии в их влиянии на себя и на других людей

 

7.Профессиональные способности,  профессиональная обучаемость, открытость  профессиональному росту.

8.Профессиональное мышление в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.

9.Профессиональное саморазвитие  умение проектировать и реализовывать  планы своего профессионального  роста.

10.Психологические противопоказания то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией, качества, отсутствие которых может быть скомпенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.

11.Линии профессионального  роста и линии распада профессиональной  деятельности и личности специалиста,  пути их реабилитации.

 

Стили руководства по Левину:

1)авторитарный стиль

-формальная сторона (деловые,  краткие распоряжения, запреты с  угрозой, четкий неприветливый  тон, похвала и наказание субъективны,  позиция лидера вне группы);

-содержательная сторона  (дела в группе планируются  заранее, определяются лишь непосредственные  цели, голос руководителя решающий).

2)демократический стиль

-формальная сторона (инструкция  в форме предложений, товарищеский  тон, похвала и порицания с  советами, распоряжения и запреты  с дискуссиями, позиция лидера  внутри группы)

-содержательная сторона  (мероприятия планируются в группе, за реализацию предложений отвечают  все, все разделы работы обсуждаются)

3)Попустительский стиль

-формальная сторона (тон  конвенциональный, отсутствие похвалы,  порицаний, нет сотрудничества, позиция  лидера незаметно вне группы)

-содержательная сторона  (дела в группе идут сами  собой, лидер не дает указаний, разделы работ складываются из  отдельных интересов).

Авторитарным (властным, директивным) называется такой стиль лидерства, при котором руководитель ведет  себя, повелительно, сам распределяет обязанности членов группы, жестко их определяет и строго контролирует. В этих условиях основные функции  управления сосредоточены в руках  лидера, который не позволяет членам своей группы даже обсуждать его  распоряжения. В школе такой стиль  учителя может давать неплохие результаты в обучении, но вызывает у одной  части учащихся протест и даже агрессию в отношении учителя, а  у другой части — пассивность, потерю инициативы, безволие. Однако опыт А. С. Макаренко и некоторых других учителей показывает, что элементы этого стиля могут быть применены  на начальном этапе создания коллектива, особенно состоящего из «трудных» учащихся, и в экстремальных условиях. Последовательное и длительное применение авторитарного  стиля нашей общественностью  справедливо не принимается.

Демократическим (коллективным, коллегиальным) называется стиль лидерства, при котором руководитель управляв группой совместно с ее членами, предоставляя им достаточную свободу действий, разрешая обсуждение и критику своих решений, всячески поддерживая их инициативу в делах группы. Подобный стиль способствует эффективности обучения, создает хорошие отношения с учителем, вызывает формирование самостоятельности у учащихся. Такой стиль является противоположностью авторитарному. Он может быть рекомендован учителю.

Либеральным (анархическим, попустительским) называется лидерский  стиль, сводящийся к практическому  отстранению лидера от руководства  группой, к поведению его как  рядового члена группы, к предоставлению участникам группы полной свободы действий (СНОСКА: Психологический словарь. М.: 1983. С. 176.). По данным ряда психологических исследований, либеральный стиль дает наихудшие результаты групповой деятельности. Как и авторитарный стиль, он способствует появлению в учебном классе «трудных» учащихся, но уже иных категорий: недисциплинированных и своевольных.

 

 

 

 

 

 

 

Тренинговые  упражнения на развитие личностных качеств

1. Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека

На какой я ступеньке?

 

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается  бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте  себя на той ступеньке, на которой, как  вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

- 1-4 ступенька - самооценка  занижена 

-5-7ступенька-самооценка адекватна 

- 8-10 ступенька - самооценка  завышена

 

2. Децентрация (от лат. de- - приставка, означающая удаление, отмену, и centrum - центр круга, средоточие) - один из фундаментальных механизмов психики, к-рый позволяет человеку иначе посмотреть на ситуацию или систему определенных отношений. В генетической эпистемологии Ж. Пиаже термин Д. определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает преобразование смысла образов, понятий и представлений субъекта путем принятия им в расчет позиций других людей и, следовательно, возможных т. зр. или познавательных перспектив.

Упражнение для развития способностей к децентрации "Зверушка".

Цель: научить человека принимать  свой образ в глазах других людей, вы­звать привыкание к разнообразным  характеристикам своей персоны.

Один из участников выходит  в центр, и остальные по очереди  рассказывают о том, ассоциации каких  животных вызывает у них данный человек. Участники стараются не только назвать  животное, но и объяснить причины, побудившие их выбрать именно этот образ. Затем можно сменить участника. Важно, чтобы участники привыкли к различным ассоциациям.

3. Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми

 

Цель: развитие умения распознавать эмоции выраженные пантомимикой .

Участники группы разбиваются  на пары.

Инструкция: «Один из участников пары будет „зеркалом”, а второй –"обезьяной”. "Обезьяна”, оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. "Зеркало” повторяет как можно точнее все движения, выражения лица "обезьяны”». Через три - четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями. После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось распознавать чувства и эмоции вашего партнера и воспроизводить их?»


Информация о работе Характеристики индивидуальных стилей педагогической деятельности