Выбор ВУЗа и специальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотреть предпочтения абитуриентов при выборе ВУЗа. Задачи исследования:
Выделить основные мотивы получения высшего образования;
Определить критерии, которыми пользуются студенты при выборе вуза и специальности;
Исследовать какое влияние оказывает социальное окружение на выбор ВУЗа абитуриентом;
Выявить степень удовлетворенности обучением на данной специальности;
Проанализировать планы студентов по реализации своих способностей в будущей профессии.

Содержание

Программа исследования …………..……………………………………..3
Методологический раздел программы………………………..….…3
Методический раздел программы………………………………..….7
Обсуждение результатов исследования по теме исследования………...13
Выводы по исследованию ……………..…………………………..…….20
Список использованных источников……………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

rabota_na_pechat.docx

— 203.75 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Сибирский государственный  университет путей сообщения

Кафедра   «Социальная  психология управления»

 

 

Домашняя семестровая  работа по методам научного исследования

 

 

Тема: Выбор ВУЗа и специальности

 

            

                   Руководитель                                                                             Разработали

                 преподаватель                                                                          студенты гр. БУП-114

 

                   ________________Солоусова К. В.             __________________Якимова К.И.

                                                                                                                                   Кащенко А.Ю.

                                                                                                                                   Любезная М.С.

                        (подпись)                     (подпись)

                   _____________                                                    __________

     (дата проверки)                                                      (дата сдачи на проверку)

 

Краткая рецензия:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

_________________________________

        (запись о допуске к защите)

________________________________        _________________________________

        (оценка по  результатам защиты)                         (подписи преподавателей)

 

 

2013год


 

 

 

Содержание 

  1. Программа исследования …………..……………………………………..3
    1. Методологический раздел программы………………………..….…3
    2. Методический раздел программы………………………………..….7
  2. Обсуждение результатов исследования по теме исследования………...13
  3. Выводы по исследованию ……………..…………………………..…….20

        Список использованных источников……………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Программа исследования

 

 

    1. Методологический раздел программы

 

Тема нашего исследования – выбор ВУЗа и специальности абитуриентами. Выбор ВУЗа, специальности, а соответственно и будущей профессии – это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний. Все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась.

От правильности выбора будущей  профессии зависит душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни. Неправильный выбор профессии  приводит к тому, что многие взрослые оказываются недовольны выбранной  сферой деятельности, и как следствие  – уровнем и качеством своей  жизни, степенью профессиональной реализованности, своим социальным статусом.

При выборе специальности  очень важно соответствие между  психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками будущей профессии.

С данной проблемой в своей  жизни столкнется каждый человек, который заканчивает школу и встает перед выбором своей будущей профессии и ВУЗа,  в котором он ее будет получать. В России существует почти 550 государственных вузов, в которых можно получить навыки будущей профессии.  Основная часть образовательных учреждений расположена в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, а также в Новосибирске. Поступая в ВУЗы и выбирая специальность, большинство абитуриентов допускают много ошибок. Проведя опрос среди своих знакомых и друзей было выявлено, что у каждого из них разное мнение на этот счет.

 

Данная тема актуальна, так как приближается окончание школы и ещё вчерашний школьник, сегодня уже будущий студент. Однако, не всё так просто, выбор, как специальности, так и ВУЗа оказывает большое влияние на дальнейшую жизнь.

Тема нашего исследования будет интересна тем, перед кем встала проблема получения высшего образования. Мы  думаем, что этим людям непросто остановить свой выбор на определённой профессии и ВУЗе, в котором он собирается ее получать, поэтому им будет интересна выбранная тема.

Смогут заинтересовать результаты исследования и тех, кто работает в области образования. Благодаря результатам исследования они смогут организовать рекламу ВУЗа выгодную для него, чтобы привлечь максимальное количество абитуриентов, определить своих потенциальных студентов, предложить условия, привлекательные для них. Увеличить количество мест на факультетах, пользующихся спросом, и уменьшить количество мест на факультетах, спрос на которые отсутствует.

Проблема: Какие факторы влияют на выбор специальности и ВУЗа?

Цель работы: Рассмотреть предпочтения абитуриентов при выборе ВУЗа.

Задачи исследования:

  1. Выделить основные мотивы получения высшего образования;
  2. Определить критерии, которыми пользуются студенты при выборе вуза и специальности;
  3. Исследовать какое влияние оказывает социальное окружение на  выбор ВУЗа абитуриентом;
  4. Выявить степень удовлетворенности обучением на данной специальности;
  5. Проанализировать  планы студентов по реализации своих способностей в будущей профессии.

Объект исследования: ученики 11 классов.

Предмет:  факторы,  которыми руководствуются абитуриенты при выборе ВУЗа и специальности.

 

предпочтения абитуриентов в вопросе выбора ВУЗа.

Операционализация:

 

 

 

 

 

  1.Дескриптивная интерпретация: Предпочтения поступающих в выборе ВУЗа – те желаемые характеристики, которым должен соответствовать ВУЗ, чтобы привлечь максимальное количество абитуриентов.

