Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

В образовательном процессе совместная деятельность учителя и учащихся в современной педагогике рассматривается как основа методов обучения и воспитания детей, направленных на экологическое образование. При этом взаимодействие с природой складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение новых видов деятельности, через изменение содержания, методов и средств обучения, при этом педагог выступает инициатором ориентировки на новую экологическую деятельность, на новый предмет общения.

Содержание

Введение
Глава 1. Предметная среда и ее влияние на человека
1.1 Организация зеленой зоны на учебно-опытном участке
1.2 Учебно-опытный участок, его значение, оснащение и озеленение

Вложенные файлы: 1 файл

предметная среда.docx

— 32.15 Кб (Скачать файл)

Наименование:

Диплом Предметная среда и ее влияние на человека. Учебно-опытный участок, его значение, оснащение и озеленение. Совместная деятельность педагога и детей в  экологоразвивающей среде. Проект экологоразвивающей среды МОУ "Гимназия г. Омска №4", план и макет участка.

   

Предмет:

Педагогика

Год сдачи:

2010

Объем (страниц):

 

Уникальность  по antiplagiat.ru:

--

   
   
   

Дата  публикации:

14.04.2010

   

Описание (план):

 
 

Дипломная работа по теме:

Формирование  у детей отношения к природе  в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей среде

Содержание

Введение

Глава 1. Предметная среда и ее влияние на человека

1.1 Организация зеленой  зоны на учебно-опытном участке

1.2 Учебно-опытный  участок, его значение, оснащение  и озеленение

Глава 2. Экологический  подход в оснащении учебно-опытного участка

2.1 Совместная деятельность  педагога и детей в экологоразвивающей среде

2.2 Формирование  у детей отношения к природе  в процессе совместной деятельности  в экологоразвивающей среде

Глава 3. Проектирование эколого-развивающей среды образовательного учреждения

3.1 Проект экологоразвивающей среды МОУ «Гимназия г. Омска №4»

3.2 План и макет  школьного учебно-опытного участка

Заключение

Литература

Введение

Актуальность темы нам видится в том, что в образовательном процессе совместная деятельность учителя и учащихся в современной педагогике рассматривается как основа методов обучения и воспитания детей, направленных на экологическое образование. При этом взаимодействие с природой складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение новых видов деятельности, через изменение содержания, методов и средств обучения, при этом педагог выступает инициатором ориентировки на новую экологическую деятельность, на новый предмет общения. Одним из средств этой работы является совместная деятельность педагога и детей на учебно-опытном участке образовательного учреждения.

Проблема состоит в том, как организовать эту совместную деятельность педагога и детей.

Целью нашего исследования является изучение влияния учебно-опытного участка на совместную деятельность педагога и воспитанников.

Объектом исследования является среда экологического образования учащихся 4-х классов.

Предметом нашего исследования является учебно-опытный участок.

Гипотеза: исходя из вышеизложенного нами была сформулирована гипотеза, что в МОУ «Гимназия г. Омска №4» недостаточно соответствует территория целям экологического образования школьников и если организовать совместную деятельность педагога и детей по созданию учебно-опытного участка, то это будет являться эффективным средством экологического образования учащихся 4-х классов.

Задачи  исследования:

1. выявить состояние  проблемы организации совместной  экологической деятельности педагога  и детей через изучение научно - методической литературы;

2. определить качество  предметной экологоразвивающей среды на учебно-опытном участке МОУ «Гимназия г. Омска №4»;

3. разработать проект, составить паспорт учебно-опытного  участка МОУ «Гимназия г. Омска №4».

В соответствии с  целью и гипотезой были определены методы: наблюдение, метод проектов, изучение литературы.

Теоретическая значимость исследования нам видится в том, что был систематизирован материал об экологоразвивающей среде как об одном из основных средств формирования экологической культуры школьников. Кроме теоретической значимости моя работа имеет большое практическое значение, мы разработали проект учебно-опытного участка.

Глава 1. Предметная среда и ее влияние на человека

1.1 Психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия предметной среды на человека

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты - социальный, предметный компонент  природы - оказывают развивающее  воздействие.

Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое  состояние, началось за рубежом относительно недавно - во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 - 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых - производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров, территорий общественных и образовательных учреждений. Подчеркивается важная мысль: озеленение пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека. Растения в учреждениях и их территориях помогают улучшить санитарно-гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного и художественно-декоративного характера.

Обращается внимание на то, что пространство (место пребывания человека) - это среда, воздействующая на его психику, чувства, эмоции, участвующая  в формировании его духовного  мира.

В 1970 - 1980-е годы ученые из Прибалтики исследуют различные  аспекты воздействия среды на человека, организации и использования  им пространства. В качестве ведущего выделяется понятие «пространственного контакта», которое характеризует  количественную сторону и интенсивность  связей между людьми. В своей деятельности люди меняют интенсивность пространственного  контакта: в некоторых ситуациях  предпочитается «отдельность», в других - тесный контакт. Нарушение оптимальности  во всех случаях негативно воздействует на психические состояния человека.

Обсуждаются такие  понятия, как:

1) персональное  пространство;

2) групповое пространство.

Устанавливается, что  персонализация пространства (фиксирование территории) имеет личностное значение: это своего рода механизм регуляции границ между «я - другие». Продолжительное нарушение оптимальности контакта ведет к изменению психологического состояния и поведения человека. Постоянное пребывание в условиях повышенного контакта, перенаселенность содействуют появлению стресса.

В последнее время  проблема создания развивающей среды  была поднята до уровня значимой. Обращаясь  к истории педагогики, авторы прослеживают возникновение этого направления  на рубеже XIX - XX вв., становление понятий  «педагогическое средоведение», «педагогика среды» в последующие годы. В довоенный период воспитательные возможности среды считались неограниченными. Сама среда трактовалась широко и многозначно: все окружающее, природа, общество. Влияние среды на индивида могло идти в двух направлениях: в одном случае среда поглощала, «засасывала», в другом - сама менялась под его влиянием. Однако одновременное участие среды и индивида в личностном развитии последнего не признавалось. В последние десятилетия появилось представление о среде как компоненте воспитательной системы (Л.И. Новикова и др.). Подсредой стали понимать все то, что окружает ребенка и влияет на него: материальные и идеальные явления, постоянные и меняющиеся события и пр. При этом разводятся понятия «окружения» и «среды»: не все, что окружает, имеет субъективное значение для индивида, а значит, не все оказывает влияние на его личностное развитие. Нельзя не согласиться с позицией, что «использовать среду в организации воспитательных влияний - значит превращать ее в проводника управленческих команд и регулятора отношений»

Работы Г.Н. Пантелеева - это обстоятельные исследования в области художественно-развивающей  среды как пространственно-предметной организации участка, которая строится на принципах педагогической содержательности и целесообразности, потребности ребенка в разных видах деятельности, учета законов дизайна и эстетики, экономических и гигиенических требований к учреждению данного вида. Воспитательно-образовательное значение такой среды - приобщение детей к созданию эстетически значимого пространства, систематическое ознакомление с его экологическими достоинствами.

Принципы создания предметно-развивающей среды, выдвигаемые  исследователями, - это принципы, облегчающие  личностное взаимодействие учителя  с детьми, обеспечивающие активное поведение учащихся, проявление у  них творчества и самостоятельности. Эти принципы, создающие, с одной стороны, стабильность предметного окружения, а с другой - его подвижность, динамичность, возможность трансформации, видоизменения. Гибкое зонирование всего пространства может обеспечить одновременное осуществление деятельностей по интересам.

Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать  и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться  с учетом возрастных и половых  различий детей.

Очень важным является принцип открытности: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она должна способствовать единению с природой, приобщать к культурным ценностям. В предметное окружение учащихся должны попадать лучшие образцы общечеловеческой и национальной культуры.

В основу психолого-педагогической концепции развивающей среды, разработанной  С.Л. Новоселовой, положен деятельностный подход к педагогическому процессу - современные представления о влиянии предметной деятельности на психическое и личностное развитие ребенка. Автор подчеркивает: деятельность строит психику, а бездеятельность ведет к депривации личности, сужает ее возможности.

С.Л. Новоселова утверждает: для творческого развития ребенка  необходима развивающая предметная среда и содержательное общение  со взрослым. «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».

Основные  требования к предметной среде - ее развивающий характер, возможность для ребенка реализовать в ней зону своего ближайшего развития. Разнообразная, правильно созданная предметная среда образовательного учреждения является «носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения». Полноценная предметная среда для детской деятельности - это по существу старт дальнейшего прогресса общества; отсутствие ее может привести к деградации целей человеческого развития.

Деятельность ребенка  в обогащенной предметной среде  обеспечивает подлинное творчество. В центре деятельности всегда стоит  задача, поставленная самим ребенком, ситуацией, обстоятельствами или взрослым. Творческое решение этой задачи выводит  ребенка за пределы того, что ему  известно, формирует новый опыт деятельности и поднимает его на более высокий  уровень знания, т.е. создает новый  образ мира, а деятельность переходит  в самодеятельность, обеспечивая  саморазвитие школьника. «Хорошая развивающая  предметная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена “информация”, которая себя сразу не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка  к ее поиску».

Словесные объяснения малоэффективны для школьника, и  даже в том случае, когда одновременно со словом демонстрируется образец  действия, ребенку нужно действовать  самому. Именно поэтому в традиционную дидактику следует ввести принцип  деятельности, так как ориентировка в любом материале для школьника  требует перехода к действию с  материалом.

Важным аспектом концепции является конкретные рекомендации по созданию в образовательном учреждении различных «пространств» для  разных видов деятельности взрослых и детей: каждый компонент развивающей  среды должен отвечать принципу- функционального комфорта обеспечивать основные потребности в деятельности, разнообразие и удобство деятельности, соответствовать положениям эргономики. Образовательное учреждение должно принадлежать детям и взрослым - педагогам и родителям: всем должно быть удобно, уютно, интересно. Детям должны быть доступны все функциональные пространства учреждения, даже те, которые изначально предназначены для деятельности взрослых.

Особое внимание уделено автором проектированию развивающей среды, в которой  дети могут общаться с природой: наслаждаться красотой растений и поведением животных, наблюдать их видоизменения, участвовать в выращивании молодняка, в уходе за всем живым, что живет  и растет на территории образовательного учреждения. Автором предполагаются три варианта содержания животных на учебно-опытном участке: безвольерное содержание домашних животных и некоторых диких; вольерное содержание диких и домашних животных; привлечение на территорию учреждения естественной фауны. Ценно в этих рекомендациях то, что автор подходит к данной развивающей среде одновременно с двух позиций - экологической и педагогической: во всех трех случаях рекомендуется максимально благоприятное содержание животных (что особенно важно для развития гуманности в детях), а также продумывается возможность эффективного осуществления педагогического процесса (удобство восприятия животных, содержательное и безопасное наблюдение, участие в уходе за ними).

Предметная среда  становится развивающей благодаря  общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть в их предметной среде».

1.2 Учебно-опытный  участок, его значение, оснащение  и озеленение

Природа с ее необычайным  разнообразием явлений, животных и  растений производит на детей сильное  впечатление. Непосредственное общение  с природой дает ребенку более  яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке, правильная - с экологической  точки зрения - организация зеленой  зоны составляют развивающую экологическую среду,пригодную для воспитания детей. Для постоянного общения детей с природной средой создается, оснащается территория образовательного учреждения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный учебно-опытный участок украсит территорию, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года. Учащиеся имеют возможность сосредоточивать свое внимание на объектах природы, что обеспечивает более глубокое их познание. Дети имеют возможность длительно рассматривать природные объекты, наблюдать за ними; постепенно у них формируются осознанные знания о животных (внешний вид, повадки, условия существования и т.д. ), трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

Требования к  подбору объектов на учебно-опытном  участке:

1. Растения и  животные должны быть типичными  для той или иной систематической  или экологической группы. Это  дает возможность познакомить  детей с основными, типичными  чертами, условиями или образом  жизни, характерными для большой  группы растений и животных.

2. Растения и  животные должны быть внешне  яркими, привлекательными, способные  вызвать и удержать еще не  очень устойчивое внимание детей.

3. Необходимо иметь  несколько экземпляров одного  вида растений и животных. Это  дает возможность детям увидеть  в объектах не только общие,  но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию  разнообразия и неповторимости  живых организмов.

4. Растения и  животные должны быть абсолютно  безопасны для здоровья детей.

5. Учебно-опытный  участок- место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен учащимся 4-х классов. Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

6. Необходимо учитывать  возможность нормальной жизнедеятельности,  роста и развития растений  и животных в конкретных климатических  условиях. Размещая объекты на  учебно-опытном участке, следует  учитывать их биологические особенности  и потребности. Так, одни к растения нуждаются в большом количестве солнечного света, другие плохо переносят прямые солнечные лучи - их помещают в разные места. При размещении объектов необходимо учесть и эстетическую сторону: учебно-опытный участок должен радовать глаз, украшать территорию. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться.

7. При подборе  деревьев и кустарников для  озеленения участка, следует учитывать  следующие требования:

для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;

они должны быть разнообразны по высоте, окрасу листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.

Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетические чувства. Главная особенность этих условий - привнесение объектов живой природы  в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности.

Специфическими  чертами методики экологического образования  являются: непосредственный контакт  ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет  второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного  контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом образовании созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, которые должны в полной мере соответствовать потребностям и эволюционно сложившимся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда - это, прежде всего конкретные отдельно взятые животные и растения, которые надолго поселились в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей.

В образовательном  учреждении могут находиться любые  животные и растения, если они:

- безопасны для  жизни и здоровья детей и  взрослых (недопустимы ядовитые  и колючие растения, агрессивные  и непредсказуемые в своем  поведении животные);

- неприхотливы, т.е.  не требуют специального содержания  и ухода: в детском учреждении  главное внимание уделяется ребенку,  растения и животные выступают  тут как средство воспитания  и предметная среда его жизни,  поэтому за растениями и животными  не должен отнимать у учителя  много времени, сил и внимания.

Четкое соблюдение подхода к оборудованию и оснащению  зоны природы позволяет детям  увидеть:

- неразрывную и  самую общую связь живого организма  с внешней средой;

- морфофункциональную  приспособленность к определенным  элементам среды обитания;

- появление нового  организма, его рост, развитие  и условия, обеспечивающие эти  процессы;

- специфику живого  организма (растительного, животного)  его отличие от предметов;

- многообразие живых  организмов и разные способы  их взаимодействия со средой.

Таким образом, растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека - улучшают гигиенические и эстетические параметры его предметной среды в помещении.

Учебно-опытный  участок - одно из необходимых условий наглядного и действенного общения учащихся с природой. Во время экскурсий или уроков дети могут подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе, развиваются наблюдательность, интерес к ней, во время труда формируются навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают  некоторые трудовые навыки, у них  воспитываются любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На учебно-опытном участке  детей знакомят с сезонными явлениями  в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений и повадками животных. Все это значительно расширяет  кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире, воспитывает у  них бережное отношение к природе  и умение видеть в ней красивое.

Правильно организованный и хорошо озелененный учебно-опытный  участок - необходимая база для осуществления  воспитательно- образовательных задач. В их решении важная роль принадлежит разнообразным средствам экологического образования и использованию разнообразных приемов и методов.

Одним из этих методов  являются наблюдения на учебно-опытном  участке в естественных условиях - во время прогулок и экскурсий. Организация наблюдений и руководство  ими должны способствовать расширению круга правильных конкретных представлений  о растениях и животных, о явлениях неживой природы и труде людей  в природе, а также помогать установлению простых связей и причинной зависимости  между предметами и явлениями  природы. В процессе наблюдений педагог  обогащает словарь детей, воспитывает  интерес, любовь к природе, умение видеть ее красоту.

Другим методом  действительного ознакомления с  природой является труд детей. В настоящее  время уделяется большое внимание трудовому воспитанию школьников.

Труд в сочетании  с наблюдениями обогащает детей  знаниями о растениях и животных, об условиях их роста и развития, о людях, преобразующих природу, об использовании ее богатств человеком. В процессе труда дети овладевают простейшими навыками выращивания  растений, ухода за ними и за животными, навыками правильного обращения  с сельскохозяйственным инвентарем и предметами ухода.

При правильной организации  коллективного труда детей огромную радость им доставляют его результаты, а это, в свою очередь, способствует воспитанию трудолюбия, чувства ответственности, интереса и уважения к труду. Наравне  с организацией труда самих детей  очень ценным является ознакомление их с трудом взрослых.

Для воспитания у  детей заботливого отношения  к природе требуется терпеливая, кропотливая, хотя с первого взгляда  и мало заметная работа; педагог  исподволь воспитывает у детей  привычку трудиться сначала вместе с взрослыми, а потом и самостоятельно.

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это  одно из важнейших условий экологического образования учащихся.

На учебно-опытном  участке педагог организует наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и  животных, любуются красотой природы  во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения  с природой, надолго остаются в  их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного  интереса к окружающему миру.

Дети имеют возможность  трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать  для нормальной жизни животных и  растений, приобретают необходимые  навыки и умения, приучаются бережно  и заботливо относиться к природе.

Участок - это и  место для разнообразных игр  детей с песком, водой, глиной и  т. д., что необходимо предусмотреть  при его организации.

Участок должен отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят  от числа детей, посещающих образовательное  учреждение. Норма площади на ребенка 35-45м. В сельской местности размеры  участка могут быть уменьшены. При  этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую  зону, в которой находится образовательное  учреждение.

На участке располагаются  игровая площадка, общая физкультурная  площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и  птиц.

Участок огораживают  забором или создают живую  изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1 - 3 ряда.

Озеленение участка  создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке  создаются благоприятная температура  воздуха, влажность, солнечная радиация.

В формировании участка  большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра.

Подбор  растений для цветника. Для цветника необходимо подобрать растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т. е. не требовать сложного ухода. Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения.

Планировка  цветника. При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: игр, наблюдений, развлечений, спорта.

Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать  сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве.

Необходимо предусмотреть  сочетание окраски цветков одновременно цветущих растений. Рекомендуется избегать сочетания розовых и малиновых с красными и оранжевыми, голубых и синих с сиреневыми и лиловыми.

Не следует забывать о форме и окраске листвы: растения с разрезными листьями лучше перемежать с крупными цельными или линейными  листьями.

Рекомендуются посадки  цветущих растений и в виде партера. (Это цветочный квадрат или прямоугольник, засаженный одинаковыми цветами). Практикуется сочетание однолетних или двулетних низкорослых растений с вьющимися (лазающими). Это могут быть клематис, лоза дикого винограда, ипомея, душистый горошек, плетистая роза.

Не следует стремиться к широкому ассортименту растений, особенно при ограниченных размерах цветника. Лучше подобрать несколько  видов, хорошо растущих в определенном климате, не слишком прихотливых  и сохраняющих декоративность в  течение всего сезона.

Устройство газона. На участке необходимо найти место  для зеленого газона. Газон - это площадь с естественным или искусственно созданным сомкнутым травянистым покровом. Его можно использовать для озеленения возле цветника или плескательного бассейна. Зеленый цвет газона оказывает благотворное воздействие на детей, снимает возбуждение, дает отдых утомленному зрению.

На учебно-опытном  участке должны быть такие отделы:

- экологический  отдел;

- отдел плодово-ягодных  растений;

- зоологический  отдел;

- отдел овощных  растений;

- отдел полевых  растений.

Из овощных растений выращивают районированные культуры, неприхотливые и интересные для  наблюдений, быстрорастущие, раносозревающие  овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Для овощного севооборота можно посадить разные сорта лука, салата, моркови, редиса, каб и т.д.................



Информация о работе Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей среде