Формирование профессиональной компетентности будущего повара в условиях колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Государственный образовательный стандарт третьего поколения предъявляет ряд требований к уровню подготовки специалистов: «обладание чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; готовность решать поставленные задачи, требующие анализа ситуаций и выбора решений; готовность к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности; высокий уровень активности, самостоятельности, профессиональной культуры»

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность. Государственный образовательный стандарт третьего поколения предъявляет ряд требований к уровню подготовки специалистов: «обладание чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; готовность решать поставленные задачи, требующие анализа ситуаций и выбора решений; готовность к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности; высокий уровень активности, самостоятельности, профессиональной культуры». Именно эти качества специалиста сегодня являются критериями профессиональной компетентности выпускников учреждений среднего профессионального образования технического профиля и частью социального заказа общества.

Объект – профессиональная компетентность.

Предмет – формирование профессиональной компетентности будущих поваров в условиях колледжа.

Цель: изучение процесса формирования компетентности будущих поваров.

Задачи: 1) проанализировать философскую, психологическую, педагогическую литературу посвещенную проблеме профессиональной компетенции.

2) изучить процесс  формирования профессиональной  компетенции будущих рабочих  и специалистов.

3) изучить процесс  формирования профессиональной  компетентности будущих поваров  в процессе изучения курса  «Технология приготовления пищи»

Рабочая гипотеза – компетентностный подход к организации профессиональной подготовки будущих поваров можно повысить эффективность процесса формирования профессиональной компетентности.

Закон «Об образовании», «Национальная доктрина образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивают основную цель среднего профессионального образования, заключающуюся  в подготовке специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих профессией, способных к постоянному профессиональному росту в конкурентной среде.

Интерес к проблеме профессиональной компетентности обусловленный присоединением России к Болонскому процессу, предопределил понимание отечественной педагогической общественностью необходимости принятия компетентностного подхода как одной из стратегии профессионального образования (В.А. Болотов, А.Г. Гостев, А.А. Дергач, Т.Н. Третьякова). Вместе с тем, отечественные исследователи (Н.М. Борытко, А.В. Вербицкий, В.В. Кузнецов, А.М. Новиков) отмечают недостаточное внимание к таким аспектам профессионального образования, как развитие индивидуальности специалиста, его культуры профессиональной деятельности, творческого потенциала, мобильности. [5,с 43]

Культура профессиональной компетентности будущего специалиста как показателя его соответствия эталону профессиональной компетентности может быть результатом саморазвития студента. Будучи целевой и содержательной характеристикой современного специалиста, она выступает кА сложный синтез когнетивного, предметно-практического и личностного опыта профессиональной деятельности. Культуру профессиональной деятельности будущего специалиста, по мнению ученых, нельзя сформировать, не включив студента в учебно-познавательную деятельность; он должен пройти через последовательность ситуаций, близких к реальным и требующих от него компетентных действий, оценок, рефлексии приобретенного опыта (В.В. Сериков). Таким образом, культура профессиональной деятельности будущего специалиста, хотя и является продуктом профессионального обучения, но не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития будущего специалиста на различных ступенях образования, причем не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации культуры личности и культуры деятельности.[1, с 13]

Теоретическое осмысление проблемы формирования культуры профессиональной компетентности будущего специалиста стало актуальным для современных педагогических исследований. Требует специального изучения компетентностный подход, выполняющий методологическую функцию в процессе формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста.

Вместе с  тем, отсутствие научно- методических рекомендаций по проблеме формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентносного подхода не позволяет моделировать процесс. Среди затруднений учеными и практиками указывается отсутствие в массовой практике профессиональной школы понимания компетентсного подхода как системообразующего в формировании культуры профессиональной деятельности будущего специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I глава. Формирование профессиональной компетентности будущего повара в условиях колледжа.

§ 1.1 Профессиональная компетентность, содержание и сущность.

Перед современным  профессиональным образованием стоят чрезвычайно важные задачи: подготовка компетентных, востребованных рынком труда специалистов и воспитание профессионалов, обладающих активной гражданской позицией, осознающих и готовых нести личную ответственность за решение производственных и общественных проблем.

При этом важнейшим  показателем качества работы преподавателя  и мастера производственного обучения является, безусловно, качество образования выпускников как интегрированной результат всей многогранной деятельности педагога.

Профессиональная  компетентность определяет успешность выполнения профессиональной деятельности, готовность и способность человека эффективно выполнять свою работу. Наряду с этим, подготовка профессионально  компетентных кадров важна для согласования спроса и предложения на рынке труда, для обеспечения эффективной занятости населения. Очень важно профессиональное образование для развития личности, создания благоприятных условий для социального развития человека и его самореализации в обществе.

В энциклопедических словарях под компетентностью обычно понимается характеристика личности, обладающей знаниями, а также навыками и умениями в определенной области деятельности. Для работников промышленных предприятий профессиональная компетентность рассматривается как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. [16, с 87]

Нередко понятию  «компетентность» стремятся придать  социальный статус. Компетентность рассматривается  как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемой работы. В этом смысле понятие «компетентность» по существу отождествляется с понятием «квалификация», с характеристикой уровня знаний и умений. Другими словами, термином «компетентность» определяют уровень, степень осведомленности специалиста в своей профессиональной деятельности, а также приобретенные навыки работы. Действительно, степень компетентности зависит от профессионального опыта, накопления знаний и навыков в течение жизни и профессиональной деятельности. [13, 118]

Принимая во внимание разнообразные толкования понятия «профессиональная компетентность», можно рассматривать её как высокую  степень профессионализма, как одну из важнейших сторон профессиональной культуры работника. Профессиональная компетентность, на наш взгляд, – это необходимая совокупность технических, экономических, политологических, этических, социально-психологических знаний и умений работника, включая его способность творчески мыслить, умение предвидеть результаты своей деятельности и критически оценить их последствия, грамотно владеть инновационными технологиями в условиях рыночных отношений, «человеко-ведческую» образованность. Гуманитарная составляющая все увереннее становится неотъемлемым атрибутом профессиональной компетентности.

Для рабочих  профессий в структуре профессиональной компетентности традиционно можно  выделить два основных компонента:

1) профессиональные  знания, приобретаемые в процессе  обучения, повышения квалификации  и накопления опыта;

2) трудовые навыки  и умения, приобретаемые и развиваемые  в процессе практической деятельности.

Здесь выделены главные составляющие профессиональной компетентности, что вовсе не отвергает  высказываемые некоторыми исследователями  мнения, что профессиональная компетентность включает в себя также гуманитарные, социальные, интеллектуальные, функциональные и другие компоненты.

Главной составляющей профессиональной компетентности являются профессиональные знания. В средних  специальных учебных заведениях, в профессионально-технических училищах, имеющих большой образовательный потенциал, подготавливается средний технический персонал для работы в различных сферах профессиональной деятельности. Однако квалификация техника не должна являться тупиковой ветвью профессионального образования и исключать для выпускников ССУЗ возможность изменения профессии, продолжения образования или получения более высокого уровня квалификации. К сожалению, на сегодняшний день наличие диплома о получении среднего специального образования не всегда может служить гарантией профессиональной компетентности, успешного профессионального становления.

В формировании профессиональной компетентности, развитии навыков и умений молодого специалиста  велика роль производственных практик  на рабочем месте. Из-за участившихся случаев отказа работодателей в предоставлении работникам возможности для обучения непосредственно на рабочем месте на производстве, а также отсутствия механизма и процедур согласования интересов работодателей и работников, последние практически лишены возможности реализации прав на продолжение профессионального обучения, подготовку и переподготовку, повышение квалификации, декларированных Трудовым кодексом.

Эффективность процесса формирования компетенций  обеспечивается моделью обучения, основанной на применении оптимальных   для   данного   профиля   подготовки   кадров   педагогических технологий.

