В чем заключается сущность понятий «Педагогический процесс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

«Педагогика» − слово греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «pais» − дитя и «ago» − веду, воспитываю. Буквальный перевод − «детовождение» или искусство воспитания. Педагогом в Древней Греции называли раба, водившего за руку в школу ребенка своего хозяина. Учителем был другой раб, образованный. Затем это слово стали употреблять в более широком смысле − вести ребенка по жизни, учить его и воспитывать. Наука педагогика родилась в конце XVII века, когда появились массовые школы и первые педагогические работы. К приоритетам педагогической науки относятся: мир, человек, экология и сотрудничество.

Содержание

Педагогическая деятельность 10
Педагогическое взаимодействие 13
Педагогическая технология 16
Педагогическая задача 19

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Контрольная работа.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине:                                             Педагогика                                                                                                                                               

На тему:                В чем заключается сущность понятий «Педагогический          

процесс», «Педагогическая деятельность», «Педагогическое

  взаимодействие», «Педагогическая технология»,                                    

                          «Педагогическая задача»?                                 

 

Вариант №                                                            2                                                   

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Педагогическая деятельность 10

Педагогическое взаимодействие 13

Педагогическая технология 16

Педагогическая задача 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

«Педагогика» − слово греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «pais» − дитя и «ago» − веду, воспитываю. Буквальный перевод − «детовождение» или искусство воспитания. Педагогом в Древней Греции называли раба, водившего за руку в школу ребенка своего хозяина. Учителем был другой раб, образованный. Затем это слово стали употреблять в более широком смысле − вести ребенка по жизни, учить его и воспитывать. Наука педагогика родилась в конце XVII века, когда появились массовые школы и первые педагогические работы. К приоритетам педагогической науки относятся: мир, человек, экология и сотрудничество.

Сущность педагогической науки раскрывается в наиболее общих  понятиях таких как развитие, воспитание, образование, обучение, формирование, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология и педагогическая задача, педагогическая система, педагогический процесс, процесс обучения, педагогическая ситуация, образовательная система, обученность, обучаемость, педагогический контроль, педагогическая диагностика, самовоспитание и самообразование. Их называют основными категориями педагогики. 

Педагогика − разветвленная система наук о воспитании. Зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как отрасли общей педагогики. Они определяются особенностями объекта воспитания и обучения: возрастом, профессией, психофизиологическими данными. В структуру педагогической науки входят: педагогические теории, педагогические системы и педагогические технологии.

Педагогика тесно связана  со многими дисциплинами. Но наиболее тесно с психологией, физиологией, философией, социологией, медицинскими науками, демографией и др. Тесная связь педагогики проявляется с такими областями философии, как этика, которая дает представление о путях нравственного формирования человека, и эстетика, раскрывающая принципы ценностного отношения к миру.

Педагог в процессе обучения организует эмоционально- интеллектуальное взаимодействие в системе «преподаватель-обучающийся». Вовлекает, по возможности, всех в активную учебную работу (восприятие содержательной учебной информации, анализ ее выражения и принятие различных позиций, мнений и т.д.); проводит оперативную диагностику обучающихся с целью выявления их мотивации, потребностей, интереса к теоретическому и практическому материалу; создает педагогические ситуации, в которых обучающиеся осуществляют аналитическую, сравнительно-сопоставительную, рефлексивнооценочную деятельность: включает активные методы, средства и организационные формы обучения в преподаваемую учебную дисциплину; связывает содержательную учебную информацию с жизнью, практикой и будущей профессией.

Данная  контрольная  работа написана на тему «В чем заключается сущность понятий «Педагогический процесс», «Педагогическая деятельность», «Педагогическое взаимодействие», «Педагогическая технология», «Педагогическая задача»?»

При написании работы были использованы учебники, в частности: «Педагогика» под редакцией Бабанского Ю.К. Учеб пособие для студентов 2-е изд.− М.: Просвещение, 1988; «Педагогика» под редакцией Подласый И.П.− М., 1999; Педагогика высшей школы: Учебное пособие под редакцией Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. − Новосибирск: САФБД, 2008.

Педагогический процесс

 

 

Педагогический процесс  – одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки. Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс призван обеспечить выполнение социального заказа общества на образование, реализацию положения Конституции РФ о праве на образование, а также действующего законодательства об образовании. Педагогический процесс – это система, и как всякая система он имеет определенную структуру.

Структура   – это расположение элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними. Понимание связей очень важно, так как, зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать задачу улучшения организации, управления и качества данного процесса.

Педагогический процесс  – это трудовой процесс, и, как в других трудовых процессах, в педагогическом выделяют объекты, средства и продукты труда. Объект трудовой деятельности педагога – это развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Средства (или орудия) труда в педагогическом процессе очень специфичны; к ним относятся не только учебно-методические пособия, демонстрационные материалы и т. п., но и знания педагога, его опыт, его духовные и душевные возможности. На создание продукта педагогического труда собственно и направлен педагогический процесс – это знания, умения и навыки, полученные учащимися, уровень их воспитанности, культуры, т. е. уровень их развития.

Педагогическому процессу присуща определенная совокупность характеристик (схема 1).

Схема 1 - Характеристики и свойства педагогического процесса

Целостность, подчеркивающая подчиненность всех составляющих его процессов единой цели − образовательной, развивающей и воспитательной. Целостность педагогического процесса обеспечивается единством целей воспитания, обучения и развития личности, наличием определенной учебно-воспитательной программы.

Управляемость − процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Системность - педагогический процесс как целостная система объединяет взаимосвязанные относительно самостоятельные процессы: сплочение коллектива и развитие его воспитательных функций; организация учебного труда; организация внеучебной творческой деятельности. Педагогический процесс характеризуют, мотивы, цели, задачи, содержание, методы, организационные формы взаимодействия педагогов и обучающихся, достигаемые при этом результаты.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия четырех его структур: воспитательной, дидактико-методической, психологической и эргономической.

Содержательность педагогического процесса определена в специальных программах, отражающих основы человеческого опыта в области социальных отношений, идеологии, производства, труда, науки и культуры.

Результативность педагогического процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые изменения в соответствии с поставленной целью.

Прогнозируемость - на основе накопленных данных о результатах протекания педагогического процесса позволяет предвидеть дальнейшее развитие компонентов, входящих в его структуру, а также направления подготовки обучающихся.

Правильное представление  о сущности целостного педагогического  процесса является лишь начальным этапом познания этого сложного явления. Обязательным и непременным свойством любой научной теории, в том числе и педагогической науки, является её проникновение в сущность причинно-следственных связей, тех закономерностей, которые раскрывают механизм исследуемых явлений и процессов.

Закономерность целостного педагогического процесса − проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на его характер и протекание. Закономерности обладают спецификой, которая может быть кратко охарактеризована следующим образом:

  1. закономерности целенаправленной, сознательной деятельности людей (операционально-деятельностные);
  2. закономерности отражают необходимые, существенные связи между основными содержательными компонентами целостного педагогического процесса. С их помощью устанавливаются принципы организации и управления педагогическим процессом, отбор содержания воспитания и обучения; направленность взаимодействия педагога и обучающегося;
  3. большинство закономерностей педагогического процесса недолговечны, они носят исторический характер и подвержены изменениям образовательно-воспитательных парадигм и их сменами.

Педагогический процесс выполняет следующие функции: воспитательную, образовательную, развивающую и социальную. Знание свойств и психолого-педагогических основ педагогического процесса помогает определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения качества образования и устранения недостатков. Психолого-педагогические основы целостного педагогического процесса показаны на схеме 2.

Схема 2 - Психолого-педагогические основы педагогического процесса

Средством познания и  управления педагогическим процессом  является его моделирование. В модели педагогического процесса отражаются объективные, не зависящие от условий его протекания закономерности. Основными движущими силами педагогического процесса являются саморазвитие и самосовершенствование личности.

Саморазвитие личности − процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности, основанием которого служит присвоение социального опыта и достижений культуры, воплощенных в реалиях, вовлекаемых в процесс той или иной деятельности.

Самосовершенствование личности − формирование осознанного личного идеала, сопоставление с которым часто вызывает у человека недовольство собой и стремление изменить себя. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно себя и своих поступков.1

 

1.2 Педагогическая деятельность

 

 

Педагогическая деятельность − особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. Структура педагогической деятельности включает:

  1. знание педагогом потребности тенденций общественного развития и основных требований, предъявляемых к человеку;
  2. многообразные научные знания, умения, навыки, основы опыта, накопленного человечеством, в области производства, культуры и общественных отношений, которые затем в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
  3. собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуицию;
  4. высочайшую политическую, нравственную и эстетическую культуру.

Педагогическая деятельность является сложно организованной системой различных видов деятельности. К ним относятся:

  1. деятельность педагога, обучающего непосредственно;
  2. деятельность по обобщению опыта обучения. Она состоит в сопоставлении процедур обучения и выделении наиболее эффективных приемов и способов обучения − деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения;
  3. деятельность, направленная на построение учебных средств, учебных предметов;
  4. деятельность программирования, составления учебных программ;
  5. рефлексивная деятельность.

Педагогическая деятельность характеризуется активностью педагога в процессе обучения. Она рассматривается как организационно-управленческая деятельность (средство управления учебной деятельностью), понимание сознания обучающегося и организация понимания.

Существенным моментом работы педагога является коммуникация и понимание состояния обучающегося. Понимание значит систематическое становление на его внутреннюю точку зрения, понимание изнутри другого человека, т.е. работа с его сознанием. С другой стороны, педагог должен также организовать и понимать себя, доносить до обучающегося что-то важное с его точки зрения. Но понимание не передается прямо, его можно добиться только на осознании своего личного опыта. На схеме 3 представлены виды педагогической деятельности.

Информация о работе В чем заключается сущность понятий «Педагогический процесс»