Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Следуя логике новых образовательных стандартов, страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского образования посредством истории заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Значение образовательных учреждений в этом процессе переоценить трудно.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции обучающихся.
1.1. Сущностные характеристики понятия «гражданская позиция».
1.2. Особенности формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Формирование гражданской позиции: практико-ориентированный подход.
2.1. Анализ учебно-методического комплекса и учебных программ по истории.
2.2. Педагогические условия формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.
Выводы по Главе 2.
Заключение.
Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

гр позиция история.docx

— 233.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции обучающихся.

1.1. Сущностные характеристики понятия «гражданская позиция».

1.2. Особенности формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.

Выводы по Главе 1.

Глава 2. Формирование гражданской позиции: практико-ориентированный подход.

2.1. Анализ учебно-методического  комплекса и учебных программ  по истории.

2.2. Педагогические условия  формирования гражданской позиции  обучающихся во внеклассной работе по истории.

Выводы по Главе 2.

Заключение.

Библиография.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях переоценки ценностей и смены идеалов формирование гражданской позиции обучающихся является одной из приоритетных. Социальный заказ государства в образовании направлен на формирование  человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах: «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Президентской программе «Дети России» и др., а также в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование гражданского пространства, создание условий для проявления гражданской позиции, взаимодействия всех институтов воспитания составляют основу политики в области образования. Все вышеизложенное подтверждает необходимость рассмотрения проблемы на методическом уровне.

Проблема формирования гражданской позиции занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований. В работах Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.Г. Асмолова, Б.З. Вульфова, Н.Д. Никандрова, Г.Н. Филонова, И.Д. Фрумина, А.В. Беляева, А.С. Гаязова, Г.Я. Гревцевой, Б.Т. Лихачева и других уделяется внимание становлению гражданина. Психолого-педагогический аспект становления позиции личности рассматривают в своих работах как отечественные педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, В.В. Игнатова, Т.Н. Мальковская, В.И. Слободчиков и др.), так и зарубежные (К. Роджерс, Дж. Патрик, С. Шехтер, Э. Фромм и др.). Различные аспекты гражданской позиции обсуждаются в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелик, А.Ю. Лазебниковой, Я.В. Соколова, Р.И. Хмелюк, Л.К. Фомичевой, Ю.А. Маринкиной, А.Ф. Шалич и др.

Эти исследования внесли существенный вклад в теорию и практику формирования гражданской позиции школьников. Однако, аспекту формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории уделяется пока недостаточно внимания, и этим объясняется новизна и  актуальность проблемы нашей дипломной работы.

Следуя логике новых образовательных стандартов, страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского образования посредством истории заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Значение образовательных учреждений в этом процессе переоценить трудно.

Таким образом, проблема формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории объясняется состоянием и тенденциями развития общества и государства.

Актуальность и представленные проблемы современной социо-культурной ситуации обусловили выбор темы дипломной работы:

«Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории».

Цель работы состоит в выявлении педагогических условий формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.

Объект дипломного исследования – система внеклассной работы по истории с обучающимися в общеобразовательных учреждениях.

Предметом представленной работы является процесс формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории деятельности молодежных общественных объединений.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические  основы формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.

2. Проанализировать психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста  контексте формирования гражданской позиции.

3. Уточнить сущность понятия «гражданской позиции» в психолого-педагогической, философской литературе.

4. Определить педагогические условия формирования гражданской позиции  обучающихся во внеклассной работе по истории.

Для решения задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ (изучение философской, педагогической, исторической и социально-психологической литературы, документов и материалов по проблеме исследования); устные и письменные опросы; педагогический эксперимент, включающий методы целенаправленного наблюдения, анкетирования, интервьюирования, коллективные рейтинги; анализ учебно-методического комплекса и документации, а также результов творческой деятельности обучающихся с последующим обобщением и систематизацией полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции обучающихся.

1.1. Особенности формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача формирование социально-активного гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». В новом ФЗ «Об образовании в РФ» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

Для анализа этимологии понятия «гражданская позиция», обратимся к определениям дефиниций «патриот» и «гражданин». В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

Исследователи предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространенным был его синоним – словосочетание «сын отечества». «Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более четко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Патриотизм – качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм – это чувство нравственное и природа его, как и любого чувства, иррациональна. «Прививая это чувство молодому поколению, мы даем ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи». Именно с семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается интерес к истории, прошлому. Патриотизм - сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме и гражданственности судят не по словам, а по делам человека.

Таким образом, настоящим (идеальным) гражданином можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направлены на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. «Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) – лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их».

Следовательно, гражданин – это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.

Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг, которые являются идейными, ценностными детерминантами гражданской позиции.

 «Гражданская позиция – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданская позиция «подпитывается» гражданственностью, патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей», - отмечают А.Н. Вырщиков, Г.Я. Гревцева. Гражданин чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданская позиция можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является гражданственность.

В такой трактовке гражданская позиция интегрирует общечеловеческие правовые и духовные ценности: высокий строй души и чувств, социально-историческую направленность мыслей. «Содержание понятия «гражданская позиция» (социальное, юридическое, политическое, нравственное) существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой». В научной литературе это качество рассматривается в трех основных аспектах.

Первый разрабатывается в юридических исследованиях, регламентирующих роль гражданина в государстве перечнем особых функций. К их числу относятся: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д.

Гражданская ответственность как фундамент гражданской позиции «представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. «Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков». Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом» (Г.Н. Филонов 2004).

По определению Г.Н. Филонова, «гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».

Таким образом, понятие «гражданская позиция» привлекает внимание педагогов, философов, социологов в той или иной степени через такие явления как «гражданственность» и «патриотизм» в рамках гражданского долга и ответственности.

Такие термины как «гражданско-патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» образование и воспитание можно все чаще слышать в педагогической среде. Однако очевидно, что вышеприведенное определение сводит воедино смысл гражданской позиции – это патриотизм, гражданственность, гражданский долг и гражданская ответственность.

 

1.2.Особенности формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.

 

Формирование гражданской позиции обучающихся - целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской ответственности и долга.

 Формирование гражданской  позиции тесно связано с воздействием  массовой информации и переживанием  личного опыта участия в гражданских  отношениях. В отличие от многих  случайных, неупорядоченных воздействий  именно школа может осуществлять  целостность, систематическое влияние  на формирование гражданской  позиции обучающихся.

Современное школьное образование должно противостоять негативным тенденциям в сознании и поведении учащихся старшего школьного возраста, способствовать присущими ей средствами утверждению в обществе правовой культуры, бороться с тенденциями правового нигилизма.

Во-первых, это последовательная реализация правовых, духовно-нравственных и иных элементов гражданской позиции во всех аспектах жизнедеятельности школьного коллектива, в управлении и самоуправлении, в организации учебного процесса, в отношениях учителей, учащихся, родителей.

Во-вторых, это область содержания образования, которая дает учащимся необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.

Гражданская позиция формируется в процессе общего становления личности. Процесс формирования гражданских качеств имеет свои специфические особенности в каждом возрастном периоде, однако наиболее интенсивно он протекает в старшем школьном возрасте.

Информация о работе Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории