Формирование ориентировки во времени у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать и проверить на практике эффективность использования дидактических игр в процессе формирования навыков ориентировки во времени у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания и обучения детей в детском саду.
Предмет исследования: формирование навыков ориентировки во времени у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТИРОВКЕ ВО ВРЕМЕНИ 6
1.1 Время и его особенности 6
1.2 Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста 8
1.3 Методика формирования представлений о времени в разных возрастных группах 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОРИЕНТИРОВКЕ ВО ВРЕМЕНИ 23
2.1 Методика организации исследования по изучению навыка ориентировки во времени у дошкольников 23
2.2 Методика организации занятий по обучению ориентировке во времени 26
2.3 Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Вложенные файлы: 1 файл

до курсової3.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека так или иначе требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому белорусской программой воспитания и обучения в детском саду «Пралеска» предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Время (как и пространство) является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются социальной средой. Представления ребенка о времени исследовались в работах как зарубежных, так и отечественных философов и психологов.

В отечественной психологии они изучались в рамках субъектной парадигмы С.Л. Рубинштейна, на основе которой была разработана концепция личностной организации времени как жизненного пути. Наиболее полно эта концепция представлена в работах К.А. Абульхановой-Славской [1]. На основе этой парадигмы развернуты теоретико-эмпирические исследования, каждое из которых направлено на построение многочисленных интегральных моделей организации времени. В рамках этих исследований преодолевается противопоставление субъективного и объективного времени, что было предметом обсуждения в исследованиях П. Жане, Ш. Бюлер, Ж. Пиаже, К. Левина и других.

В педагогической психологии проблема восприятия времени школьниками систематически изучается с середины 50-х гг. Было выявлено, что осознание соотношения представлений о времени и объективной временной сетки развивается у учащихся под влиянием обучения и в процессе организации собственной жизни.

В познании различают объективное, т.е. естественнонаучное, время, отражающее связь во времени предметов, явлений действительности, и психологическое время личности. Мир существует и изменяется во времени по своим законам, не зависящим от субъекта. Эти законы описываются физикой, биологией, историей и другими науками.

Психологическое время характеризуется отсутствием строгой метрики, линейности, непроницаемости и необратимости. Это субъективное время личности, определяющее избирательность в осознании своего жизненного пути, пристрастное отношение к событиям своей жизни и произвольное обращение со временем собственной жизни. Психологическое время считается важным атрибутом самосознания личности и одним из условий ее существования.

Проблеме обучение дошкольников ориентировке во времени уделяется внимание в работах таких педагогов как Ф. Н. Блехер, Е. Карганова, И. Кононенко, А.А. Люблинская, Т.Д. Рихтерман, Г. Рогинская, Б.Щербакова, О. Фунтикова, Р.Чуднова.

Цель работы: теоретически обосновать и проверить на практике эффективность использования дидактических игр в процессе формирования навыков ориентировки во времени у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс воспитания и обучения детей в детском саду.

Предмет исследования: формирование навыков ориентировки во времени у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Охарактеризовать понятие времени  и его особенности.

2. Определить психологические основы  восприятия времени детьми дошкольного  возраста.

3. Описать методику формирования представлений о времени в разных возрастных группах.

4. Организовать и провести экспериментальное  исследование по обучению детей  дошкольного возраста ориентировке  во времени.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение, диагностика, методы математической обработки данных.

База проведения исследования: ГУО «Ясли – сад № 90 г. Гродно» средняя группа («Почемучки»).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, четырёх приложений.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТИРОВКЕ ВО ВРЕМЕНИ

 

1.1 Время и его особенности

 

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.

Слово "время" происходит от древнерусского "время", что означает "вращение". Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость (отсутствие наглядных форм "не видно и не слышно").

Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность или непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т.д.

Последовательность временных отрезков характеризуется теми изменениями, которые происходят в природе, в труде, в быту, в отношениях между людьми.

Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать".

Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.

Знакомство с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали бы существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Ориентировка во времени развивается на протяжении всего детского возраста. Как показывают специальные исследования [17], восприятие времени у детей успешно формируется на основе знаний временных эталонов, на основе переживания-чувствования длительности временных интервалов, развития умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Формированию представления о длительных временных интервалах способствуют систематические наблюдения в природе, использование календаря в детском саду, дневников наблюдений.

Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» – по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись: понедельник – день Луны, вторник – Марса, среда – Меркурия, четверг – Юпитера, пятница – Венеры, суббота – Сатурна, воскресенье – Солнца.

Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая – от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая – от полукруга до полного круга; третья – от круга вновь к форме полукруга; четвертая – от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось у славян седмицей или неделей. Если смена дня и ночи обусловливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца. Год – это время полного оборота Земли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам. Началом года условно считают 0.часов 0 минут 0 секунд 1 января. За четыре года составляются лишние сутки, их относят на 29 февраля в так называемые високосные годы.

Как верно отмечала известный методист в области детского воспитания Ф. Н. Блехер, отрывной календарь дает детям наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц, наступил другой. К концу детского возраста дети уже хорошо понимают, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека. Они научаются ориентироваться во времени, что становится возможным, если формирование адекватного представления о временных интервалах, их отношениях происходит в разных видах содержательной детской деятельности. У детей рано возникает представление о движении, перемещении предметов.

Таким образом, психологи отмечают наличие общности развития восприятия времени и пространства у ребенка. Специальные исследования дают основание считать, что общность представлений объясняется способностью ребенка отражать мир в единых временно-пространственных комплексах.

 

1.2 Психологические основы восприятия  времени детьми дошкольного возраста

 

Процесс первоначального усвоения ребенком временных отношений зависит не только от уровня развития его языковых способностей, но и от особенностей психики— как индивидуальных, так и возрастных. У детей раннего возраста преобладают непроизвольные память и внимание, а объем памяти невелик (причем функционирует преимущественно оперативная память), мышление является по большей части наглядно действенным и наглядно-образным. Соответственно, ребенок не может удерживать в памяти сразу несколько событий, путает их последовательность. Восприятие времени представляет собой очень сложную для ребенка задачу, значительно более трудную, чем восприятие пространства. А.А.Люблинская объясняет это следующими причинами.

1. Время текуче. Восприятие времени  последовательно. У каждого, даже  мельчайшего, промежутка времени  есть начало и конец.

2. Для восприятия времени у  человека нет специального анализатора. Познание времени опосредовано  ритмом физиологических процессов (пульса, дыхания). Фиксируется и измеряется время специальным прибором - часами. У взрослого человека восприятие времени является результатом деятельности системы анализаторов, у ребенка такой слаженности в работе анализаторов нет.

3. Восприятие времени легко искажается субъективными факторами: заполненностью временного промежутка событиями, ценностными представлениями субъекта, эмоциональным состоянием человека.

4. Обозначение временных отношений  изменчиво. То, что сегодня обозначается наречным показателем «завтра», на другой день становится «сегодня», а еще через сутки превращается во «вчера» и т.п. [10, с.88].

Дети знакомятся с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И.П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени [18, с.99].

Информация о работе Формирование ориентировки во времени у детей дошкольного возраста