Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).

Содержание

Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

6 -47
6– 19

18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников .doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Московский социально-гуманитарный институт

 

 

 

 

Факультет дефектологии

Кафедра логопедии

 

 

 

 

Дипломная работа на тему:

 

«Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН».

 

 

 

 

 

                                                             Дипломная работа студентки

 

 

 

 

Москва

2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание                                                                       стр.                                                                               

Введение

2-5

 Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.

1.1. Понятие о звуковой культуре  речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в  онтогенезе.

1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.

1.3. Особенности звукопроизношения  и фонематических процессов у  дошкольников с ФФН.

1.4. Сравнительный анализ  методик формирования звукопроизношения  и фонематических процессов у  дошкольников с ФФН.

 

 

 

6 -47

 

6– 19

 

 

18- 40

 

40 -48

Г лава II.  Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.

2.1. Сравнительный анализ  методик по обследованию звукопроизношения  и фонематических процессов у  дошкольников с ФФН.

2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.

2.3. Структура и содержание  эксперимента.  

 

 

49 – 58

 

58 -79

Глава III. Результаты  эксперимента.

3.1. Результаты обследования  звукопроизношения и фонематических  процессов у дошкольников с  нормальным речевым развитием.

3.2.Результаты обследования  звукопроизношения и фонематических  процессов у дошкольников с  ФФН.

3.3. Сравнительный анализ  результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с  нормальным речевым развитием и ФФН.

3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

 

 

 

 

80 - 171

Заключение.

172-175

Библиография.

  176-180

 Приложение.

181-226


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных переходов своей истории. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей с нарушением речи, свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Ежечасно мы слышим в той или иной мере неправильную речь. Даже дикторы телевидения, к сожалению, имеют массу дефектов в произношении: сигматизмы свистящих, шипящих, горловой или одноударной [р] и т.д. Процент речевых нарушений, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. С чем связано столь повальное нарушение звукопроизношения? Вероятно с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые наиболее трудны в коррекции. В профилактике чаще всего именно моторные нарушения (искажения) имеют у ребенка максимальный стаж дефектного произношения. При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно - динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и д.р.)

           Неправильное произношение приносит детям много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Известно, что от степени развития фонематического восприятия, а также от сформированности навыка фонематического анализа и синтеза, т. е. умения расчленять слово на составные части, зависит успешность овладения процессом письма, так как фонематическое развитие есть тот стержень, который позволяет в одинаковых понятиях характеризовать звуковую речь, чтение, письмо (21).Ребенок очень плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одного звука употребляет другой, пишет так как говорит. Своевременная коррекция звукопроизношения и формирования фонематических процессов будет профилактикой вторичных нарушений, что немаловажно для успешного обучения ребенка в школе.

Проблема формирования  фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются учителя – логопеды, воспитатели, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Эта проблема заинтересовала и нас.

Практическая значимость и актуальность данной проблемы для логопедической  практики и определил выбор темы дипломной работы «Использование коррекционно – развивающих игр в преодолении фонетико – фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на  коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.

Объект исследования – дети  старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи (III ур.).

Предмет исследования – процесс коррекции фонетико – фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с патологией речи.

Гипотеза: Если в системе педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения и фонематического восприятия детей старшей логопедической группы активно использовать игровые приемы обучения, то это повысит  речевую активность детей, эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы, что более эффективно скажется на преодолении фонетико – фонематических нарушений.

 

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по  проблеме исследования;
  2. выяснить и оценить современное раскрытие формирования звукопроизношения и фонематического восприятия в методической литературе;
  3. изучить и охарактеризовать нарушения формирования фонетико – фонематических  процессов у детей с различными формами речевых нарушений;
  4. разработать систему занятий с использованием  коррекционно – развивающих игр, направленных на развитие фонематического восприятия и коррекцию звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями и проверить ее эффективность.

В работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение результатов экспериментальной работы; практические: наблюдение, психолого – педагогический эксперимент, количественная и  качественная обработка полученных данных в ходе экспериментального исследования, формирующий эксперимент, контрольный срез.

Исследование проходило в три этапа:

1 этап – изучение психологической, дефектологической литературы по  изучаемой проблеме. Основываясь  на полученные данные определилась  гипотеза, цель, задачи, предмет, объект  и программа экспериментальной  работы.

2 этап – проведение констатирующего и формирующего эксперимента.

3 этап – проведение контрольного  эксперимента, обработка и анализ  полученных результатов, апробация  данных и оформление дипломной  работы.

Практическая значимость: экспериментально разработана система использования коррекционно – развивающих игр по формированию фонетико – фонематического строя речи, мелкой моторики, влияющая на формирование чистой, выразительной, правильной речи.

Базой исследования послужило МДОУ № 1 станицы Староминской Краснодарского края

Итак, наша  дипломная  работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.

 

  1. 1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессов. Развитие этих процессов в онтогенезе.

 

Проблема формирования устной речи и, в частности, произносительной ее стороны рассматривается в различных областях науки: в физиологии (И. П. Павлов, И. М. Сеченов), в психологии (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев,  А. А. Люблинский,  Б. Д. Эльконин),  в  психофизиологии (Н. И. Жинкин, М. М. Кольцова), в лингвистике  (Л. Р. Зиндер), в психолингвистике (А. А. Леонтьев),  в  сурдопедагогике  (Е. И. Андреева, Н. И. Белова,  Ф. А. Рау,  Ф. Ф. Рау,  Н. Д. Шматко  и  др.). 

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни.

Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать  адекватное участие в разных формах коллективной деятельность. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения  со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотной, а при поступлении в школу – для усвоения школьной программы. Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

  1. Отстает психическое развитие ребенка;
  2. Замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;
  3. Появляются нарушения эмоционально – волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);
  4. Возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.

Чтобы разобраться в отклонениях от правильного произношения звуков и фонематических процессов, необходимо хорошо знать закономерности развития речи детей; оно проходит ряд последовательных периодов, имеющих свои особенности и протекающих благоприятно только при известных условиях. Знание условий, необходимых для развития правильной речи, позволит легче справиться с задачей исправления произношения.

В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном  развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард – Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и других подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.

Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию. Но его данные о сроках появления в звуков в произношении приведены по наблюдениям за одним ребенком. Результаты этого исследования, хотя оно проведено вполне квалифицированно, не могут быть взяты на вооружение логопедической  практикой именно потому, что в качестве  объекта наблюдения служил один ребенок: сроки появления тех или иных звуков здесь просто не с чем сравнивать. За последнее время опубликованы работы, в которых излагаются материалы систематических наблюдений за процессом усвоения звуков речи у  четырех детей (А. Д. Салахова  Развитие звуковой стороны речи детей. (Дневник матери).

Г.Л. Розенград – Пупко рассматривает 2 этапа формирования речи: до 2-х лет – подготовительный; от 2-х лет и далее – этап самостоятельного становления речи.

Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить ведущие  периоды речевого развития и в каждом из них определить ту симптоматику, которая должна настораживать педагога в процессе общения с ребенком

Мы останавливаемся подробно на 4-х этапах:

1-й – подготовительный (с момента  рождения до года);

2-й  - преддошкольный (от года  до 3 лет)

3-й – дошкольный (от 3 лет до 7 лет)

4-й – школьный (от 7 лет до 17 лет)

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Итак, первый этап - подготовительный. Почему он так называется? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается?

Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик – первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизирует деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН