Формирование у дошкольников основ зож

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, так как в современных условиях необходима тщательная подготовка детей к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………3

ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………………………………6
1.1.Основы безопасности жизнедеятельности, как теорико–педагогическая проблема………………………………………………..6
1.2.Сущность дидактической игры и ее место в обучении
дошкольников. Виды дидактических игр……………………………...17
1.3.Методика организации и руководство дидактическими играми...23
Выводы по 1 главе……………………………………………………….27

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………………………………………..29
2.1Характеристика выборки и психологического инструментария
исследования…………………………………………………………….29
2.2.Исследования по формированию у старших дошкольников
безопасности жизнедеятельности посредствам дидактических игр…30
Выводы по 2 главе……………………………………………………….47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………51

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 131.11 Кб (Скачать файл)


 

 

Общий балл по экспериментальной группе составил 37 баллов, что значительно ниже среднего.

 

Таблица 2. Результаты диагностики на констатирующем этапе (контрольная группа)

 

№ п\п

Имя ребенка

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Вера А.

+

-

+

+

-

-

-

-

-

-

2

Денис В.

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

3

Маша Д.

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

4

Маша К.

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

5

Лена Л.

+

+

+

+

-

+

-

-

-

-

6

Артем О.

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

7

Катя П.

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

8

Максим П.

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

9

Гриша Т.

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

10

Вера Ф.

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

Балл по группе

10

9

10

5

0

5

0

0

0

0


 

Общий балл по экспериментальной группе составил 39 баллов, что то же значительно ниже среднего.

Таким образом, исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод, что знания старших дошкольников в обоих группах не дотягивают даже до среднего уровня.

 В экспериментальной группе общий балл составил 37 баллов, а в контрольной группе 39 баллов, что говорит о крайне недостаточном уровне знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности, и необходимости усиленной работы над пробелами в этой области знаний.

На формирующем этапе нашего исследования целью стало проведение работы, направленной на формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников, а также коррекция и восполнение пробелов в знаниях этой отросли при косвенном и прямом участии педагога. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности используются:

- дидактические игры;

- беседы на различные темы;

Цель данного этапа работы состоит  в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей, также в определении возможных путей решения следующих задач:

1.Дать детям знания по основам безопасности жизнедеятельности согласно педагогическим принципам.

2.Развить в детях умение применить полученные знания на практике, то есть в дальнейшей жизни.

3. Воспитать в детях понимание того, что соблюдение правил безопасности жизнедеятельности необходимо выполнять неукоснительно и почему.

4. Стимулировать познавательную деятельность детей по данной теме.

Сотрудничество с родителями.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Мы провели тестирование на тему «Откуда опасность», где были заданы ряд вопросов:

1)В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?

2)Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?

3)Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?

4)Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.п.)?

5)Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?

6)Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?

7)Что знает ваш ребенок об электричестве?

Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы (некоторые темы лекций для родителей приведены в приложении 4).

Темы:

«Не оставляйте детей без присмотра».

«Что нужно делать при пожаре».

«Как знакомить детей с основами безопасности».

 «Не допускайте шалостей с огнем».

«Как вести себя во время пожара».

«Ребенок и огонь: обеспечить безопасность».

«Предметы, требующие осторожного обращения».

«Использование и хранение опасных предметов». «Личная безопасность».

«Обращение с электрическими приборами».

«Правила поведения при пожаре».

Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.

Мы использовали все вышеперечисленное с целью формирования ОБЖ у старших дошкольников, но так же мы проработали отдельно каждое направление этой работы.

Педагогическая работа по направлению «Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма».

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут станет для него привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Мы провели занятие «Автомобили, история их возникновения» (конспект занятия см. приложение 5).

Целью, которого было научить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, дать понятие «регулировщик», познакомить с историей возникновения автомобиля; развивать умения анализировать дорожные ситуации, умение применять знания на практике; воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города, упражнять в различии сигналов регулировщика, закреплять знания о дорожных знаках; активизация словаря «указательный и предупреждающий дорожные знаки». «тротуар», «пешеход», «пешеходный переход», «регулировщик», «сигналы регулировщика», «жезл».

На занятии мы использовали художественное слово, проблемную ситуацию, сюрпризный момент, наглядность, вопросы причинно-следственного характера. Перед занятием с детьми была проведена беседа по правилам поведения на дорогах, рассматривание дорожных знаков.

Поэтому же направлению было проведено спортивное развлечение « Путешествие по городу дорожных знаков» (см. приложение 6), которое вызвало живой интерес и море положительных эмоций у дошкольников. Спортивное развлечение помогло нам уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенствовать, координацию движений, укреплять мышечный корсет, способствовать совершенствованию двигательных навыков, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Так как дети дошкольники остаются без присмотра гораздо чаще не на улице, а на какой-то ограниченной территории, мы проработали это направление более обширно.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

1)предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

2)предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

3)предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Мы начали работу с первой группы предметов, беседы о том, что такое опасность и безопасность. Задавали вопросы: какие опасности окружают тебя вокруг? Назовите места в доме, в квартире где тебя подстерегают опасности? (в ванной, на кухне, на балконе, на елке, в подъезде, на чердаке, в лифте, в подвале). Объяснили, что некоторые опасности спрятаны до поры до времени: гвоздь в стуле, разбитая бутылка, а другие видны сразу: на плите - кипящий чайник, горячая кастрюля, на гладильной доске - раскаленный утюг, разлитое масло. В ванной – ядовитые аэрозоли против насекомых. Даже обыкновенный кран с горячей водой или холодной водой может быть опасен для невнимательного человека. Найдите в групповой комнате опасные места: в приемной – дверцы у шкафчиков (можно прищемить палец); в группе – острые углы у столов, большие окна со стеклами, горячая еда; в умывальной: кран с водой, влажный пол, горящий свет; в спальной комнате – кровати с острыми углами. Затем мы нарисовали план – схему групповой комнаты и отметили все опасные места красными кружочками.

Вспомнили правила поведения в умывальной, спальной, раздевальной комнатах, маршрут выхода на прогулку (перила – наши друзья и недруги); участок детского сада (обследование на предмет опасности). После такой беседы, я напомнила детям телефоны служб защиты населения: пожарная охрана – 101, милиция – 102, скорая медицинская помощь – 103, аварийная газовая служба – 104. Я объяснила, что дети должны замечать приметные сигналы опасностей и сообщать об этом взрослым: звон бутылки в комнате, струйка дыма, вода в коридоре, неприятный запах.

Мы провели беседу – рассуждение на тему «Опасность – электричество». Многие вещи, окружающие нас в повседневной жизни, работают от электрического тока. Например: рассматриваем часы, но они не работают, попробуем поставить батарейку. У нее два полюса, плюс и минус. Надо не ошибиться, поставить « плюс» к «плюсу», а «минус» к «минусу». Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают – это заработало электричество. А в природе можно встретить электричество? Да, молния – это тоже разряд электричества. А на себе вы когда-нибудь ощущали легкий треск, а иногда даже искры? Это тоже электричество. Иногда слышно потрескивание синтетической одежды, когда ее снимаешь. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Вещи и волосы, наше тело электризуются. А в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества (розетки, выключатели, лампочки, провода). С помощью электричества работают все электроприборы.

Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Провела игру «Что есть, что было». Дети раскладывают карточки, составляющие пары: стиральная машина – корыто, пылесос – веник, миксер – венчик, утюг – гладильная палка, швейная машина – игла, электролампа – свеча, солнечные часы – электронные часы, печка – газовая плита, электрическая плита, счеты – компьютер. А теперь помечтаем, как будет в будущем. Представьте, что вам при помощи электричества надо усовершенствовать предмет, который вы увидите на карточке. Подумайте, как он будет работать, какие новые действия выполнять, как помогать человеку в жизни? Игра «Что есть, что будет». (Дети придумывают одеяло электрическое с подогревом, сапоги – скороходы на батарейках, варежки с подогревом). Электричество – это великое открытие. Электрический ток ученые научились получать 160 лет назад. Сейчас все предприятия города работают с помощью электричества, на современном оборудовании. Автоматы, компьютеры, роботы помогают человеку.

Затем провела беседу на тему « электрические приборы». Назовите их? (телевизор, магнитофон, холодильник, микроволновая печь, пылесос, миксер, кофемолка и т.д.) Все они должны быть исправлены. А если ты заметил какие–то неполадки в работе этих и других электроприборов, обязательно скажи об этом взрослым. Изучили с детьми правила обращения с электрическими приборами. Нельзя:

- включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.

- трогать провода и электроприборы мокрыми руками – может очень сильно ударить током;

Информация о работе Формирование у дошкольников основ зож