Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 00:31, контрольная работа

Краткое описание

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством.

Содержание

Понятие формы государства
Форма правления
Форма государственного устройства
Государственный (политический) режим

Вложенные файлы: 1 файл

Форма государства.docx

— 39.63 Кб (Скачать файл)

Демократический политический режим является предпосылкой формирования гражданского общества и правовой государственности. Государственное управление основано на правовых принципах осуществления  власти.

Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика  с разными формами собственности (в том числе и частной) и  рыночные отношения. Свобода экономической  и предпринимательской деятельности является важнейшим условием для  развития экономики страны. Развитая экономика способствует социальной защищенности личности и развитию ее творческого потенциала. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные  выборы. Следовательно, народовластие имеет две формы: представительную и непосредственную демократию.

Представительная демократия означает осуществление полновластия народа через представительные, т. е. выборные органы государственной власти (на федеральном уровне и в субъектах  федерации) и местного самоуправления. Таковыми в Российской Федерации  являются: на федеральном уровне –  Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президент  Российской Федерации; в субъектах  федерации – парламенты субъектов  Федерации и главы субъектов  Федерации; на местном уровне – органы местного самоуправления. Непосредственная демократия – это прямое участие  народа в решении вопросов государственной  власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности  организации и дороговизне проведения всенародного голосования.

Демократический правовой режим  является основой для общения  цивилизованных народов, гарантом обеспечения  мира и безопасности на земле. Решение  многих глобальных проблем современности  возможно только совместными усилиями на основе правовых средств и механизмов. Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется  устранением политических прав и  свобод, отстранением народа от государственной  власти, ее узурпацией отдельным лицом  или группой лиц, подавлением  всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или  их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.

При тоталитарном режиме (от латинского totalis – «весь, полный») государство осуществляет тотальный, т. е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере – существует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано. В тоталитарном государстве вся деятельность граждан, частных лиц полностью контролируется государственной властью, не признаются сфера частных интересов и свобода личности. Государство заявляет, что есть только государственный интерес. «Тоталитаризм, – отмечает И. А. Ильин, – состоит в исключении всей и всякой самодеятельности граждан: их личной свободы, их корпоративной организации, их местного и профессионального самоуправления, их усмотрения в делах личных и семейных, их хозяйственной инициативы и их культурной самодеятельности». Сущность тоталитаризма состоит во всеохватывающем управлении всеми сферами общественной жизни. Создается организация управления, которая проникает во все сферы человеческой жизни. Тоталитарный режим – это строй, в котором нет субъектов права, нет законов, нет правового государства. Поэтому тоталитарный режим не является ни правовым, ни государственным.

Антидемократическим также  считают авторитарный режим. При  авторитарном режиме существует жесткая  централизация государственной  власти. При этом государственная  власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий.

Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается  свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной  форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать  несколько партий, однако все они  должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается.

Во взаимоотношениях государства  и личности приоритет отдается государственным  интересам. Хотя права и свободы  граждан закрепляются в конституционных  актах, но пользоваться ими можно  только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения  государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.

В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Северная Корея, Куба, Вьетнам  и др. Есть надежда, что со временем в этих странах тоже установятся  демократические формы правления, и на земле будет мир и согласие.


Информация о работе Формы государства