 

 

2. Факторная интерпретация:

 

Отношение абитуриентов при выборе ВУЗа:

 

 

 

 

 

 

3.Эмпирическая операционализация:

 

 

 

        4. Структурная операционализация: 

 

      

 

 

 

  

 

 

 

 

Гипотеза исследования:

  1. Для большинства людей получение высшего образования является залогом будущего материального благополучия, повышения своего статуса (престижа) в обществе.
  2. Большинство абитуриентов выбирают ВУЗ и специальность по такому критерию как, мнение родителей, друзей и знакомых о конкретном вузе.
  3. Выбор ВУЗа абитуриентами осуществляется на основе использования такого критерия, как высокое положение ВУЗа в различных рейтингах.
  4. При выборе специальности абитуриенты ориентируются преимущественно на такие критерии, как востребованность ее на рынке труда.

 

      1.  Методический раздел программы

 

Место проведения исследования:

Наше исследование будет  проводиться в привычных для  объекта исследования условиях, оно  не будет оказывать существенного  влияния на повседневную жизнь опрашиваемых. Это значит, что наше исследование является полевым. Исследование будет  проведено на рабочем месте объекта  исследования, в школе №196.

Временные границы исследования: 4 - 5 дней, с 20 – 25 июня 2013 года.

Этапы исследования:

  1. Разработка методологического раздела программы исследования – 1 день;
  2. Разработка методического раздела программы исследования – 1 день;
  3. Этап сбора информации – 1 дня;
  4. Обработка результатов исследования – 1 день;
  5. Обсуждение результатов исследования и формулирование выводов исследования – 1 день.

 Источники информации:

Основным источником информации в нашем исследовании является объект исследования – ученики 11 классов.

Паспортичка выборки исследования:

1 этап выборки:

В нашем исследовании мы воспользуемся случайной выборкой, так как она является наиболее подходящей и простой в использовании, и кроме того, с помощью случайной выборки можно получить наиболее достоверные результаты.

Тип нашей выборки –  гнездовая (кластерная) выборка.

Ниже приведена таблица, с помощью которой мы определили «гнезда» генеральной совокупности.

Таблица 1

Класс

Кол-во человек в классе

Класс 11а

23

Класс 11б

21

Класс 11в

26


 

Общая численность респондентов –70 человек.

    1. этап выборки:

Единица отбора на второй ступени – ученик 11 класса.

 

Сбор информации будет  проходить опросным  методом.

Вид опроса   анкетирование  с персональной доставкой

Для нашего исследования была разработана анкета для абитуриентов, состоящая из 14 вопросов.

 

Анкета для абитуриентов:

Здравствуйте, уважаемые  абитуриенты. Мы проводим исследование на тему выбора специальности и ВУЗа. Мы предлагаем вам ответить на несколько простых вопросов. Имя и фамилию указывать не нужно. Результаты исследования будут использованы в обобщённом виде.

 

  1. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к высказыванию: «В наше время каждый человек обязан иметь высшее образование»?
    • Безусловно, согласен
    • Скорее согласен
    • 50 на 50

Скорее не согласен

 

2. Почему Вы решили получить высшее образование?

Потому что в 21 веке не представляю себя без высшего  образования

В принципе, мне все равно, но продолжаю семейную традицию

Главное, на 4 года освободиться от необходимости служить в армии

Ваш вариант ответа

________________________________________________________

3.Ваш общий балл за ЕГЭ?

               _________________________________________________________

4.Определились ли Вы со специальностью, которую будете получать в ВУЗе? ( Если Да ,то перейдите к вопросу 5, если Нет, то перейдите к вопросу 7)

Да

Нет

5.Чем Вы руководствовались при выборе специальности?

Мои родственники работают в этой сфере

Она востребована

Она высокооплачиваема

Ваш вариант ответа

________________________________________________________

 

 

6. Почему Вы решили получить высшее образование по выбранной специальности?

Потому что считаю, что  полученная профессия позволит мне  участвовать в решении одной  из важнейших проблем человечества на данном этапе

В принципе, мне все равно, но продолжаю семейную традицию

Этой профессии обучаются  мои друзья, в школе был профильный     класс

Ваш вариант ответа

________________________________________________________

       7.Насколько данные критерии важны для Вас.  Оцените по шкале от -2 до 2.

 

«-2» - Совершенно неважно

«-1» - Является маловажным

«0» -  Отношусь безразлично

«1» - Важно, но не особо

«2» - Очень важно 

 

Критерии, влияющие на выбор специальности

Оценка от -2 до 2

Интерес к специальности 

 

Востребованность специальности

 

Рекомендации друзей и  знакомых

 

Престижность специальности 

 

Сложность при поступлении 

 

Сложность обучения в ВУЗе

 

Популярность специальности

 

Желание родителей 

 

Мое личное желание

 



 

 

 

8.Выбрали ли Вы ВУЗ, в который хотите поступить? (Если Нет, то                перейдите к вопросу 12)

Информация о работе Выбор ВУЗа и специальности