Формирование фонетических навыков в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

При обучении иностранным языкам в средней школе уделяется очень большое внимание интонационным средствам. Не усвоив звуковую систему языка, ученик не сможет пользоваться этим языком как средством общения. Правильно сформированные навыки и умения речи означают умение говорить, читать и писать на иностранном языке, то есть понимать этот язык при устном восприятии. Для формирования фонетических навыков необходимо не только уметь произносить правильно звуки, а также знать правила соединения этих слов в предложения. Произносительные навыки не являются речевыми, ведь произносить можно не только фразы и слова, но и звуки просто, вне зависимости от того, необходимы они для речи или не.

Содержание

Введение.
Глава 1. Фонетика как наука. Содержание обучения фонетике.
Фонетика. Предмет фонетики
Место фонетики в системе языка
Содержание обучения произношению
Глава 2. Обучение произносительным навыкам французского языка.
2.1. Обучение произношению французского языка в средней школе.
2.2. Обучение интонации в средней школе.
2.3. Подходы к формированию произносительных навыков
Глава 3. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 65.27 Кб (Скачать файл)

При обучении произношению следует различать три этапа становления звука:

  1. Дыхание-вдох и выдох;
  2. Фонация - вибрирование выброшенной колонны воздуха;
  3. Артикуляция, формирующая конкретные звуки речи.

В артикуляции выделяют три периода: а) постановкаположения речевых органов при произнесении звука; б)сохранение принятого положения; в) размыкание – органы речи теряют принятое положение.

Если сравнить артикуляцию звуков в русском и французском языках, то следует отметить, что при произнесении французских звуков органы речи сохраняют дольше принятое положение, а затем резко оставляют его. Именно эта особенность французской артикуляции дает возможность подчеркнуть открытость и закрытость гласных и четкое произнесение конечных согласных.

Но учитывая идею аппроксимации и сравнительно ограниченное число часов, отведенных в средней школе на изучение иностранного языка, вряд ли возможно ставить себе целью развить у учащихся навыки и умения специфики дыхания и фонации при произнесения звуков французского языка, как это делается в вузе.

Реальным является выработка следующих умений: умение найти нужное положение речевых органов при произнесении того или иного звука; умение сохранить принятое положение; умение правильно выполнить размыкание.

Учитель может помочь учащимся схемами и таблицами, изображающими положение органов речи при произнесении различных звуков, аудиоматериалами (диски, кассеты, запись на магнитофонную ленту).

Поскольку обучение языку начинается с устного вводного курса и продолжается, основываясь на устной основе, единицей обучения будет речевой образец, т.е. типовое положение, и именно в этом предложении учащийся впервые услышит звук, подлежащий усвоению. Звук может быть показан и в слове, выделенном из речевого образца, если произнесение этого звука требует объяснения артикуляции и длительной тренировки, что не исключает имитации. Если же звук  не представляет трудности, он усваивается в процессе речевой деятельности путем имитации, нет нужды специально выделять его или объяснять.

Объяснение способствует формированию самоконтроля, а имитация развивает слух учащегося, без чего он не сможет овладеть произношением изучаемого языка. Выделенный и объясненный звук отрабатывается в упражнениях и опять вводится в речевой образец. Он  повторяется в нем, причем учитывается ударение и высота основного тона в высказывании.

Образцовое произношение учителя и правильное его объяснение способствует усвоению звуков французского языка, но этого недостаточно для развития навыков их правильного произнесения. Единственным средством в этом случае являются упражнения, которые делятся на два вида:

  1. Артикуляционные, включающие тренировочные для развития навыков произнесения  того или иного звука ;
  2. Речевые, которые имеют целью развитие навыков употребления звуков в различных комбинациях, т.е навыков правильного произнесения фонем

Первая группа упражнений выполняется не на отдельных словах с этим звуком, а на слоговых оппозициях. Такие упражнения играют в обучении произношения ту же роль, что гаммы при подготовке пианиста. Основной принцип, на котором построены эти упражнения-многократное повторение одного и того же звука-слоговое упражнение, затем повторение звука в словах и предложения. Далее переходят к высказываниям.

Вторая группа упражнений – речевые упражнения, основывается на: составлении высказываний по аналогии, пользуясь заменой для подчеркнутых слов; повторении за учителем или за диктором диалогов, насыщенных звуками [e]/[ ɛ]; ответах на вопросы учителя с опорой на ключевые слова в скобках

2.2.Обучение интонации в средней школе.

Компоненты интонации французского языка, доступные для усвоения в средней школе, немногочисленны. Учащийся получают сведения об ударении и мелодии в рамках программы.

