Формирование эстетического отношения к природе четез изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Теоретическое обоснование формирование у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью эстетического отношение к природе через изобразительную деятельность.
1.1. Значение изобразительной деятельности для развития детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………….5
1.2. Роль природы в эстетическом воспитании……………………………..6-7
Глава 2. Эстетическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности.
2.1. Изобразительное искусство как средство эстетического развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью……..8-12
2.2. Развитие познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью направленная на объекты природы…………….13-16
Заключение…………………………………………………………………...17-18
Литература……………………………………………………………………19-20
Приложение 1………………………………………………………………...21-23
Приложение 2………………………………………………………………...24-25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовя.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 

Вместе с тем, как дополнительные должны использоваться и прочие методы и формы работы по ознакомлению детей с миром природы: наблюдения и экскурсии, чтение художественной литературы и экспериментирование и т.д.

 

Осуществленный нами анализ психолого-педагогической литературы позволил определить цель нашей экспериментальной деятельности: изучить влияние системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста естественно-научных представлений на становление у них основ экологической культуры.

 

Для достижения поставленной цели нами были определены задачи исследования:

 

1.                Определить уровень сформированности основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (в частности, уровень их экологической воспитанности).

 

2.                Разработать систему работы по  повышению уровня экологической  воспитанности у детей старшего дошкольного возраста посредством формированию у них естественно-научных представлений.

 

3.                Определить эффективность разработанной  системы педагогических мероприятий.

 

Экспериментальное исследование проводилось  на базе МДОУ № 467 Сормовского района г.Нижнего Новгорода.

 

В эксперименте приняли участие  дети старшего дошкольного возраста.

 

Первый этап нашей экспериментальной  деятельности включал в себя следующие  направления работы:

 

1.                Определение критериев уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

 

2.                Подбор диагностического материала  и оборудования.

 

3.                Выявление наличного уровня экологической  воспитанности детей.

 

Исходя из того, что основы экологической  культуры на уровне  дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам на основе ознакомления детей с природой, мы сделали вывод о том, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить по двум направлениям:

 

- изучение уровня сформированности  экологических знаний, представлений, 

 

- изучение уровня сформированности  экологически грамотного отношения  к природным объектам, предметам  и явлениям.

 

Основой для осуществления  нами диагностических процедур послужила методика, разработанная авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера, и направленная на  изучение уровня развития естественно-научных представлений у детей.

 

Критерии оценки экологических  представлений:

 

·                     полнота знаний - ребенок называет разнообразные живые объекты и предметы неживой природы;

 

·                     характер знаний - ребенок знает  отличительные признаки растений и  животных, особенности их образа жизни  и произрастании, а также свойства предметов в неживой природы;

 

·                     обобщенность - ребенок знает названия растительных групп, а так же определяет экологические группы животных;

 

·                     уровень и качество сформированности осознанно-правильного отношения к объектам природы;

 

·                     модальность эмоциональных проявлений при  общении с природой;

 

·                     осознанность необходимости бережного  и заботливого отношения к  животным и растениям;

 

·                     проявление активной заботы об объектах природы.

 

Анализ полученных нами данных позволяет  констатировать следующее:

 

- в области сформированности  знаний и представлений о мире  животных высокий уровень знаний  у  24 % детей, средний – 61 %, низкий  – 15%;

 

-  значительно ниже у детей уровень знаний о растительном мире: высокий уровень знаний продемонстрировали 12 % детей, средний – 80 %, низкий – 8%;

 

- также находятся на достаточно  низком уровне сформированности  знания детей в области связей  и закономерностей, типичных для мира неживой природы: высокий уровень знаний у  30 % детей, средний – 52 %, низкий – 18%.

 

         Недостаточность  уровня знаний и представлений  о мире природы, тех связях  и зависимостях, которые в ней  существуют, объективно обусловливает  не достаточно высокий уровень сформированности у детей экологически правильного отношения к миру природы в целом.

 

Обобщенный подход к полученным результатам позволяет сделать  вывод о том, что большинство  детей, принявших участие в экспериментальном  исследовании демонстрируют средний - 59%  и низкий – 17% уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы.

 

На основе полученных результатов  констатирующего эксперимента мы определили основные задачи системы работы, направленной на компенсацию имеющихся недостатков в плане уровня сформированности основ экологической культуры у детей:

 

·                     обогащать представления детей  о мире растений за счет ознакомления с разнообразием представителей растительного мира разных природно-климатических  зонах и их приспособлении к функционированию в окружающей среде,

 

·                     обогащать представления детей о характерных особенностях сезонов,  сезонных связях и зависимостях, существующих в мире живой и неживой природы;

 

·                     расширять круг представлений детей  о мире неживой природы, знакомя  со свойствами воздуха, воды, света и т.д.

 

В целях реализации выше обозначенных задач нами была спроектирована система  работы, направленная на развитие у  детей старшего дошкольного возраста экологических представлений в  специально организованной деятельности. Акцентом при этом мы определили  использование в работе с детьми моделей и деятельности моделирования.

 

Именно использование модельного материала (включая и самостоятельное  изготовление детьми моделей) максимально  способствует развитию познавательной активности и самостоятельности детей, что непосредственно связано с процессом усвоения знаний о животных и растениях как живых организмах.

 

Как дополнительные  наблюдения, экскурсии, элементы поисковой деятельности, опытническая деятельности, труд детей в природе, чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций, картин, диапозитивов, рассказы воспитателя, эвристические беседы, моделирование, разнообразные игры природоведческого содержания, игровые обучающие ситуации.

 

Также следует отметить, что организуемая нами деятельность с детьми основывалась на следующие принципиальные позиции:

 

·                     деятельностный подход к развитию личности;

 

·                     ориентация на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности;

 

·                     обеспечение системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач;

 

·                     ориентация на использование средств  познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания).

 

В целях создания оптимальных условий  для реализации разработанной системы  по повышению уровня экологической  воспитанности у детей, нами была трансформирована развивающая среда  в которой мы изыскали возможность  для выделения основных микроблоков: исследовательский центр «Лаборатория», центр работы с книгой "Знайка", центр моделирования и пр.

 

По итогам реализации разработанной  нами системы работы с детьми была проведена повторная диагностика,  целью которой являлось определение эффективности разработанной нами системы педагогических мероприятий, направленных на повышение уровня экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Для «чистоты» полученных данных, инструментарий данного эксперимента дублировал методики, которые нами были использованы на этапе констатирующего эксперимента.

 

Анализ полученных нами данных, позволяет  сделать следующие выводы: 

 

1.У детей значительно повысился  уровень сформированности экологических  знаний и экологически правильного  отношения к миру.

 

2. Значительно возрос и уровень  сформированности экологических  знаний и экологически правильного  отношения к миру природы (особенно  это касается детей, показавших  на этапе констатирующего эксперимента  низкие результаты).

 

3. Изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой у детей сформировалось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, о том, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

 

Опираясь  на вышесказанное, мы делаем  вывод  об эффективности разработанной  нами системы педагогических мероприятий, ориентированных на повышение уровня экологической воспитанности у  детей старшего дошкольного возраста посредством формирования у них естественно-научных представлений.

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование эстетического отношения к природе четез изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуал