Формирование у дошкольников основ зож

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, так как в современных условиях необходима тщательная подготовка детей к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………3

ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………………………………6
1.1.Основы безопасности жизнедеятельности, как теорико–педагогическая проблема………………………………………………..6
1.2.Сущность дидактической игры и ее место в обучении
дошкольников. Виды дидактических игр……………………………...17
1.3.Методика организации и руководство дидактическими играми...23
Выводы по 1 главе……………………………………………………….27

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………………………………………..29
2.1Характеристика выборки и психологического инструментария
исследования…………………………………………………………….29
2.2.Исследования по формированию у старших дошкольников
безопасности жизнедеятельности посредствам дидактических игр…30
Выводы по 2 главе……………………………………………………….47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………51

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 131.11 Кб (Скачать файл)

  Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки),вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень [7, с. 61].

  Например, дидактическая задача «научить детей различать кольца по величине» реализуется через игровое задание «собери башенку правильно». У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что она собрана правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие  - проверить правильность собирания башенки, затем предлагает детям самим это сделать.

  Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия.

  Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

  Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения [7, с. 74]. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.

  Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. К наглядности относятся:

1)предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;

2)картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;

3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

  Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино; с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход поощрительно-контрольные  значки, фишки - всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

  При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

  Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

    Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры: убыстрённый темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается  много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.

Таким образом, организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

 

 

 

Выводы по 1 главе

 

Анализ литературы показывает, что большинство исследователей педагогов предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.

Дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания и обучения самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным, тем более в настоящее время. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Знакомит его с различными трудностями и препядствиями в жизни.

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

Основными направлениями работы с дошкольниками по основам безопасности жизнедеятельности являются:

- освоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;

- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;

- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО

ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 

2.1.Характеристика выборки и психологического инструментария исследования.

 

Экспериментальная часть работы проводилась на базе ГУО № 9 г. Шклова в период с 01 июня по 20 сентября 2012года. Исследование охватило воспитанников двух старших групп ГУО № 9 г. Шклова.

Так как не все дети в летний период посещают УДО (находятся на оздоровлении), то мы опросив родителей 2х групп отобрали для участия в эксперименте 20 человек, которые были разделены на две группы – экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек). Дети экспериментальной и контрольной групп посещают параллельные группы (списочный состав см. приложение 2).

Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривает три главных этапа педагогического эксперимента:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

Цель констатирующего этапа - определение уровня знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности

Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности с детьми обоих групп была проведена диагностика. Мы выявили уровень знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков детей с помощью простых вопросов:

1)Как тебя зовут? Имя, фамилия. Где ты живешь? Домашний адрес.

2)Номер домашнего телефона?

3)Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.

4)Место работы родителей?

5)Номер твоего детского сада?

6)К кому и по каким телефонам обращаются при пожаре, нападении, травме, запахе газа?

7) Как ты поступишь, если идя по улице увидишь, что из окна жилого дома идет дым?

8) Как поступить, если в лесу ты увидишь красивые незнакомые ягоды?

9) Как ты поступишь, если к тебе в лесу ( в парке, в деревне) подойдет незнакомое животное?

10)Как поступить, если ты один дома, и тебе стало плохо?

Подсчет результатов.

  2.2.Исследование по формированию у старших  дошкольников безопасности жизнедеятельности посредствам дидактических игр.                 

 

При  проведении данной  методики, нами  были получены следующие результаты: все дети знают свои данные, но несколько человек (Алеша К., Света Т., Вера А., Артем О., Гриша Т.)  не смогли назвать номер своего телефона, подавляющее большинство детей ставил в тупик вопрос о месте работы родителей, номере детского сада и никто не смог ответить на вопросы, как вести себя в опасных ситуациях. Номера телефонов служб спасения дети называли, но вспоминали их не сразу.

Таким образом, можно предположить, что в экстренной ситуации дети не смогут воспроизвести в памяти телефоны служб. После проведения диагностики обоих групп детей результаты каждого ребенка зафиксировали в протоколе, и отобразили общую картину знаний по основам безопасности жизнедеятельности в таблице 1 и 2.

 

Таблица 1. Результаты диагностики на констатирующем этапе (экспериментальная группа).

 

№ п\п

Имя ребенка

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Ваня А

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

2

 Ира Б

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

3

Алеша К

+

-

+

-

-

+

-

-

-

-

4

 Лена М

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

5

 Лена Н

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

6

Настя Р.

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

7

Таня Т.

+

+

+

+

-

+

-

-

-

-

8

Света Т.

+

-

+

+

-

-

-

-

-

-

9

Костя Х.

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

10

Оля Щ.

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

Балл по группе

10

8

10

4

0

5

0

0

0

0

Информация о работе Формирование у дошкольников основ зож