Уже в 4-м классе учащиеся знакомятся с ударением. В 4-5-х классах ударение может быть усвоено имитационно, но на среднем этапе уже обязательно объясняются особенности французского ударения и дается понятие о ритмической группе. Позднее все эти сведения усваиваются в процессе устной речи и чтения.

Для членения речевой цепочки а ритмические группы учащиеся должны знать следующее: служебные слова составляют одну группу со знаменательным словом: dans la classe, au cinema. Вообще всякое знаменательное слово ( существительное, прилагательное или глагол) составляет одну группу с последующим односложным определяющим: un tableau noir, une robe rouge, а также определяемые слова со словами, их определяющими и стоящими перед ними: une belle fleur, un gros livre, une jeune fille. Если определяющее многосложное слово стоит после определяемого, оно составляет отдельную ритмическую группу: un chien méchant; parlez correctement!

В связи с ритмической группой необходимо дать сведения о явлениях связывания и сцепления(liaison, enchaînement).

Связывание согласных с гласными в речевом потоке , как известно, состоит в том, что конечный согласный звук ( в положении перед гласным) произносится , сливаясь с гласным:

Les͜ oiseaux [le-zw-azo], les͜ arbres [le-zaɹ-bɹ]; при этом [d] звучит как [t], [f] как [v], [s] как [z].

В современном французском языке liaison понемногу утрачивается : если после слова следует пауза, то liaison со следующим гласным не делается.

Точно также liaison недопустимо перед h aspiré: les héros, les hangars; перед числительным onze: nos onze camarades.

Учитывая коммуникативную направленность обучения, необходимо специально обучать мелодике, т.е. высоте основного тона произносимых и воспринимаемых фраз.

В 4-5 классах учитель объясняет мелодику высказывания поднимая и опуская руку, чтобы показать высоту основного тона. Учащиеся делают тоже самое, слушая речь учителя, и запоминают разницу в интонационном оформлении чисто имитативно.

Позднее, в старших классах, можно объяснить коммуникативное значение интонации. Для этого нужно показать в оппозиции два высказывания, различающихся только мелодикой.

Можно показать также, что высота основного тона меняется в высказывании в зависимости от изменения смысла. В предложении Pourquoi maman est-elle mécontente? Наиболее высокая нота будет приходиться на слова pourquoi или mécontente в зависимости от мысли, которую хотят выразить. Нужно показать эту разницу графически.

Поскольку в письменной речи смысл выражен не только контекстом, но и пунктуацией, то при чтении вслух в качестве ориентиров для повышения или понижения основного тона можно воспользоваться замеченным некоторыми авторами соответствием между высотой тона и пунктуацией:

  1. Запятая сопровождается повышением тона.
  2. Точка, точка с запятой, двоеточие сопровождаются понижением тона.
  3. Вопросительный или восклицательный знаки характеризуются подъемом в конце или понижением при наличии эмоционального ударения.
  4. Многоточие характеризуется легким ударением на одной ноте конечного гласного

 

 

2.3. Подходы к формированию произносительных навыков

В обучении произношению прослеживаются три подхода, каждый из которых объединяет некоторое число методов, разработанных на основе одних и тех же теоретических посылок.

  1. Артикуляционный подход

Наиболее видными представителями этого подхода являются  И.А. Грузинская, К.М. Колосов, О.А. Норк, А.Н. Рапанович. Сторонники артикуляционного подхода опираются на теоретические положения, которые предусматривают:

-опережающее формирование  произносительных навыков при  произнесении каждого звука;

-знание учащимися особенностей  работы органов артикуляции при  произнесении каждого звука;

-раздельное формирование  произносительных и связанных  с ними слуховых навыков;

-необходимость тщательной  отработки каждого звука и  независимо от его смыслоразличительных  функций в слове.

При артикуляционном подходе усвоение речедвижений опережает усвоение их акустических эффектов. Обучение начинается с изучения артикуляционных позиций, присущих произнесению иноязычных фонем, и овладения этими позициями для их произношения.

Отдельно отрабатываются звуки, которые даются чаще всего вне букв и располагаются по степени близости к звукам родного языка. Широко используется фонетическая транскрипция. Так строились первые вводные и фонетико-орфографические курсы, в которых звуковая сторона языка изучалась параллельно с орфографической. Позже в них стали включать и лексико-грамматический материал .

Для формирования фонетических навыков существуют учебно-фонетические модели, т.е. особым способом закодированная информация о функциональных и акустико-артикуляционных свойствах звуковых средств изучаемого языка. Учебно-фонетические модели содержат словесные инструкции , схемы, рисунки, условные знаки, акустическое отображение.

