Формирование умения сравнивать при изучении разных типов текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:53, доклад

Краткое описание

Одной из главных задач курса русского языка является обучение школьников связной речи. Это необходимо потому, что свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами. В настоящее время программами и учебниками для четырехлетней начальной школы предусмотрено знакомство учащихся с теоретическими сведениями о тексте и его признаках.

Вложенные файлы: 1 файл

речь.docx

— 25.68 Кб (Скачать файл)

 «Формирование умения сравнивать при изучении разных типов текста в начальных классах» (Слайд 1)

    Одной из главных задач курса русского языка является обучение школьников связной речи. Это необходимо потому, что свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами. В настоящее время программами и учебниками для четырехлетней начальной школы предусмотрено знакомство учащихся с теоретическими сведениями о тексте и его признаках. В учебнике дается определение текста как группы предложений, связанных по смыслу, понятие о теме, основной мысли текста и его структурных частях (начало, основная часть, концовка), типах речи (повествование, описание, рассуждение), а также наблюдение над связями частей и предложений в тексте. Однако методика работы по обучению младших школьников построению текстов различных типов разработана недостаточно,   чем   и   определяется   актуальность   выбора темы

(Слайд 2)Целью исследования является совершенствование методики работы над сравнением текстов разного типа в начальной школе.

(Слайд 3)Задачи заключаются в следующем:

1) рассмотреть лингвистические основы работы над текстом и его типами в начальных классах;

2) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемам сравнения и изучения  разных типов текста младшими школьниками;

3) провести сравнительный анализ учебников по русскому языку для начальных классов с точки зрения изучения текста и его типов;

4) Разработать и провести уроки, включающие в себя работу над сравнением при  изучении разных типов текста в начальных классах;

7)  Провести эксперимент.

(Слайд 4) Обьект – учебный процесс в начальной школе, связанный с обучением сравнению разных типов текста.

Предмет исследования –  сравнение различных типов текста.

Методы исследования: анализ теоретической литературы и практического  опыта по теме исследования, педагогический эксперимент.

  (Слайд 5) Текст (от лат. textus - ткань, сплетение, соединение) - это объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.

 (Слайд 6) Наиболее полным можно считать определение И. Р. Гальперина: «Текст-это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку.

 (Слайд 7)Повествование - смысловой тип речи, в котором описываются события в определённой последовательности, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Объектом повествования является лицо, совершающее действия, сменяющие друг друга во времени. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. Но нередко автор в композиционных целях изменяет этот порядок. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Главный признак повествования - динамичность, активность, подвижность.

Обычно для повествования  характерна трёхчастная композиция: начало, основная часть, концовка.

Основная функция повествования - информативная (целая установка - сообщить, рассказать).

Повествование — функционально-смысловой  тип текста, который содержит рассказ  о событиях в их временной последовательности.

Основные вопросы, характерные  для данного типа речи:

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала  и что происходило потом?

(слайд № 8)Описание -     тип речи, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных. Описания предназначены для характеристики признаков объекта: это могут быть характеристики явлений природы, предметов, лиц, окружающей обстановки. Объект описания носит однопредметный характер: это картина природы, какая-либо обстановка. При описании этот объект речи раскрывается: уточняется его форма, состав, структура, свойства.

Основные вопросы, характерные  для данного типа речи:

Каков предмет описания?

Как он выглядит?

   (слайд№9) Рассуждение как функционально-смысловой тип текста принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей.

Главная задача автора при  рассуждении — обосновать то или  иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного  явления, события, его сущность. Может  быть доказательством, объяснением, размышлением.

Основные вопросы, характерные  для данного типа речи:

  • Почему?
  • В чем причина данного явления?
  • Что из этого следует?
  • Каковы следствия данного явления?
  • Что оно значит?

     Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведение следствия и пр. (Н.Ф. Талызина).

     В младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности. В качестве дополнительного, вспомогательного пути рассматривается специально организуемый игровой тренинг мышления. Работу по развитию словесно-логического мышления нельзя начинать с любого логического приема, так как внутри системы логических приемов мышления существует строго определенная последовательность, один прием строится на другом. Первое, чему необходимо научить учащегося - это умению выделять в предметах свойства. Необходимо специально обучать детей умению видеть в предмете множество свойств. Для этого полезно показать им прием по выделению свойств в предметах - прием сопоставления данного предмета с другими предметами, обладающими другими свойствами.

( Слайд 10)    Одним из основных процессов мышления является сравнение, рассмотрим его поподробнее. Сравнением называется соизмерение объектов действительности, личностей и явлений для нахождения их подобия и различия. Российский педагог Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что сравнение – это важнейшая из мыслительных операций, ведь все, что познается человеком, непременно поддается сравнению.

Во второй главе представлен  эксперимент.

Эксперимент проводился в  четвертом 4 «Б» классе МБОУ Гимназии №53 по программе «Гармония». В эксперименте приняли участие 28 школьников из этого класса.

(Слайд 11) Задачей эксперимента было выявить уровень сформированности умения сравнивать при изучении разных типов текста.

В ходе эксперимента оценивались  следующие умения:

1.Умение определять тип  текста

2.Умение сравнивать разные  типы текста

Для оценки данных умений была разработана анкета из 7 вопросов.

(Слайд 12)Вопросы и задания анкеты:

1.Что такое текст?

2.Какие виды текста  вы знаете?

3.Что такое текст-повествование?

4.Назовите  признаки текста-описания?

5.Какой текст называют  рассуждением?

6.Определите типы текстов.  Обоснуйте свой ответ.

Анкетирование проводилось  с каждым ребенком отдельно в виде письменной самостоятельной работы.

Анализ детских работ  проводился с целью выявления  уровня развития умений сравнивать и  определять типы тектов.

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа работ  были занесены в таблицу(Слайд 13)

Анализ данных показал, дети с высоким уровнем легко определяют тип текста .Дети могут сравнить два разных по типу текста. У детей со средним уровнем механизм сравнения развит в недостаточной мере. Дети не всегда правильно определяют тип текста. Вследствие чего сравнение текстов получается не верным. Дети с низким уровнем не могут определить тип текста.

Таким образом, по детским  работам видно, что умения сравнивать  сформированы частично или плохо. Это  еще раз доказывает, что именно работа сравнивать разные типы текстов вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, которые проявляются при анализе работ.

Во время формирующего эксперимента было проведено несколько  уроков.

Основной задачей формирующего этапа эксперимента явилась разработка и применение эффективных методов  и приемов работы по развитию умения сравнивать разные типы текстов и  проверка эффективности методики экспериментальной  работы.

(Слайд 14)Темы экспериментальных занятий .

Задачей контрольного этапа  эксперимента было выявить изменения  в уровне сформированности умения сравнивать тексты разного типа.

На данном этапе учащимся было предложено написать сочинения  разных типов с помощью предложенных ситуаций,а затем сравнить тексты и доказать ,что их текст принадлежит данному типу.

На данном этапе учащимся было предложено написать сочинения  разных типов с помощью предложенных ситуаций.

1-й ряд. Сочинение –  повествование. Друг спрашивает  тебя, почему ты не пришёл на  занятия спортивного кружка.

2-й ряд. Сочинение –  рассуждение. Ты только что  был свидетелем смешного происшествия  и звонишь другу, чтобы рассказать.

3-й ряд. Сочинение –  описание. Твои родители уезжают  в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок  ко дню рождения? Ты подробно  описываешь подарок.

Анализ детских работ  проводился с целью выявления  уровня развития умения работать с  разными типами текста и умения сравнивать разные типы текста, доказывать своё мнение.

Результаты анализа работ были занесены в таблицу. (Слайд 15)

Анализ данных показал, что  количество детей, написавших сочинения  по заданному типу 70%. Результаты анализа  уровня развития умения сравнивать  показали, что умеют сравнивать тексты разного типа и доказывать своё мнение 60%, умеют сравнивать ,но не могут обосновать своё решение 30%,и совсем не могут сравнивать тексты 10%.

Таким образом, по детским  работам видно, что произошел  рост уровня развития умения сравнения  тектов разного типа.

Для сравнения выведем  графики констатирующего и контрольного этапов.

(Слайд 16)

Анализируя результаты графика, видим, что умения сравнивать тексты разного типа заметно возросли. Заметно  уменьшилось количество учащихся, которые  почти совсем не умели сравнивать тексты разного типа.

Эксперимент показал, что  у 30% испытуемых очень высокий уровень  развития речи, у 55% испытуемых средний  уровень развития речи и лишь у 5% испытуемых низкий уровень развития речи.

 

 


Информация о работе Формирование умения сравнивать при изучении разных типов текста