Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 18:18, курсовая работа
Актуальность. Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.… Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения, общения
Показатели тревожности по данным опроса родителей старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп:
| № | Выборки | Отклонения от среднего | Квадраты отклонений | |||
| В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | |
| 1 | 5 | 15 | -4.2 | 1.13 | 17.64 | 1.2769 | 
| 2 | 16 | 16 | 6.8 | 2.13 | 46.24 | 4.5369 | 
| 3 | 7 | 18 | -2.2 | 4.13 | 4.84 | 17.0569 | 
| 4 | 15 | 17 | 5.8 | 3.13 | 33.64 | 9.7969 | 
| 5 | 8 | 12 | -1.2 | -1.87 | 1.44 | 3.4969 | 
| 6 | 15 | 18 | 5.8 | 4.13 | 33.64 | 17.0569 | 
| 7 | 12 | 14 | 2.8 | 0.13 | 7.84 | 0.0169 | 
| 8 | 15 | 18 | 5.8 | 4.13 | 33.64 | 17.0569 | 
| 9 | 7 | 13 | -2.2 | -0.87 | 4.84 | 0.7569 | 
| 10 | 4 | 6 | -5.2 | -7.87 | 27.04 | 61.9369 | 
| 11 | 5 | 5 | -4.2 | -8.87 | 17.64 | 78.6769 | 
| 12 | 6 | 6 | -3.2 | -7.87 | 10.24 | 61.9369 | 
| 13 | 8 | 18 | -1.2 | 4.13 | 1.44 | 17.0569 | 
| 14 | 8 | 13 | -1.2 | -0.87 | 1.44 | 0.7569 | 
| 15 | 7 | 19 | -2.2 | 5.13 | 4.84 | 26.3169 | 
| Суммы: | 138 | 208 | 0 | -0.05 | 246.4 | 317.7335 | 
| Среднее: | 9.2 | 13.87 | ||||
 
ЗАНЯТИЕ 1.
“ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения подростков, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги , краски , макеты кочек.
"Ребята, сейчас мы с вами 
будем одной большой гусеницей 
и будем все вместе 
Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Все движения выполняются под музыку.
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть .
Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, любимое занятие
4. Упражнение “ Качели”
Дети в парах . Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.
Один из игроков выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.
На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей”.
Ритуал прощания: участники берутся за руки и мысленно посылают друг другу позитивные мысли и пожелание успеха.
ЗАНЯТИЕ 2.
“МОЁ ИМЯ”
Цель : раскрытие своего “Я”, формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования.
2. Упражнение “ Узнай по голосу”
Дети встают в круг , выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать товарища по голосу.
3. Игра “ Моё имя”
Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают .
Индивидуальный рисунок-ассоциация со своим именем.
4. Игра “ Разведчики”
Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
5. Рисование самого себя.
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
6. Упражнение “ Доверяющее падение”
Дети встают друг против друга и сцепляют руки . Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.
ЗАНЯТИЕ 3.
“НАСТРОЕНИЕ”
Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Материалы для занятия: магнитофон , спокойная музыка, краски, альбомные листы с изображением круга-мандалы.
2. Упражнение “ Возьми и передай”
Дети встают в круг , берутся за руки , смотрят друг другу в глаза и мимикой передают настроение, добрую улыбку. Важно закончить на хорошем настроении.
3. Упражнение “Неваляшка”
Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка , двое других раскачивают эту неваляшку.
4. Рисование мандалы на тему “ Моё настроение”
После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.
6. Упражнение “ Закончи предложение”
Подросткам предлагается закончить предложение : Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; я обычно боюсь…
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 4.
“ ЭМОЦИИ”
Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материал к занятию: магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; принесенные из дома подростками собственные фотографии с запечатленными различными настроениями.
2. Упражнение “ Злые и добрые кошки”
Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.
3. Игра-ассоциация 
“ На что похоже моё 
Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.
4. Упражнение « Портрет настроения»
Дети работают в группе с заготовленными фотографиями. Задание: рассказать группе о том какое настроение на каждой фотографии, совместная работа по группированию фотографий со сходными настроениями. Обсуждение: Сколько групп настроений вышло?Какое настроение доминирует у каждого участника? Какое считаете оптимальным для себя?
5. Рисование на тему “ Автопортрет”
Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия.
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
 
ЗАНЯТИЕ 5.
“ НАШИ СТРАХИ”
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса подростка.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".
3. Упражнение “ Расскажи свой страх”
Психолог рассказывает участникам о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись, когда были маленькими, чего опасаются теперь.
4. Рисование на тему “ Чего я опасаюсь..”
Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
5. Упражнение “ Чужие рисунки”
Участники по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись и как им можно помочь. Все страхи остаются в кабинете у психолога.
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
 
ЗАНЯТИЕ 6.
“ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”
Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.
2. Драма сказки «Змей –Горыныч»
Участники выбирают ведущего – он страшный дракон. Он становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Остальные отвечают : “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов группы дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате. Обсуждение: Что олицетворяет дракон для каждого участника? Каким способом можно превратить его в воробья?
4. Упражнение-сочинение “ Фильм ужасов по кругу”
Дети сочиняют вместе страшную историю. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Фильм должен нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное. Обсуждение: Ваше эмоциональное состояние в начале истории, в середине, в конце? Стоит ли смотреть страшные фильмы и играть в ужасы за компьютером?
"Представьте себе, что наш 
парусник плывет по волнам, но 
вдруг он остановился. Давайте 
поможем ему и пригласим на 
помощь ветер. Вдохните в себя 
воздух, сильно втяните щеки... А 
теперь шумно выдохните через 
рот воздух, и пусть вырвавшийся 
на волю ветер подгоняет 
Упражнение можно повторить 3 раза.
6. Упражнение “ Я тебя не боюсь”
Один ребенок стоит перед психологом , остальные начинают его пугать по очереди. Участник громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не боюсь!”
Информация о работе Личностно-социальное развитие детей с нарушением речи