Работа учащегося с учебно-фонетической моделью предполагает пять фаз:

  1. Ориентировка, во время которой учащийся изучает рисунок, определяет форму и величину губного отверстия, положение языка, величину челюстного угла и т.д. Все полученные данные заносятся в тетрадь с помощью условных знаков.
  2. Планирование, во время которого учащийся проигрывает в уме все предстоящие операции и подбирает средства, с помощью которых задача может быть решена.
  3. Артикулирование, которое осуществляется сначала беззвучно, затем шепотом и, наконец громко.
  4. Фиксирование, так как учащийся фиксирует отдельные артикуляционные движения в течении 3-5 секунд. Эта фаза предназначена для развития мышечного чувства.
  5. Контроль. Результаты действия сличаются с условиями, заданными моделью. Для этого используются зеркала, предметы, необходимые для измерения (карандаш, спички, пальцы и т.д.0, технические средства.

Все пять фаз обязательны на начальном этапе, в последующем действия учащихся свертываются и они переходят к построению артикуляций без опоры на материальные знаки.

Артикуляционный подход имеет свои заслуги в методике обучения иностранным языкам. В его рамках впервые был поставлен вопрос о необходимости формировать произносительные навыки специально и на начальном этапе, предваряя становление автоматизмов, несвойственных иноязычной речи .  Большим вкладом авторов фонетических курсов является создание многочисленных фонетических упражнений, позволяющих разработать артикуляционный аппарат учащихся.

Но у артикуляционного подхода есть существенные недостатки:

-для проведения вводных  фонетических (фонетическо-орфографических, фонетико-корректировочных) курсов  требуется значительное время, что  представляет собой непозволительную  роскошь при малом количестве  часов, отводимых на курс иностранного  языка;

-работа над произносительными  навыками в отрыве от становления  слуховых навыков не формирует  умения ассоциировать слышимый  звук с соответствующим ему  значением в речевом потоке;

-работа над отдельными  звуками без решения коммуникативных  задач приводит к дезавтоматизации произносительных навыков при переходе к экспрессивной устной речи;

-продолжительная работа  над фонетическими упражнениями  значительно снижает мотивацию  к изучению иностранного языка.

2. Акустический  подход

Его представители считают, что можно научиться, опираясь лишь на слуховые анализаторы. Это не значит, что произносительные упражнения вообще отсутствуют. Такие упражнения могут быть, он они носят чисто имититативный характер и основываются на слуховых ощущениях учащихся.

Теоретические положения этого подхода предполагают:

-формирование произносительных  навыков в процессе обучения  устной речи;

-доминирующую роль слуховых  ощущений при становлении произношения;-опору на имитативные упражнения при обучении произношению;

-отказ от раздельной  отработки звуков иностранного  языка;

В рамках акустического подхода разрабатываются все интенсивные методы обучения. Вот как с точки зрения обучения произношению выглядит суггестопедический курс.

Подготовительный этап: учитель читает текст, последовательно используя материал, проговаривая его, учащиеся слушают и повторяют этот материал хором.

Активный сеанс: учитель читает текст, последовательно используя различные интонации, учащиеся слушают учителя и следят за текстом.

Сеанс-концерт: учитель читает текст на фоне музыки, учащиеся слушают его в состоянии релаксации.

Первичные и вторичные разработки: новый материал проговаривается сначала в играх и знакомых ситуациях, затем в новых ситуациях.

Акустическими являются  и упражнения, разработанные для вводно-фонетических курсов, как, например: прослушайте звуки  (слоги, слова) и поднимите руку, когда услышите носовой звук ( или любой другой звук) ; прослушайте несколько слов  и скажите в каких из них есть звук  e закрытое; прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встречается звук i; запишите диктуемые слова при помощи транскрипции.

Недостатки акустического подхода следует признать:

-плохое иноязычное произношение  у значительной части учащихся;

-преобладание имитативных упражнений в процессе обучения произношению;

-трудности организации  контроля и самоконтроля, особенно  у лиц с плохо развитым  фонематическим  слухом.

3. Дифференцированный  подход.

Является одним из общих методических принципов, который предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений  в зависимости от видов речевой деятельности, этапа обучения. Языкового материала и условий обучения. Дифференцированный подход к формированию произносительных навыков также предполагает использование различных приемов обучения, различных упражнений в зависимости от этапа обучения, языкового материала и условий обучения. Он исходит из следующих теоретических положений:

Информация о работе Формирование фонетических навыков в средней школе