Понятие «профессиональная  компетентность» неразрывно связано  с понятием «профессионализм». В  распространенном стереотипе мышления профессионализм обычно отождествляется с практической целесообразностью, не зависящей от социально-нравственных аспектов трудовой деятельности. Профессионализм является центральным понятием для понимания профессиональной компетентности личности. Профессионализм рабочего отличается от профессионализма ученого, врача, политика. Профессионализм работников различается в зависимости от содержания и характера труда в разных профессиях. [22,с 23]

Оценка профессиональной компетентности очень важна при  приеме на работу, аттестации персонала, определении стратегии профессионального развития персонала, при разрешении конфликтных ситуаций. Однако в современный период ориентация на профессиональную компетентность необходима в первую очередь в профессиональном обучении, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.2 Формирование профессиональной компетентности будущих поваров  в процессе преподавания «Технологии  приготовления пищи».

Ученый, теоретик З.Р. Веснин под профессиональной компетентностью понимает «способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного общества». [13,с 232]

Проблема подготовки профессионально компетентных рабочих кадров может решаться различными путями. Один путь – это учебные заведения начального профессионального образования. Второй – наиболее эффективный, по мнению промышленников, – подготовка кадров на производстве. Такой метод обучения дает возможность учащимся сразу после окончания очередного курса применить полученные знания на своем рабочем месте. Это важно как для самого предприятия, так и для работника: его опыт получает дальнейшее практическое закрепление.

Проблема формирования профессиональной компетентности решается исследователями, исходя из общепедагогических представлений о формировании как процессе становления человека в его социальном проявлении под воздействием различных факторов: экономических, социальных,  аксиологических, психологических, педагогических и др., результат которого дает определенную законченность в профессиональном и личностном планах, достижении уровня профессиональной зрелости, устойчивости базовых профессионально-личностных качеств. Важно заметить, что процесс формирования не противопоставляется процессам творчества, активизации и стимулирования осмысленного учения, самообразования и саморазвития.

Формирование  профессиональной компетентности зависит  от различных свойств личности, причем основными ее источниками являются обучение и субъективный опыт. Формирование компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, поэтому одной из характеристик профессиональной компетентности является ее постоянный динамизм и незавершенность. Формирование профессиональной компетентности – процесс воздействия, предполагающий некий стандарт, на который ориентируется субъект воздействия, это управляемый процесс становления профессионализма, т.е. это образование и самообразование специалиста. Если педагогические вузы несут ответственность за освоение уже исторически сложившихся, устоявшихся  профессиональных знаний и умений, то учреждения дополнительного профессионального образования (ДПО) – за освоение актуальных и инновационных профессиональных компетенций.

     Наиболее характерными  для формирования профессиональной  компетентности считается несколько  подходов: личностно-деятельностный  подход, ситуационно-проблемный подход, задачный подход и др.

В соответствии с данными выводами, формирование профессиональной педагогической  компетентности  - процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянный динамизм, незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности повара. Практически все исследователи фиксируют сложный интегративный характер профессиональной компетентности,  как в его определении, так и в формировании и оценке. [23, с 55]

  Компетентность  имеет конкретно-исторический характер, динамична и может служить  показателем уровня квалификации. Сочетание таких характеристик специалиста, как его квалификация и компетентность позволяет определить динамику его личностно-профессионального продвижения. В  соответствии с этим формировать и развивать компетентность можно только при наличии соответствующих знаний, умений, навыков, сформированности внутреннего мира личности – установок, мотивов деятельности, ценностных представлений о самом себе, своих профессиональных качествах, результатах собственной деятельности.

       Считаем необходимым подчеркнуть, что профессиональная компетентность не является статичной, это не набор неких застывших компетенций. Она как динамическая система обнаруживает тенденцию к развитию, которое не исчерпывается схемой «больше – меньше», а характеризуется в первую очередь наличием качественных новообразований. В качестве таковых могут быть взяты уровни сформированности профессиональной компетентности: бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»); сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»); актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»); сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности, вплоть до ее  деформации).

Информация о работе Формирование профессиональной компетентности будущего повара в условиях колледжа