Формы и методы профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:25, реферат

Краткое описание

Подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией личности в других важных сферах жизни, Н.С.Пряжников пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации».

Выделим основные характеристики профессионального самоопределения:

1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Вложенные файлы: 1 файл

Формы и методы профессионального самоопределения учащихся.docx

— 45.17 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования

«Уральский  государственный педагогический университет»

 

Институт  физики и технологии

Кафедра технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №3:

1)Реферат  «Формы и методы профессионального  самоопределения учащихся»;

2)Конспект  урока по профессиональному самоопроделению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы   Т – 410

заочного  отделения Полякова Т.И.

Проверил: к.п.н.,  доцент кафедры

технологии  Гриценко Г. А.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2011

Содержание 

Формы и методы профессионального самоопределения 

Введение

Подчеркивая неразрывную связь  профессионального самоопределения  с самореализацией личности в  других важных сферах жизни, Н.С.Пряжников пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации».

Выделим основные характеристики профессионального самоопределения:

1. Профессиональное самоопределение  – это избирательное отношение  индивида к миру профессий  в целом и к конкретной выбранной  профессии. 

2. Ядром профессионального самоопределения  является осознанный выбор профессии  с учетом своих особенностей  и возможностей, требований профессиональной  деятельности и социально-экономических  условий. 

3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация профессионального  самоопределения личности инициируется  разного рода событиями, такими  как окончание общеобразовательной  школы, профессионального УЗ, повышение квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и т.д.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Исследуя профессиональное самоопределение  личности, Н.С.Пряжников обосновал  следующую его содержательно-процессуальную модель:

 ▪ Осознание ценности общественно-полезного  труда и необходимости профессиональной  подготовки (ценностно-нравственная  основа самоопределения).

 ▪ Ориентировка в социально-экономической  ситуации и прогнозирование престижности  выбираемого труда. 

 ▪ Общая ориентировка в  мире профессионального труда  и выделение профессиональной  цели – мечты. 

 ▪ Определение ближних профессиональных  целей как этапов и путей  к дальней цели.

 ▪ Информирование о профессиях  и специальностях, соответствующих  профессиональных учебных заведениях  и местах трудоустройства. 

▪ Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

 ▪ Наличие системы резервных  вариантов выбора на случай  неудачи по основному варианту  самоопределения. 

 ▪ Начало практической реализации  личной профессиональной перспективы  и постоянная корректировка намеченных  планов по принципу обратной связи.

Анализируя потенциальные возможности  самореализации личности, Н.С.Пряжников  предлагает семь типов ее самоопределения:

1. Самоопределение в конкретной  трудовой функции. Для этого  типа самоопределения характерна  реализация себя в рамках выполняемой  деятельности. Работник находит  смысл своей деятельности в  качественном выполнении отдельных  трудовых функций или операций (например, при работе на конвейере). Свобода выбора и диапазон  действий человека минимальны. Для многих работников такой однообразный и монотонный труд почти невыносим. Поэтому организаторы производства стараются обогатить такой труд дополнительными функциями за счет смены характера выполняемых операций, усиливают кооперативное начало в деятельности, расширяя тем самым возможности самореализации работников. Вместе с тем следует отметить, что некоторые люди получают удовлетворение от такого однообразного труда.

2. Самоопределение на конкретном  трудовом посту. Предполагает  выполнение многообразных функций  (например, труд токаря). Трудовой  пост характеризуется определенными  правами и производственными  заданиями, ограниченной производственной  средой, включающей средства труда.  Возможность самореализации в  рамках выполняемой деятельности  значительно выше, чем в первом  случае. Смена конкретного трудового  поста негативно сказывается  на качестве и производительности  труда и вызывает неудовлетворенность  работника. 

3. Самоопределение на уровне  конкретной специальности – предполагает  сравнительно безболезненную смену  различных трудовых постов и  в этом смысле расширяет возможности  самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко  управляет любыми видами автомобилей. 

4. Самоопределение в конкретной  профессии – предполагает, что  работник способен выполнить  близкие смежные виды трудовой  деятельности. Как известно, профессия  объединяет группу родственных  специальностей. Поэтому, по сравнению  с предыдущим типом самоопределения  работник выбирает уже специальности,  а не только трудовые посты. 

5. Жизненное самоопределение, – к которому, помимо профессиональной деятельности, относится учеба, досуг, вынужденная безработица и др. по сути, речь идет о выборе образа жизни человека. Следует отметить, что немало людей видят смысл своей жизни во вне профессиональной деятельности. Жизненное самоопределение предполагает не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия может стать средством реализации определенного образа жизни.

6. Личностное самоопределение  – более сложный тип, рассматривается  как высшее проявление жизненного  самоопределения, когда человек  становится хозяином ситуации  и всей своей жизни. Личность  в этом случае как бы поднимается  и над профессией, и над социальными  ролями и стереотипами. Человек  не просто овладевает социальной  ролью, а создает новые социальные  роли и в каком-то смысле  даже занимает социально-психологическим  нормотворчеством, когда окружающие  говорят о нем не как о  хорошем инженере, враче, педагоге, а просто как об уважаемом  человеке, уникальной и неповторимой  личности. Можно сказать, что личностное  самоопределение – это нахождение  самобытного «образа Я», постоянное  развитие этого образа и утверждение  его среди окружающих людей. 

7. Самоопределение личности в  культуре – самый сложный тип,  высшее проявление личностного  самоопределения. Здесь обязательно  обнаруживается внутренняя активность, направленная на «продолжение  себя в других людях», что в  каком-то смысле позволяет говорить  о социальном бессмертии человека. Высший тип самоопределения проявляется  в значительном вкладе личности  в развитие культуры, понимаемом  в самом широком смысле (производство, искусство, наука, религия и  др.).

Переход от одного типа самоопределения  к другому, более сложному напрямую зависит от отношения человека к  своей деятельности. Негативное, деструктивное  отношение человека к своему труду  не позволяет подняться человеку на следующий уровень самоопределения. Активное, творческое отношение человека дает возможность профессионального  развития, поднимает человека на более  сложный тип профессионального  самоопределения. Высших типов профессионального  самоопределения человек достигает  только при наличии активного, творческого  отношения к собственной профессиональной деятельности.

 

Основные методы профессионального самоопределения

Обычно при рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики и 2) психотехническую модель, где отражены процедура, условия  использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные  трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся  к методике как "внешнему средству", представленному в различных  книгах и методических пособиях. Чтобы  методика работала, необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных  в методике проблемах (владеющий  имитационной моделью) и умеющий  провести ее практически (владеющий  психотехнической моделью). Все это  относят к методике как "внутреннему  средству работы психолога".

           Как  отмечает Е.А. Климов, методика - это  как минимум совокупность внешних  и внутренних средств профессиональной деятельности.          

При прогнозировании эффективности  методики важно еще учесть, насколько  предполагаемые учащиеся готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать  в данных процедурах. Также важно учитывать приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования процедуры методики (например, в некоторых школах администрация иногда заявляет: "Нашим школьникам тесты уже надоели").          

Ниже представлены основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с выделенными  ранее основными целями профориентационной помощи:

    1. Информационно-справочные, просветительские методы:
    • профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
    • справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
    • информационно-поисковые системы - ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные (электронные банки информации) варианты ИПС. Последние наиболее перспективны, но для них нужны программисты и контакты с заинтересованными организациями и предприятиями. Такая заинтересованность встречается не часто;
    • профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
    • экскурсии на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
    • встречи со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);
    • познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
    • профориентационные уроки как система занятий (а не как отдельные "мероприятия");
    • учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего);
    • использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения "производить впечатление" на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения "объема" профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода "редакторским правкам" и "цензуре");
    • различные "ярмарки профессий" и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ. На ярмарках посетители встречаются с представителями различных фирм и предприятий, и 40 % из них делают здесь свой важный выбор.
    1. Методы профессиональной психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании):
    • беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
    • открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
    • опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. "пригодные для большинства", это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
    • опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий - "профпригодность формируется в самой трудовой деятельности" (по Е.А. Климову);
    • "личностные" опросники (требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации); по-настоящему личность нельзя "просчитать" (возникает масса проблем); настоящий личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на "референдумах" и при "голосованиях", когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде); примечательно, что иногда о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте; таким образом, получается, что тест на "личностность" - это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в "мелочах" жизни, т.е. очень сложно оценить личность в обыденном, "усредненном" режиме жизни;
    • проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);
    • методы наблюдения - это один из основных научно-практических методов (при условии владения этим методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
    • сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение доносчиков);
    • психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
    • "профессиональные пробы" в специально организованном учебном процессе по типу "F-теста" японского профессора Фукуямы, что обычно требует очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение "заинтересованности" фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;
    • использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
    • исследование и наблюдение за учащимся непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с "испытательным сроком");
    • использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
    1. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
    • группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали "Клубы ищущих работу" и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
    • тренинги общения (иногда позволяют освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
    • сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, иногда они позволяют лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;
    • "пламенные" публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда учащихся, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых людей;
    • профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
    • личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
    • различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
    • "праздники труда", повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не "торжественное заорганизованное мероприятие").
    1. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
    • построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить учащемуся и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
    • построение системы различных вариантов действий (в виде своеобразных "деревьев" и "ветвей"), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
    • использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).

 

План-конспект урока «Профессиональные» дебаты»

Раздел II: Мир профессий. Тема 2.1.: Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Цели  урока:

  • научить на примерах разных профессий видеть отличия в характере, процессе и условиях труда;
  • стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся;
  • определение правильности выбора профилизации учащихся.

Задачи  урока:

  • расширить представления учащихся об областях применения своих знаний, системе образования  РФ, этапах  получения образования, в том числе профессионального;
  • познакомиться с профессиями юридической и экономической направленности;
  • научиться определять достоинства и недостатки профессий;
  • используя свой социальный опыт, научиться составлять  профессиограмму профессий;
  • воспитывать чувство уважения к работникам разных специальностей.

Оборудование  к уроку: ПК, проектор для показа слайдов.

План  урока:

№ п/п

Этап урока

Время (мин)

1

Организационный момент. Постановка проблемы

2

2

Проблемная ситуация. Познавательные задачи и вопросы

3

3

Выдвижение гипотез

3

4

Актуализация знаний. (Получение и обработка информации. Этап 1)

7

5

Актуализация знаний. (Получение и обработка информации. Этап 2)

7

6

«Профессиональные»  дебаты

5

7

Актуализация знаний.( Получение и обработка информации. Этап 3)

5

8

Продолжение дебатов. 2 тур. Определение  команды-победителя

5

9

Подведение итогов «профессиональных» дебатов. Проверка гипотез

5

10

Оценка уровня активности. Итоги урока

3

Информация о работе Формы и методы профессионального самоопределения