Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.
3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду.......................5
1.1. Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ...............5
1.2. Занятия как основная форма организации экологического образования
в ДОУ......................................................................................................................13
1.3. Морально–ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде................................................................................................20
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе...................................................................................................................27
Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования............................................33
2.1. Констатирующий эксперимент.....................................................................34
2.2. Формирующий эксперимент.........................................................................45
2.3. Контрольный эксперимент............................................................................47
Заключение.............................................................................................................54
Список литературы................................................................................................55

Вложенные файлы: 1 файл

моделирование.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":

- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на  санках.

- С деревьев опадают  листья, птицы улетают в теплые  края.

- На деревьях распускаются  листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.

• Знает характерные  признаки каждого времени года.

• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"

• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

• Комментирует свой рисунок.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок правильно  называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• В основном знает  характерные признаки каждого времени  года, но иногда допускает незначительные ошибки.

• На вопрос "Какое  время года тебе нравится больше и  почему?" отвечает односложно.

• В рисунке отражает существенные признаки того или иного  времени года.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок не всегда правильно  называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• Не знает характерных  признаков разных времен года.

• Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.

• В рисунке не может  отразить характерные признаки того или иного времени года.

• Не выражает эстетического  отношения к природе.

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

- Как ты помогаешь  взрослым ухаживать за домашними  животными (если они есть)? Ели  у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя  дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"

- Как ты помогаешь  взрослым ухаживать за обитателями  Уголка природы в детском саду?

- Что ты вместе с  взрослыми можешь делать, чтобы  на участке детского сада всегда  росли растения?

- Как мы можем помочь  зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок полными  предложениями отвечает на поставленные вопросы.

• Знает, как нужно  ухаживать за домашними животными  и обитателями Уголка природы.

• Понимает взаимосвязь  между деятельностью человека и  жизнью животных, птиц и растений.

• Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

• В основном знает, как  нужно ухаживать за домашними  животными и обитателями Уголка природы.

• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

• Не имеет представления  о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Не понимает взаимосвязи  между деятельностью человека и  жизнью животных, птиц и растений.

• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме. 

Результаты диагностики  уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1-2 и рис.1.

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Таня В.

8

С

7

Н

9

С

11

С

9

С

8,8

С

Женя К.

10

С

8

С

11

С

13

В

9

С

10,6

С

Света К.

6

Н

5

Н

8

С

10

С

7

Н

7,2

Н

Оля Г.

12

С

13

В

13

В

12

С

12

С

12,4

С

Алеша Д.

8

С

7

Н

10

С

11

С

8

С

8,8

С

Марат М.

9

С

8

С

13

В

13

В

9

С

10,4

С

Саша Л.

10

С

8

С

11

С

12

С

8

С

9,8

С

Маша С.

13

В

12

С

13

В

13

В

13

В

12,8

В

Галя Ф.

6

Н

7

Н

7

Н

7

Н

6

Н

6,6

Н

Артур З.

13

В

11

С

14

В

14

В

13

В

13,0

В

В среднем по гр.

9,5

С

8,6

С

10,9

С

11,6

С

9,4

С

10,0

С

Таблица 2

Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру  
природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Катя Ш.

8

С

10

С

12

С

13

В

8

С

10,2

С

Эльвира М.

9

С

9

С

10

С

11

С

9

С

9,6

С

Вова К.

7

Н

5

Н

8

С

8

С

6

Н

6,8

Н

Петя М.

10

С

8

С

9

С

10

С

8

С

9,0

С

Олег С.

9

С

8

С

11

С

11

С

10

С

11,8

С

Миша А.

13

В

10

С

13

В

13

В

13

В

12,4

С

Катя У.

7

Н

9

С

7

Н

10

С

8

С

8,2

С

Галя И.

7

Н

8

С

8

С

9

С

7

Н

7,8

С

Марина П.

12

С

13

В

13

В

13

В

14

В

13,0

В

Вадим Б.

13

В

10

С

13

В

13

В

12

В

12,2

С

В среднем по гр.

9,5

С

9,0

С

10,4

С

11,1

С

9,5

С

9,9

С

 

Условные обозначения  уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.

 

Рис.1. - Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы (в баллах)

Сравнивая результаты диагностики  экспериментальной и контрольной  групп (табл. 1-2, рис.1), констатируем:

1. Дошкольники экспериментальной  и контрольной групп в целом  показали средний уровень сформированности  экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы - соответственно 10,0 и 9,9 баллов.

2. Уровень знания дошкольников  экспериментальной и контрольной  групп о мире животных одинаков - 9,5 балла.

3. Уровень знания о  растительном мире и уровень  экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы соответственно на 0,4 и 0,1 балла.

4. Уровень знаний о  неживой природе и временах  года у дошкольников экспериментальной  группы выше, чем у дошкольников контрольной группы на 0,5 балла.

Кроме того, сравнивая  распределение оценок результатов  деятельности дошкольников в процентном соотношении (табл. 3), приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальной группы более "разбросаны", у них больше, чем у дошкольников контрольной группы как высоких, так и низких оценок, что усложняет работу с группой.

Информация о работе Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирования