В чем заключается сущность понятий «Педагогический процесс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

«Педагогика» − слово греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «pais» − дитя и «ago» − веду, воспитываю. Буквальный перевод − «детовождение» или искусство воспитания. Педагогом в Древней Греции называли раба, водившего за руку в школу ребенка своего хозяина. Учителем был другой раб, образованный. Затем это слово стали употреблять в более широком смысле − вести ребенка по жизни, учить его и воспитывать. Наука педагогика родилась в конце XVII века, когда появились массовые школы и первые педагогические работы. К приоритетам педагогической науки относятся: мир, человек, экология и сотрудничество.

Содержание

Педагогическая деятельность 10
Педагогическое взаимодействие 13
Педагогическая технология 16
Педагогическая задача 19

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Контрольная работа.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Продуктивный вариант  построения процесса обучения показан в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание продуктивного варианта построения процесса обучения.

№ п/п

Содержание звеньев

Этапы

 

1

Восприятие или самостоятельное  формулирование условий задачи. Анализ условия задачи. Воспроизведение (или восполнение) необходимых для решения знаний. Прогнозирование процесса и результатов, формулирование гипотезы. Составление плана (проекта, программы) решения.

Ориентировочный

 

2

Попытка решения задачи на основе известных способов.

Переконструирование плана решения, нахождение нового способа.

Исполнительский

 

3

Решение задачи новым  способом. Проверка решения.

Введение полученного  знания (способа) в имеющуюся у  студента систему. Выход на новые  проблемы.

Контрольно-

систематизирующий


При этом подходе добывания и применения знаний носит поисковый, творческий характер. Стимулируются самоанализ, саморегуляция и инициатива. В настоящее время этот вариант находит самое широкое применения в образовательной практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, синтезирующей в себе данные многих естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития общественных отношений. Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Сущность педагогической науки раскрывается в наиболее общих  понятиях таких как педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология и педагогическая задача.

Педагогический процесс  представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру.

Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса.

Педагогическая задача – это желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс.

Основное содержание деятельности педагога включает выполнение нескольких функций − обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих педагогов одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для педагога вуза сочетание педагогической и научной деятельности.

Продуктом педагогической деятельности выступает формируемый у обучающихся индивидуальный опыт. Он включает совокупность аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных и оценочных компонентов.

Результатом педагогической деятельности является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется в сопоставлении качеств обучающихся в начале обучения и по его завершению во всех планах развития человека.

При анализе профессиональной деятельности используется функциональный подход. Функции определяют действия и способы решения профессиональных задач. С другой стороны, функция − это признак системного явления, такая его качественная характеристика, которая направлена на сохранение, поддержание и развитие системы. Устойчивость функциональных компонентов определяется их связью со структурными компонентами и между собой.

В педагогической системе  выделено пять элементов: цель, содержание, средства, обучающийся и педагог. Все связаны между собой (каждый с каждым). Им поставлены в соответствие пять фундаментальных компонентов деятельности педагога с той же структурой связей проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический (исследовательский).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. Учеб пособие для студ. пед. ин-тов 2-е изд., доп. и перераб. − М.: Просвещение, 1988. − 479 с.;
  2. Боголюбов В. Эволюция педагогических технологий// "Школьные технологии" № 4 2004.;
  3. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260с.;
  4. Кларин М.В. Педагогическая технология в педагогическом процессе. Анализ зарубежного опыта. − М.: Знание, 1989. − 80 с.;
  5. Лачугина Ю. Н. Психология и педагогика. Ч. 2. Педагогика: учебное пособие / Ю. Н. Лачугина. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 52 с.;
  6. Подласый И.П. Педагогика  − М., 1999;
  7. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии"/ Под редакцией С.А.Смирнова, М., 2000.

1 Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.

2 Бабанский Ю.К. Педагогика. Учеб пособие для студ. пед. ин-тов 2-е изд., доп. и перераб. − М.: Просвещение, 1988. − 479с.

3 Кларин М.В. Педагогическая технология в педагогическом процессе. Анализ зарубежного опыта. − М.: Знание, 1989. − 80 с.




Информация о работе В чем заключается сущность понятий «Педагогический процесс»