Выделение методики развития речи детей дошкольного возраста в самостоятельную отрасль педагогической науки и ее дальнейшее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 18:22, реферат

Краткое описание

Методика развития речи детей дошкольного возраста как отрасль педагогической науки стала складываться сравнительно недавно – в 20 – 30-е гг. нашего столетия. Ее становление и развитие проходило под влиянием богатых традиций школьной методики начального обучения русскому языку.
Оформление методики развития речи детей дошкольного возраста в самостоятельную науку было обусловлено массовой организацией детских садов и возникновением теории общественного дошкольного воспитания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Исследование детской речи трудах Н.А. Рыбникова, Е.А. Аркина……………4
2. Вопросы речевого развития детей на съездах по дошкольному воспитанию...................................................................................................................5
3. Первые программно-методические документы детского сада…………………6
4. Вклад Е.И. Тихеевой в МРР детей в детском саду и в создание данной методики для дошкольных факультетов пединститутов…………………………………………..7
5. Взгляды Е.А. Флёриной на развитие речи детей…………………………………9
6.Заключение………………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

реферат мрр.docx

— 39.48 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


ОГУ

ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

ИНТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального  государственного

бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

«Оренбургский государственный  университет»

(Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ)

 

Факультет  дошкольного  и начального образования

Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования

 

 

 

 

 «Выделение методики развития речи детей дошкольного возраста в самостоятельную отрасль педагогической науки и ее дальнейшее развитие»

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Баетенова К

Макамбетова Б.

Проверила:ст.преп. Афан

Афанасьева О.В.             

 

 

Орск 2013

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. Исследование детской  речи трудах Н.А. Рыбникова,  Е.А. Аркина……………4

2. Вопросы речевого развития детей  на съездах по дошкольному воспитанию...................................................................................................................5

3. Первые программно-методические  документы детского сада…………………6

4. Вклад Е.И. Тихеевой в МРР детей в детском саду и в создание данной методики для дошкольных факультетов пединститутов…………………………………………..7

5. Взгляды Е.А. Флёриной на развитие речи детей…………………………………9

6.Заключение………………………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Методика развития речи детей  дошкольного возраста как отрасль  педагогической науки стала складываться сравнительно недавно – в 20 – 30-е  гг. нашего столетия. Ее становление  и развитие проходило под влиянием богатых традиций школьной методики начального обучения русскому языку. 
Оформление методики развития речи детей дошкольного возраста в самостоятельную науку было обусловлено массовой организацией детских садов и возникновением теории общественного дошкольного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исследование детской  речи трудах Н.А. Рыбникова,  Е.А. Аркина. 

Очень важным считалось изучить  ребенка и определить, что нужно  для его правильного развития. Большой интерес в 20 – 30-е гг. проявлялся к исследованию детской речи. В работах Я. А. Рыбникова «Словарь русского ребенка» (1926), «Язык ребенка» (1926) и в ряде сборников, изданных под его редакцией («Детская речь», 1927, «Круг представлений современного школьника», 1930, и др.), на основе анализа дневниковых данных, эксперимента, тестирования детей, анализа и обобщения данных зарубежных ученых (Штерн, Мейер, Шлаг, Салисбьюри) характеризуются разные стороны речи детей. Основное внимание в этих работах уделяется установлению: а) запаса словесных реакций в разные возрастные периоды; б) частоты употребления словесных реакций; в) того значения, которое связывает ребенок с той или иной словесной реакцией (См.: Рыбников Н. А. Словарь русского ребенка. - М.; Л, 1926.) 
Хотя развитие речи рассматривается как процесс подражания взрослым, фактический материал, полученный в результате этих исследований, представляет большой интерес и в настоящее время. 
Интересны сегодня и методы изучения детской речи: изучение элементарных представлений, исследование запаса речевых представлений, метод речевых реакций и др. 
Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина (1873–1948). Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. В монографии «Ребенок от года до четырех лет» (1931), а также в ряде статей Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи. 
Аркин справедливо подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего правильного разрешения большого искусства и опыта» (СНОСКА: Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968 – С. 175). Он приходит к выводу о необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач. 

 

 

 

 

 

 

2.Вопросы речевого развития  детей  на съездах по дошкольному  воспитанию.

На первых съездах по дошкольному  воспитанию, состоявшихся после 1917 г., были выдвинуты принцип обучения на родном языке, задача создания дошкольного  воспитания на родном материнском языке, на материале творчества родного  народа. Этот вопрос имел и политическое значение в многонациональной России. 
Одним из основных средств речевого развития, наряду с наблюдениями окружающей жизни, была признана художественная литература. В связи с этим остро обсуждались вопросы круга чтения для детей, его тематической и сюжетной направленности. Острая и длительная дискуссия происходила вокруг вопроса о том, нужна ли пролетарскому ребенку сказка. Большинство педагогических деятелей выступило против сказки. Эта позиция была поддержана на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, рассматривавшем сказку с идеологических позиций как «тормоз в развитии материалистического мышления» (доклад Р. Прушицкой). 
Большую роль в защите сказки сыграл М. Горький, выступивший в самый разгар дискуссии. Благодаря его вмешательству, а также выступлениям прогрессивных педагогов, таких, как Е. И. Тихеева, с середины 30-х гг. начинается период возрождения сказки.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Первые программно-методические  документы детского сада.

В 1919 г. Народный комиссариат  Министерства образования издает «Инструкцию  по ведению очага детского сада»  в этом документе конкретизированы основное положение Единой трудовой школы в контексте дошкольного  воспитания.                                                              В 1919 г. состоялся I съезд по дошкольному воспитанию, на которые активно обсуждалась необходимость определять содержание организации жизни детей в д/с и вопросы режима  дня в д/с на II съезде 1924 и на IV-1928 г. Вопрос о создании Единой типовой программы для воспитания и обучения дошкольников.  

Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а  в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру  и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее  методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные  детские сады, в 1939 году устанавливаются  типовые штаты для детских  садов всех видов и ведомств [3]

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам  ХХ века сеть дошкольных образовательных  учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Вклад Е.И. Тихеевой в МРР детей в детском саду и в создание данной методики для дошкольных факультетов пединститутов.

Большое влияние на содержание и методы работы детского сада оказала  деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867–1944), известного общественного  деятеля в области дошкольного  воспитания. 
Е. И. Тихеева активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже в первые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. 
Первые публикации Тихеевой касались детского чтения, роли родного языка, методики обучения грамоте детей в школе, ас 1913 г. стали выходить статьи и книги по вопросам речевого развития дошкольников: «Родная речь и пути к ее развитию», «Несколько слов о развитии речи детей», «Культура речи» и др., в которых она обсуждает роль родного языка в воспитании, вопросы создания условий для речевого развития, соответствия речи взрослых пониманию ребенка и др. 
Много лет Е. И. Тихеева преподавала курс методики развития речи детей в Педагогическом институте дошкольного образования (позднее Педагогический институт им. А. И. Герцена) и одновременно руководила базовым детским садом (Современный петроградский детский сад, или Детский сад по методу Е. И. Тихеевой), где создавала и проверяла вместе с коллективом педагогов систему работы по развитию речи детей. Результаты этой работы нашли отражение в книге «Развитие речи дошкольника» (1937). 
Развитие речи, обучение родному языку Тихеева рассматривала в связи с развитием личности ребенка. «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. 
Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений; речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи

 

воспитателя и всех окружающих людей; речь детей развивается в  деятельности и в первую очередь  в игре и труде. Игра и труд создают  условия для самодеятельности детей  в области языка; руководство  развитием речи должно охватывать все  периоды жизни ребенка, включая  и первый год жизни; обучение на специальных  занятиях является необходимым и  важным средством речевого развития дошкольников; развитие речи связано  со всем педагогическим процессом детского сада. 
Е. И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. 
Е. И. Тихеева показала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка (См. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.) 
Е. И. Тихеева поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками. 
Раскрывая пути развития речи маленьких детей, Тихеева особое место отводила экскурсиям и осмотрам. Ее указания об организации и правилах проведения экскурсий и осмотров нашли широкое применение в практике. Не утратили своей значимости также многие занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин, разработанные ею для детей разного возраста, а также словарные упражнения для детей 5 – 7 лет. 
Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала (по «живому слову»), в словарных упражнениях. 
Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др. 
Большой вклад Тихеева внесла в становление методики как учебной дисциплины. Разработанная ею система речевого развития детей нашла отражение в программе курса «Развитие речи в дошкольном возрасте» для студентов. Большое внимание в программе уделяется теоретическому обоснованию проблем развития речи, анализу методической теории и практики. 
Взгляды Е. И. Тихеевой на развитие речи, ее методические рекомендации прошли проверку практикой и широко используются в отечественной системе дошкольного воспитания. Работы Е. И. Тихеевой определили основные пути исследования проблемы развития речи в последующие годы. 

 

5.Взгляды Е.А. Флёриной на развитие речи детей.

Значительное влияние  на развитие методики оказала доктор педагогических наук, член-корреспондент  АПН РСФСР, профессор, зав. кафедрой дошкольной педагогики МПГИ им В. И. Ленина Евгения Александровна Флерина (1889–1952). Ее научные интересы связаны с двумя областями дошкольного воспитания – развитием детского изобразительного творчества и развитием речи. 
Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Эстетическое воспитание рассматривается ею как средство развития творческих сил ребенка, которое должно осуществляться на лучших образцах подлинного искусства; художественном слове, художественной картине, художественной игрушке. Убедительно показывается, что не только реальный, зрительно воспринимаемый, но и словесный художественный образ обладает способностью вызывать зрительные, осязательные реакции, заставляет «видеть». Художественное слово приближает ребенка к реальности, не позволяет искажать его отношение к действительности, учит осознавать за словом эту действительность. Вместе с тем Флерина предостерегала от переоценки роли слова. За словами должны быть конкретные реальные образы. Слова и понятия, не связанные с реальным опытом, сложная по своей форме речь взрослых могут привести к разрыву между словом и представлением. Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. 
Е. А. Флерина провела исследование восприятия детьми картинки, на основе чего сформулировала требования к отбору картинок, к их эстетическому оформлению. И хотя исследование проводилось с целью «уяснения своеобразных черт психологии детского рисунка и его эстетических тенденций», значение его гораздо шире. Оно помогает пониманию общепсихологических и эстетических особенностей восприятия ребенка, дает много материала для психологов, педагогов, художников – иллюстраторов детской книги. 
Многие работы Е. А. Флериной посвящены вопросам развития речи детей. «Живое слово в дошкольном учреждении», как она называет методику развития речи, входит как составная часть в общую, разработанную ею систему эстетического воспитания. В первом учебном пособии для учащихся педагогических училищ и вузов «Живое слово в дошкольном учреждении» (1933) Флериной выделены задачи развития речи на научной основе. Она обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода речевого развития. Основными видами речевой работы с детьми признаются разговор, беседа, рассказывание и художественное чтение. В более поздних трудах говорится об игре и других средствах развития речи. 
Большой интерес представляют мысли Флериной об обучении детей диалогической речи. Не умаляя роли монолога, она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом. Опираясь на длительные

Информация о работе Выделение методики развития речи детей дошкольного возраста в самостоятельную отрасль педагогической науки и ее дальнейшее развитие