Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 18:18, курсовая работа
Актуальность. Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.… Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения, общения
Результаты исследования показали, что у старших дошкольников с нормальным речевым развитием достоверно ниже уровень тревожности, чем у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Данные диагностики самооценки также указывают на то, что больше случаев неадекватной самооценки (как завышенной, так и заниженной) в группе старших дошкольников с речевыми нарушениями. Самосознание старших дошкольников с речевыми нарушениями значимо отличается от самосознания дошкольников с нормальным речевым развитием.
Следовательно, гипотеза исследования подтверждена, старшие дошкольники с нормальным речевым развитием и речевыми нарушениями имеют значимые различия в основных личностных характеристиках, в частности, уровне тревожности, самооценке.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М «Уровень тревожности ребенка»
      Методика Лаврентьева 
Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности 
ребенка" предназначена для выявления 
уровня детской тревожности на основе 
сопоставления результатов наблюдения, 
полученных от самого исследователя, родителей 
ребенка и воспитателей.  
Положительный ответ на каждое из предложенных 
утверждений оценивается в 1 балл.
 
1. Не может долго работать, не 
уставая.  
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.  
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.  
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, 
скован.  
5. Смущается чаще других.  
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.  
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.  
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.  
9. Руки у него обычно холодные и влажные.  
10. У него нередко бывает расстройство 
стула.  
11. Сильно потеет, когда волнуется.  
12. Не обладает хорошим аппетитом.  
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.  
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.  
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.  
16. Часто не может сдержать слезы.  
17. Плохо переносит ожидание.  
18. Не любит браться за новое дело.  
19. Не уверен в себе, в своих силах.  
20. Боится сталкиваться с трудностями.  
Суммируйте количество баллов, чтобы получить 
общий балл тревожности.  
Высокая тревожность — 15—20 баллов  
Средняя — 7—14 баллов  
Низкая — 1—6 баллов.
Приложение Б
Методика " Лесенка" ( авт.В.Г.Щур)
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 4-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
 
Приложение В
Таблица 1 Сводная таблица результатов по методикам исследования в группе старших дошкольников с нормальным речевым развитием
| № испытуемого | Индексы тревожности, % | Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. | Самооценка, «Лесенка» Щур | 
| 1 | 21 | 5 | адекватная | 
| 2 | 57 | 16 | завышенная | 
| 3 | 35 | 7 | адекватная | 
| 4 | 57 | 15 | адекватная | 
| 5 | 48 | 8 | адекватная | 
| 6 | 57 | 15 | адекватная | 
| 7 | 35 | 12 | адекватная | 
| 8 | 57 | 15 | заниженная | 
| 9 | 48 | 7 | адекватная | 
| 10 | 35 | 4 | адекватная | 
| 11 | 24 | 5 | адекватная | 
| 12 | 25 | 6 | адекватная | 
| 13 | 25 | 8 | адекватная | 
| 14 | 35 | 8 | адекватная | 
| 15 | 29 | 7 | адекватная | 
Таблица 2 Сводная таблица результатов по методикам исследования в группе старших дошкольников с речевыми нарушениями
| № испытуемого | Индексы тревожности, % | Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. | Самооценка, «Лесенка» Щур | 
| 1 | 71 | 15 | адекватная | 
| 2 | 71 | 16 | завышенная | 
| 3 | 71 | 18 | адекватная | 
| 4 | 57 | 17 | заниженная | 
| 5 | 48 | 12 | адекватная | 
| 6 | 57 | 18 | адекватная | 
| 7 | 48 | 14 | адекватная | 
| 8 | 57 | 18 | заниженная | 
| 9 | 57 | 13 | заниженная | 
| 10 | 48 | 6 | адекватная | 
| 11 | 24 | 5 | адекватная | 
| 12 | 48 | 6 | адекватная | 
| 13 | 57 | 18 | завышенная | 
| 14 | 48 | 13 | адекватная | 
| 15 | 71 | 19 | заниженная | 
Приложения Г
Порядок расчета по Т-критерию Стьюдента
Показатели тревожности старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп по методике Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена:
| № | Выборки | Отклонения от среднего | Квадраты отклонений | |||
| В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | |
| 1 | 21 | 71 | -18.2 | 15.47 | 331.24 | 239.3209 | 
| 2 | 57 | 71 | 17.8 | 15.47 | 316.84 | 239.3209 | 
| 3 | 35 | 71 | -4.2 | 15.47 | 17.64 | 239.3209 | 
| 4 | 57 | 57 | 17.8 | 1.47 | 316.84 | 2.1609 | 
| 5 | 48 | 48 | 8.8 | -7.53 | 77.44 | 56.7009 | 
| 6 | 57 | 57 | 17.8 | 1.47 | 316.84 | 2.1609 | 
| 7 | 35 | 48 | -4.2 | -7.53 | 17.64 | 56.7009 | 
| 8 | 57 | 57 | 17.8 | 1.47 | 316.84 | 2.1609 | 
| 9 | 48 | 57 | 8.8 | 1.47 | 77.44 | 2.1609 | 
| 10 | 35 | 48 | -4.2 | -7.53 | 17.64 | 56.7009 | 
| 11 | 24 | 24 | -15.2 | -31.53 | 231.04 | 994.1409 | 
| 12 | 25 | 48 | -14.2 | -7.53 | 201.64 | 56.7009 | 
| 13 | 25 | 57 | -14.2 | 1.47 | 201.64 | 2.1609 | 
| 14 | 35 | 48 | -4.2 | -7.53 | 17.64 | 56.7009 | 
| 15 | 29 | 71 | -10.2 | 15.47 | 104.04 | 239.3209 | 
| Суммы: | 588 | 833 | -0 | 0.05 | 2562.4 | 2245.7335 | 
| Среднее: | 39.2 | 55.53 | ||||
Информация о работе Личностно-социальное развитие детей с нарушением речи