Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:26, контрольная работа
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена "готовность к школе" и подходы к его дальнейшему изучению.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие готовности ребёнка к школе………………………………………...3
2. Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению…………………………………………………………….7
3. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16
К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно - личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.[3,стр.85]
Личностная готовность к школе включает так же определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющие позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы.
С
того момента как в сознании ребенка
представление о школе
И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития сферы произвольности. Особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и помощью специальных методик.
Достаточно широко известны ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания – срисовывание письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работы по образцу. Аналогично этим заданиям методика Н.И. Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв. Так же существуют более простые методические приемы.
Задание
А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты»
и «Нарисуй ручки для зонтиков».
И мышиные хвосты и ручки также представляют
собой элементы букв. Нельзя не упомянуть
еще две методики Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера:
графический диктант и «Образец и правило».
Выполняя первое задание, ребенок на листке
в клеточку от поставленных предварительно
точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям
психолога. Более сложная методика «Образец
и правило» предполагает одновременное
следование в своей работе образцу (дается
задание нарисовать по точкам точно такой
же рисунок, как данная геометрическая
фигура) и правилу (оговаривается условие:
нельзя проводить линию между одинаковыми
точками, т.е. соединять кружок с кружком,
крестик с крестиком, треугольник с треугольником).
Ребенок старается выполнить задание,
может рисовать фигуру, похожую на заданную,
пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться
только на правило, соединяя разные точки
и не сверяясь с образцом. Таким образом,
методика выявляет уровень ориентировки
ребенка на сложную систему требований.
3.
Изучение проблемы готовности
к школьному обучению
в отечественной и зарубежной
психологии
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
В
психологическом словаре
В.С.
Мухина утверждает, что готовность
к школьному обучению - это желание
и осознание необходимости
Наиболее полно понятие "готовность к школе" дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая и интеллектуальная готовность.
Новое
отношение ребенка к окружающей
среде, возникающее при поступлении
в школу, Л.И. Божович назвала "внутренней
позицией школьника", считая это
новообразование критерием
В своих исследованиях Т.А. Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его "внутренней позиции". [5, c.34]
А.Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во "внутренней позиции".
В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах.
Надо отметить, что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному обучению пользуются понятием "школьная зрелость", исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер, Врунер - критикуют положения концепции "школьной зрелости" и подчеркивают роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.
Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно сделать вывод, что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.
В
работах отечественных
Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться.
В исследованиях А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова показано, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.
В.В.
Давыдов считает, что ребенок
должен владеть мыслительными
В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Обсуждая
проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин
на первое место ставил сформированность
необходимых предпосылок
Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
К 6 - 7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет словоизмерением, образованием времен, правилами составления предложения.
Речь
у детей дошкольного и младшего
школьного возрастов
Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи не возможно, как и отдельно провести психодиагностику мышления и речи.
Усвоение
грамматических форм языка и приобретение
большего активного словаря позволяют
им в конце дошкольного возраста
перейти к конкретности речи.
Заключение
Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.
Были выявлены следующие центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:
Для детей, которые имеют низкий уровень сформированности психологической готовности к школе, была предложена коррекционная программа, включающая в себя развивающие игры, позволяющие продвинуть вперёд психическое и личностное развитие детей и ориентироваться в межличностном взаимодействии со сверстниками для создания совместной деятельности.
Информация о работе Современные проблемы исследования проблем специальной готовности ребенка к школе