Современные проблемы исследования проблем специальной готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:26, контрольная работа

Краткое описание

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена "готовность к школе" и подходы к его дальнейшему изучению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие готовности ребёнка к школе………………………………………...3
2. Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению…………………………………………………………….7
3. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

контр3.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

     К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно - личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.[3,стр.85]

     Личностная  готовность к школе включает так  же определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющие позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы.

     С того момента как в сознании ребенка  представление о школе приобрело  черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника.

     И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития сферы произвольности. Особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и помощью специальных методик.

     Достаточно широко известны ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания – срисовывание письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работы по образцу. Аналогично этим заданиям методика Н.И. Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв. Так же существуют более простые методические приемы.

     Задание А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты»  и «Нарисуй ручки для зонтиков». И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв. Нельзя не упомянуть еще две методики Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера: графический диктант и «Образец и правило». Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям психолога. Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком, треугольник с треугольником). Ребенок старается выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований. 

3. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии 

     Психологическая готовность к обучению в школе  рассматривается на современном  этапе развития психологии как комплексная  характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

     В психологическом словаре понятие "готовность к школьному обучению" рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

     В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание  и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. [4, c.113]

     Наиболее  полно понятие "готовность к школе" дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая и интеллектуальная готовность.

     Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении  в школу, Л.И. Божович назвала "внутренней позицией школьника", считая это  новообразование критерием готовности к обучению.

     В своих исследованиях Т.А. Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его "внутренней позиции". [5, c.34]

     А.Н. Леонтьев считает непосредственно  движущей силой развития ребенка  его реальную деятельность с изменениями  во "внутренней позиции".

     В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному  обучению уделяется за рубежом. При  решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах.

     Надо  отметить, что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов  есть немало общего. Многие из них при  изучении готовности к школьному обучению пользуются понятием "школьная зрелость", исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер, Врунер - критикуют положения концепции "школьной зрелости" и подчеркивают роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.

     Делая сравнительный анализ зарубежных и  отечественных исследований, можно  сделать вывод, что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.

     В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое  исследование проблемы готовности к  школе.

     Составными  компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

  1. мотивационная (личностная);
  2. интеллектуальная;
  3. эмоционально - волевая.

     Мотивационная готовность - наличие у ребенка  желания учиться.

     В исследованиях А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова показано, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

     В.В. Давыдов считает, что ребенок  должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего  мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. [5, c.58]

     В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической  готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

     Обсуждая  проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной  деятельности.

     Анализируя  эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

     К 6 - 7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет словоизмерением, образованием времен, правилами составления предложения.

     Речь  у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается  параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно - логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает  речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления.

     Полностью разделить лингвистический и  психологический виды анализа речи не возможно, как и отдельно провести психодиагностику мышления и речи.

     Усвоение  грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют  им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.  
 
 
 

     Заключение 

     Проблема  готовности детей к обучению в  школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.

     Критерии  готовности или неготовности к школьному  обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.

     Были  выявлены следующие центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:

  1. новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
  2. в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов;
  3. в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
  4. в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

     Для детей, которые имеют низкий уровень  сформированности психологической  готовности к школе, была предложена коррекционная программа, включающая в себя развивающие игры, позволяющие  продвинуть вперёд психическое и личностное развитие детей и ориентироваться в межличностном взаимодействии со сверстниками для создания совместной деятельности.

Информация о работе Современные проблемы исследования проблем специальной готовности ребенка к школе