Формы работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Физическое воспитание, которому в дошкольных образовательных учреждениях уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др. ), овладение физическими упражнениями и подвижными играми; воспитание жизнерадостной , жизнестойкой, целеустремлённой, Физическое воспитание, которому в дошкольных образовательных волевой, творческой личности.

Вложенные файлы: 1 файл

методика физ воспитания.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1. Физкультурное занятие - основная форма работы по физическому воспитанию.

Физическое воспитание, которому в дошкольных образовательных учреждениях уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств                (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др. ), овладение физическими упражнениями и подвижными играми; воспитание жизнерадостной , жизнестойкой, целеустремлённой, Физическое воспитание, которому в дошкольных образовательных волевой, творческой личности.

Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм организации двигательной деятельности: физкультурные занятия, занятия в бассейне, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки ( как на участке, так и за его пределами), самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья и др.

Организуя различные виды двигательной активности, педагог способствует её оптимизации, осознанному и творческому освоению движений. Важную роль в реализации задач физического воспитания играет обучение как составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонично развитой личности ребёнка.

Ребёнок рождается на свет беспомощным, с одной – единственной способностью – всему научиться со временем. Он осваивает непроизвольные движения в процессе жизни, а все произвольные движения возникают у него только в результате обучения.

Обучаясь движениям, дети дошкольного возраста приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности; знакомятся со способами и средствами её реализации; накапливают опыт творческой двигательной активности. Умение самостоятельно мыслить и действовать даёт ребёнку возможность реализовать потенциальные природные способности, понять оздоравливающую роль физических упражнений, возможности своего тела.

Сюжетные занятия требуют творческого подхода и особой – эмоционально – образной методики руководства.

Занятия строятся так, чтобы обеспечить освоение программного материала и  достаточно высокую физическую нагрузку. Важную роль в успешном решении этих задач играют положительные эмоции, побуждающие детей к лучшему выполнению упражнений и предотвращающие быстрое утомление.

Основное содержание занятий составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогает детям научиться плавать определёнными способами.

Занятия по плаванию, как и другие занятия по физической культуре, условно подразделяются на три части, а именно: вводно – подготовительную, основную и заключительную. В каждом занятии последовательно решаются следующие задачи: организовать группу, ознакомить с новыми играми и упражнениями на суше, повторить старые и разучить новые упражнения в воде, а также некоторые элементы техники плавания и организованно завершить занятия.

Занятие начинается с построения группы, переклички ребят, выполнения общеразвивающих упражнений на суше, специальных упражнений в воде и подвижных игр. В конце занятия преподаватель должен убедиться, что все дети вышли из воды.

Занятия в воде следует всегда начинать с энергичных движений. Заканчиваются занятия спокойными погружениями с головой и выдохом в воду. В зависимости от подготовленности детей это упражнение надо повторять подряд от 4 – 6 до 8 – 12 раз. В заключение проводятся также игры успокаивающего характера, игры на внимание и свободное плавание. Свободное плавание повышает эмоциональную окрашенность занятий, даёт детям возможность самостоятельно испробовать свои силы. Оно полезно для развития активности, инициативы.

Количество повторений упражнений и игр, их интенсивность увеличиваются по мере овладения навыками.

При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы – игровые упражнения, игры – забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.

Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Они помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.

В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости и гибкости навыков.

Игры и развлечения в воде способуствют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.

Потребность в движении заложена природой в каждом человеке. Посмотрите, как много двигаются малыши: бегают, прыгают, лазают, играют в различные подвижные игры. К седьмому году жизни движения ребёнка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий; для них важен результат. Всю работу по физическому воспитанию дошкольников необходимо организовать так, чтобы сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развить самостоятельность. Из всего многообразия видов физических упражнений ребёнок выберет именно то, что ему больше нравится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Активный отдых.

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми,  крепкими, является одной из важнейших. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей. 

 

Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, у детей развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы, повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность.         

 Для того, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданы условия для решения задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо чередовать работу и отдых, занятия умственного характера и физических упражнений, игр, развлечений.         

 Одной из форм организации  двигательной деятельности детей  является активный отдых в детском саду.

Активный отдых в детском саду:

§  Физкультурный досуг;

§  Физкультурные праздники;

§  Дни здоровья;

§  Детский туризм;

§  Каникулы. 

 

 

  

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. 

 

Активный отдых решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, учебные и воспитательные. К частным можно отнести следующие задачи:

Ø Повышать  эмоциональный настрой детей;

Ø Воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;

Ø Способствовать формированию правильной осанки;

Ø Повышать физическую работоспособность;

Ø Развивать основные физические качества;

Ø Совершенствовать основные виды движений.

Решение этих задач всецело направлено на воспитание гармонично развитой личности. 

Физкультурный досуг – один из ярких, эмоциональных моментов в  повседневной жизни детей, объединяющий их веселой, двигательной деятельностью.

Содержание досуга составляют в основном знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, обновленные путем введения неожиданных для детей вариантов, вызывающих интерес и эмоции при выполнении.

Планирование досуга осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей.

Программа физкультурного досуга составляется по-разному: в младших и средних группах преобладают несложные игры с эмоциональными поручениями: кто скорее принесет игрушки, прибежит и построится около куклы, выполнит веселые игровые действия с ней и т.д.

В старших группах дети выявляют свои двигательные умения индивидуально и коллективно – командами в веселых несложных играх с соревнованием и в играх-эстафетах, а в подготовительной к школе группе и в спортивных играх. Старшие дети участвуют также в соревновании типа небольшой спартакиады. При выполнении физкультурных заданий они проявляют ловкость, быстроту, силу, выносливость. В содержание досуга включаются интересные и доступные детям аттракционы, вызывающие общее веселое настроение; могут быть использованы и знакомые детям танцы и пляски.

Главной задачей воспитателя при проведении досуга является создание радостного настроения у детей и возможности совершенствовать двигательные умения в непринужденной обстановке, располагающей всех детей к творческой дружеской  деятельности.

Э.Я.Степаненкова в Программе и методических рекомендациях по физическому воспитанию в детском саду определяет длительность для физкультурных досугов:

§  Для 2 младшей группы – один раз в месяц 20 минут;

§  Для средней группы – один раз в месяц 20 минут;

§  Старшей группы – один раз в месяц 25 – 30 минут;

§  Подготовительной к школе группы – один раз в месяц 40 минут.

Физкультурный праздник  в детском учреждении представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенный динамикой двигательного содержания, проводимый на свежем воздухе, он является радостным событием в жизни детей. 

Основу программы физкультурного праздника должны составлять веселые подвижные игры и разнообразные физические упражнения, отражающие приобретенные детьми двигательные навыки за определенный период времени. Усвоенные на регулярных физкультурных занятиях, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие.

Подготовка к празднику не должна нарушать плановую воспитательную работу. Многократно повторяемые до праздника «номера» часто без учета продолжительности по времени вызывают у детей физическое и психическое утомление, потерю интереса, притупление эмоций и выполнение их на празднике как заученного урока. Праздник должен быть результатом систематической работы с детьми.

Физкультурные праздники, отличаясь присущей только им спецификой содержания, могут быть весьма разнообразными по программе и структуре.

Этот праздник выделяется на фоне повседневной жизни необычным украшением участка, нарядно оформленными физкультурными пособиями: цветы, фонарики, ленты и т.п. изменяют привычный вид детской площадки, вызывая радостное ожидание и праздничное настроение у детей. В процессе самого праздника большую роль играет музыка, создающая эмоциональный подъем и объединяющая детей веселым, бодрым настроением.

Первая часть праздника может быть построена в форме физкультурного парада, который начинается общим шествием детей, разделенных на отдельные команды, идущие со своим вымпелом и значками. Движения детей, сочетающиеся с песнями, стихами, вызывают эмоциональный подъем. Следом за этим дети могут демонстрировать свои достижения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в доступном им соревновании (в беге, метании, прыжках и т.д.), в играх-эстафетах. Могут быть включены веселые аттракционы. Все это проводится с учетом времени для каждой возрастной группы.

Программа второй части праздника может быть организована в форме зрелища – кукольный театр, концерт с участием взрослых и детей или в форме прогулки в «волшебном лесу». Непременным компонентом этой части бывают сюрпризные моменты: появление каких-либо сказочных героев, фокусника и т.д.

В заключение праздника хорошее настроение поддерживает общий танец, когда дети по предложению ведущего приглашают гостей: родителей, педагогов, сотрудников детского сада.

Физкультурные праздники хороши и зимой. Содержание их также составляет двигательная деятельность детей, характерная для данного сезона, - катание на санках с заданиями на ловкость, катание и игры на коньках, ходьба на лыжах, игра в хоккей, веселые подвижные игры, массовые несложные пляски и сюрпризные моменты, подготовленные взрослыми или школьниками. Зимний праздник может быть организован вокруг новогодней елки как праздник русской зимы или в виде игр на определенные темы («Поездка на Север», «Путешествие» и др.) Основу программы составляют и в зимнее время физические упражнения и игры, которыми к этому времени овладевают дети. Использование красочных атрибутов и музыки делают их необычайно и заново привлекательными. В зимнем празднике не звучат песни и стихи в исполнении детей, однако музыка, обращение ведущего (в стихах или прозе) придают праздничное настроение и соединяют в единое целое отдельные действия и игры детей. Сюрпризные моменты – источник радостных удивлений и смеха – выполняются взрослыми или школьниками.

Дети могут участвовать в доступной для них подготовке праздничного оформления. В день проведения праздника жизнь детей не должна нарушаться ненужной спешкой, срывом режима, нервозностью.

Праздник можно провести в форме физкультурно-спортивного музыкально-театрализованного представления. Содержание его составляет знакомая детям сказка. Дети освобождают сказочных героев, преодолевая препятствия, соревнуясь с отрицательным персонажем.

При общей заинтересованности взрослых в успехе праздника, желании их доставить детям радость и удовольствие, осуществить все намеченное в плане общая длительность праздника не должна превышать 45 мин – 1 ч.

В Программе по физвоспитанию Э.Я Степаненковой   рекомендуется проводить физкультурные праздники в средних и старших группах два – три раза в год.

День здоровья  рекомендуется проводить в соответствии с указаниями программы, начиная со 2 младшей группы. Его задачей является забота о профилактике нервной системы ребенка, оздоровление его организма в тесной связи с поддержанием положительно-эмоционального состояния психики. Поэтому в этот день следует обеспечить детям максимальное пребывание на воздухе и по возможности провести его на природе. Дети освобождаются от занятий, требующих умственного напряжения. Они играют в интересные для них и любимые игры, поют, слушают музыку, спокойно, весело общаются друг с другом.

Планирование этого дня должно учитывать интересы детей данной возрастной группы, любимые ими виды деятельности, предупреждать возникновение конфликтов. В программу этого дня можно включить подвижные игры, игровые упражнения, элементы спортивных игр и упражнений, веселые эстафеты, развлечения и забавы, преодоление разнообразных природных препятствий.

Информация о работе Формы работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении