Формы профориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

Основным источником получения разнообразных сведений о школьниках может послужить анкетирование, которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем сведений и охарактеризовать исследуемое явление с качественной и количественной стороны. Анкеты могут быть: анонимными, публичными, открытыми и закрытыми, предъявляются учащимся, родителям, педагогам.
Анкетирование способствует выявлению интересов, профессиональной устремленности, степени профессиональной осведомленности и т. д. Анкетирование способно охватить одновременно большое количество школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

Формы профориентации.docx

— 17.76 Кб (Скачать файл)
  1. Формы профориентации.

Анкетирование

Основным источником получения  разнообразных сведений о школьниках может послужить анкетирование, которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем  сведений и охарактеризовать исследуемое  явление с качественной и количественной стороны. Анкеты могут быть: анонимными, публичными, открытыми и закрытыми, предъявляются учащимся, родителям, педагогам.

Анкетирование способствует выявлению интересов, профессиональной устремленности, степени профессиональной осведомленности и т. д. Анкетирование  способно охватить одновременно большое  количество школьников.

Следующим важным методом  является тест.

Тест - может быть представлен  в бланковом и компьютерном вариантах. Главное преимущество тестов заключается  в объективной установке наличия  обследуемых школьников свойств, умений, навыков, необходимых для выполнения той или иной профессиональной деятельности. В связи с тем, что тестирование представляет собой набор стандартных  заданий, на выполнение которых отводится  определенное количество времени. Тесты  целесообразно использовать для  получения срезов уровня развития тех  или иных свойств и качеств  личности.

Анкетирование (от франц. enquete, буквально — расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе А. каждому лицу из группы, выбранной для А., предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты.

По форме вопросы разделяются  на открытые (свободный ответ, например: "Что вы думаете делать после  службы в армии?") и закрытые —  ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе  анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся  на объективные [об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать  субъективные искажения при ответе] и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку  опрашиваемого, его отношение к  условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес  опрашиваемого должен расти от вопроса  к вопросу; отсутствие слишком сложных  или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены  все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим — А. не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

А. может проводиться 3 способами: анкета заполняется в присутствии  сборщика индивидуально; групповое  заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют  и для сохранения анонимности  одновременно сдают анкеты; "почтовое" А., когда анкета раздаётся или  рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. С целью повышения  эффективности опроса перед массовым А., как правило, проводятся пробные  опросы (50—100 анкет) для выбраковки неудачных ("неработающих") вопросов.

Беседа

Беседа - это  вопросно-ответный метод организации  и осуществления процесса обучения. В процессе производственного обучения применяются два основных вида беседы: беседа, в ходе которой производится закрепление, повторение, проверка знаний и умений учащихся - контрольно-проверочная; а также беседа, основная цель которой обобщение, систематизация, конкретизация накопленного учащимися опыта, сообщение учащимся новой информации - поисковая, обобщающая, эвристическая. 
Технология эвристической беседы достаточно подробно будет рассмотрена в параграфе об «активных» методах обучения. Здесь же рассмотрим специфику контрольно-проверочной беседы. 
При проведении и контрольно-проверочной, и эвристической беседы основным «инструментом» их осуществления являются вопросы. В процессе контрольно-проверочных бесед значительная часть вопросов мастера к учащимся направлена на припоминание и воспроизведение ими знаний, связанных с предстоящими работами, контроль и проверку качества усвоения материала вводного инструктажа, контроль осознанности выполнения учебно-производственных работ и т.п. Для такого контроля характерны в основном вопросы «репродуктивного» характера. Вместе с тем для контрольно-проверочной беседы характерны и так называемые продуктивные вопросы, требующие не только припоминания и воспроизведения полученной информации, но и активной мыслительной деятельности учащихся, их сообразительности. 
Успешность беседы-опроса во многом определяется не только содержанием, но и формулировкой вопросов, стилем их конструирования. Необходимо соблюдать следующие требования к формулировке вопросов: 
вопрос должен быть определенным по содержанию, т. е. требовать одного определенного четкого ответа, реальным по сущности, кратким по форме, простым по структуре; 
не следует ставить вопрос так, чтобы он требовал односложного ответа или «угадывания» типа: «да-нет», «больше-меньше», «вверх-вниз» и т. п.; 
надо избегать таких вопросов, в формулировке которых уже содержится ответ. Например: «Что плавят в сталеплавильных печах?» или «Для чего применяются смазывающе-охлаждающие жидкости?» и т. п.; 
нельзя ставить перед учащимися вопросы, заведомо толкающие учащихся на неправильный ответ. Не принесет пользы постановка, например, таких вопросов: «Из каких марок бронзы изготавливаются сверла?» или «На сколько градусов повысится температура воды через 10 мин после начала кипения?».

Следующая форма  профориетационной работы – экскурсия. Это одна из важных форм по ознакомлению учащихся с производственным содержанием профессии. Для успешного проведения экскурсии необходимо четко определить тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель.

Профессиграфическая экскурсия  подготавливается по плану:

-   выбор объекта экскурсии;

-   определение цели экскурсии;

-   предварительное посещение предприятия с целью согласования с администрацией сроков и условий поведения экскурсии;

-   разработка плана беседы- подготовки учащихся к экскурсии.

-   подготовка экскурсовода к проведению экскурсии.

Е.Ю. Примакова выделяет три  этапа экскурсии: подготовка, проведение и подведение итогов. В подготовке учителя к экскурсии значительное место занимает планирование, оно  позволяет провести экскурсию в  соответствии с поставленными целями. В завершении экскурс педагог  совместно с детьми подводит итоги  проведенной экскурсии[14, с.137].

Еще одна форма  профориентационной   работы - Лекции о профессиях.

Данную форму применяют  при изложении сведений по содержанию труда представителей различных  профессий; о требованиях, предъявляемых  профессий психофизиологическими  особенностями личности; о достижениях  в развитии в отдельных отраслях и др. Лекции используют для сообщения, например, школьникам права выбора профессии; последовательности выполнения различных трудовых приемов и  операций.

Она должна быть достоверной, а сообщаемые факты соответствовать  действительности, отражать современные  состояния развития отраслей производства. Излагать материал необходимой в  логической последовательности.

Далее опишим основные  методы   профориентационной   работы , с помощью которых можно получить информации о профессиональной направленности учащихся.


Информация о работе Формы профориентации