Научное обоснование роли игры в жизни ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 20:17, реферат

Краткое описание

На уроках русского языка, как правило, применяются лингводидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что в игру вводят определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык Учащимся такие виды заданий очень нравятся, и качество усваивания того или иного материала значительно возрастает.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 49.56 Кб (Скачать файл)

 

   Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

1.4. Лингводидактические игры на уроках русского языка.

    Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является именно лингводидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию лингводидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.  

   Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что лингводидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости школьника.  

  Таким образом, можно сделать вывод, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.  

      Приведем некоторые лингводидактические игры, которые возможно использовать на уроках русского языка при изучении раздела «Фонетика» в 5 классе:

    1. Игра «Кто живет в доме?» Ученики должны заполнить окошки в домике:
      • Согласные звуки звонкие парные;
      • Буквы, обозначающие два звука;
      • Согласные звуки всегда звонки;
      • Согласные звуки всегда глухие;
      • Согласные звуки глухие (парные);
      • Гласные звуки.
    1. Игра «Крестики – нолики». Учитель читает слова, а ученики рисуют в квадрат с цифрой крестик, если е,ё,ю,я обозначают 2 звука , и нолик, если один звук. Кто самый внимательный?

Ель, моя, сельдь, поел, вьют, мясо, яма, ёж, река.

    1. Игра «Построй слово». Дан «строительный материал»- звуки [a],[б],[в], [г], [о], [р]. Составьте и запишите как можно больше слов с этими звуками. Почему не подходят слова: враг, ров, рог, раб?
    2. Игра «Угадай слово». Дается транскрипция слов, учащимся же нужно записать слова, например: [ л,йот ]- льёт, [м,от ] – мёд.
    3. Игра «Салат». В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
      • в слове 2 слога, 7букв, 6 звуков (морковь),
      • в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),
      • в слове 1слог, все согласные звуки твердые, (лук)
      • в слове 4 слога (помидоры) .

В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

6. Игра «В зоопарке». Ребята были  в зоопарке. Но смотрели не  всех зверей, а только тех, в  названии которых три слога. Победит  тот, кто запишет больше животных.

7. Игра «Новоселье». Звери и птицы  построили многоэтажный дом. Когда  же стали заселяться, то начались  споры, кому, где жить. И тогда  решили: те животные , чьи названия  состоят из одного слога, пусть  живут на первом этаже, чьи  названия из двух слогов –  на втором этаже и т.д.

Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: ласка, еж, барсук, енот, куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай.

7. Игра «Рыбалка». Однажды Вова с Сашей отправились ловить рыбу. После рыбалки они решили поделить рыбу. Вове досталась рыба, в названии которой один слог, а Саше – та рыба, в названии которой два слога. Учащиеся должны записать, кому что досталось, например: Вове досталися сом, ерш, лещ, язь, линь, а Саше - карась, щука, плотва, налим, угорь, окунь, жерех.

8. Игра «В магазине». Мама попросила вас купить что-то в магазине. В списке, который вы должны записать в алфавитном порядке, это будет 3,5,6,8,10,12. Что попросила вас купить мама?

Торт, печенье, булка, конфеты, мороженое, лимонад, компот, ватрушка, пирог, сок, лимоны, груши, капуста, морковь.

Заключение

Многообразие учебных ситуаций позволяет активизировать развитие познавательной деятельности учащихся. Так же ее развитие не может происходить без эмоционального развития, которому способствуют разные виды и формы игр, используемые практически на каждом уроке. Нередко детям предлагается составить, придумать свою игру, что тоже стимулирует проявление активности учащихся. Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом. 

  В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. 

  Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки учебной (дидактической) игры учитель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на проведение игр с детьми. Часто среди учителей бытует мнение: ”Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же мы будем учить с ними правила?”. Однако, мне кажется, что проблемы эти по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания школьников.

Итак, подводя итоги работы, можно сделать вывод о том, что:

  • Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура определяется обществом.
  • На данный момент существует множество классификаций игр, все они различаются по основе разделения.
  • Лингводидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе
  • Лингводидактические игры имеют огромное значение при обучении младших школьников.
  • Эффективность применения лингводидактических игр на уроках в средней школе была доказана опытом  многих педагогов и психологов.

 

   Лингводидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути урока, и не придавать игре характер обычного упражнения. 

   Положительно лингводидактические игры влияют  на развитие школьников, им предоставляется возможность работать в группе, решать различные учебные задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. Следовательно, игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, воображения.

В процессе игры воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т.е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи. Игры положительно влияет на формирование и сплочение коллектива. 

  Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала.

Большую помощь игра оказывает в сплочении коллектива школьников, через работу в группах и взаимную поддержку. На уроке, школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают как проходит время, они увлечены. Если игра проводится в начале урока, дети на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность, в середине, конце урока игра позволяет сосредоточить внимание, поддержать интерес к уроку.  

Если использовать игры на протяжении всего начального обучения, несомненно, они будут способствовать повышению интереса к русскому языку и учащиеся, переходя из класса в класс для дальнейшего обучения, будут проявлять больший интерес к данному предмету, будут иметь более глубокие знания в этой области.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы для средней школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.

 Главная цель школьной  реформы – повышение качества  обучения и образования школьников. Таким образом, можно отметить  бесспорный для нас факт, что  использование лингводидактических  игр на уроках русского языка  значительно повышает качество  образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную  мотивацию детей, и тем самым  повышает качество образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1983;
  2. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.,1991;
  3. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой, М.,1991;
  4. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. Начальная школа. № 11 2001г;
  5. «Игра как нестандартная форма учета знаний», «Начальная школа», 1994/12;
  6. «Игры и игровые задания на уроках природоведения», «Начальная школа», 1994/3;
  7. «Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемым написанием», «Начальная школа», 1995/1;
  8. Казанский О.А. Игры в самих себя., М., 1995;
  9. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 г;
  10. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.,1994;
  11. Макаренко А. С. Соч. М., 1957, т. IV;
  12. Минский Е. М. От игры к знаниям., М., 1982;
  13. Сухомлинский В.А. О воспитании, М. 1985;
  14. Степанова О.А. Научно- методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 8, 2003 г.;
  15. «Творческая игра по русскому языку»,  «Начальная школа», 1994/10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. – 1991. – С.17

2 Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – 1994. – С.25


Информация о работе Научное обоснование роли игры в жизни ребенка