Формирование навыков социального поведения у детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2014 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо обучить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, так же помочь понять, как легко может возникнуть ссора, её причина и помочь находить способы и приемы самостоятельного разрешения.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по спец педагогике.docx

— 72.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Тема

 

 

 

 

 

 

“Формирование навыков социального поведения у детей с отклонениями в развитии”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные навыки предполагают обучение  детей  этически  ценным  формам и  способам  поведения в отношениях  с  другими людьми.  Для этого  необходимо  формировать  коммуникативные  навыки, умение  устанавливать  и  поддерживать  контакты,  кооперироваться  и  сотрудничать,  избегать  конфликтных  ситуаций.  Необходимо  обучить  детей  нормам  и  правилам  поведения, на  основе  которых  в  дальнейшем  складываются  этически  ценные  формы  общения,  так же  помочь  понять, как  легко  может  возникнуть ссора,  её  причина  и  помочь находить  способы  и приемы  самостоятельного  разрешения.

Личностные  качества  ребенка  формируются  в  активной  деятельности  и,  прежде  всего  в  той,  которая  на  каждом  возрастном  этапе  является  ведущей,  определяет  его  интересы,  отношение  к  деятельности,  особенности  взаимоотношений  с  окружающими  людьми.

Так    ведущей  деятельностью  в  дошкольном  возрасте  является  игра.

 

 Когда ребёнок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя или продумывая те или иные интересные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно. Играя, ребёнок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, реализуется установка на выражение своей внутренней жизни и стремление к творчеству. В игре отражаются наиболее значимые события жизни ребёнка, он искренне переживает всё, что воображает в игре.

 
      

 

 

 

 

 

 

 Игры:

 

«День рождения»

Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

Оборудование: гости - куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.

Ход игры: ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью педагога готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные на уроках труда). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Затем педагог помогает ребенку придумать пожелание для именинника. Педагог рассказывает детям о правилах поведения в гостях:

- поздороваться, когда приходишь в гости;

- без приглашения не входить в комнату;

- дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец);

- за столом не шуметь, не брать пищу руками;

- приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;

- не перебивать друг друга;

- пользоваться приборами и салфеткой во время еды; - придвигать и отодвигать стул неслышно;

- после еды не забыть поблагодарить именинника;

- перед уходом попрощаться;

- когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.

Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.

«Найдем волшебные слова».

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Ход игры:

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».

«Секрет».

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Ход игры:

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

«Подарок на всех».

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик—семицветик.

Ход игры:

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так,   чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

«Рукавички».

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ход игры:

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

«Гуляем по парку».

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Ход игры:

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог — главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

«Поводыри».

Цель: развивать эмпатию(это способность ощутить эмоциональное воздействие состояния другого человека), учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности.

Ход игры:

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой — на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

«Луноход».

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Ход игры:

Участники игры делятся на пары. Половина детей — «луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

«Приветствие гостей».

Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Ход игры:

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

  • смотреть в глаза гостю,

  • улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

«Прощание».

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании.

Ход игры:

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений — можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

«Приветствия».

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры:

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игра-тренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем — девочки, во внешнем — мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг  к другу, обмениваются приветствиями.

Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.

Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой тренинг на развитие социальных взаимоотношений

«Мы поссоримся и помиримся».

Цель: Учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

Учить детей уступать друг другу, считаться с мнением другого.

 Закрепить умение употреблять  в своей речи вежливые слова.

Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

Материалы: мишка, мячик, трамвай, машина, игрушечный сапожок.

        Беседа с постановкой проблемной задачи.

Педагог. Ребята, давайте  вспомним, с какими вежливыми словами вы уже познакомились.

«Здравствуйте», «доброе утро», «пожалуйста», «спасибо».

Сегодня мы узнаем еще другие волшебные слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно.

Послушайте стихотворение:

                                   Поссорились.

                      Мы поссорились с подругой

                      И уселись по углам.

                      Очень скучно друг без друга!

                      Помириться нужно нам.

                      Я её не обижала,

                      Только мишку подержала,

                      Только с мишкой убежала

                      И сказала: «Не отдам!»

 

Обсуждение проблемы, поиск путей её решения.

Педагог. Ребята, скажите, что произошло с девочками? (они поссорились)

Из-за чего произошла у них ссора? (девочка отняла у подруги мишку и убежала)

Хорошо им было друг без друга? (нет, им было скучно)

Что вы посоветуете девочке? (дети высказывают свои предложения)

Педагог. Правильно. Извиниться нужно, глядя в глаза тому, кого обидели.

Послушайте еще раз стихотворение, но с весёлым концом:

                       Мы поссорились с подругой

                       И уселись по углам.

                       Очень скучно друг без друга!

                       Помириться нужно нам.

                       Я её не обижала,

                       Только мишку подержала,

Информация о работе Формирование навыков социального поведения у детей с отклонениями в развитии