Воспитательная некомпетентность родителей как источник формирования неуверенности в себе у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:55, статья

Краткое описание

Чувство беспокойства, неуверенность в правильности своего поведения являются неотъемлемой частью эмоциональной жизни любого человека. Однако у некоторых людей эти состояния повторяются довольно часто и приводят к такому личностному образованию как тревожность. Причиной возникновения тревоги, неуверенности в себе всегда является внутренний конфликт ребёнка, его несогласие с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.Анализ семейных отношений (по методике Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого) показал, что 80% родителей неуверенных в себе детей демонстрируют воспитательную неуверенность. Обуславливающее нарушение в воспитании такого рода – потворствующая гиперпротекция или пониженный уровень требований.

Вложенные файлы: 1 файл

Восп. некомп. род.- неув. детей.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Воспитательная некомпетентность родителей как источник формирования неуверенности в себе у детей

Михайлова Л.Л., преподаватель психологии

Пинского колледжа

УО «Брестский государственный университет

имени А.С. Пушкина»

 

         Чувство  беспокойства, неуверенность в правильности своего поведения являются неотъемлемой частью эмоциональной жизни любого человека. Однако у некоторых людей эти состояния повторяются довольно часто и приводят к такому личностному образованию как тревожность. В основе тревожности лежит эмоция тревоги – ощущение неконкретной, неопределённой угрозы, неясное чувство опасности. В отличие от эмоции страха тревога не имеет определённого источника, охватывает человека «со всех сторон». Состояние тревоги связано с целой гаммой неприятных чувств.

     Тревожность как черта личности проявляется в постоянной неуверенности в себе и своих решениях, в ожидании неприятностей, в эмоциональной неустойчивости, мнительности, недоверчивости.

            Можно выделить две большие группы признаков тревожности. Первая – внутренние соматические признаки: учащённое сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, дрожание рук, влажные ладони, зуд и многое другое. Эти ощущения объясняют, почему ученик, идя к доске, тщательно трёт нос, одёргивает костюм, почему дрожит мел в его руке и падает на пол, почему во время контрольной кто-то не может прокашляться, а кто-то настойчиво просит выйти. Нередко это раздражает взрослых, которые даже в таких естественных и невинных проявлениях подчас усматривают злой умысел.

     Вторая группа признаков  тревоги – это внешние поведенческие реакции в ответ на тревожащую ситуацию. Рассказывая стихотворение на утреннике, ребёнок теребит и мнёт края своей одежды, во время контрольной ученик качается на стуле, вот-вот упадёт, а сам даже не замечает этого. Иногда ожидание тревожного напряжения так велико, что ребёнок сам причиняет себе боль. Отсюда – изгрызенные ногти, исцарапанные руки, неожиданные удары, падения. Во избежание неприятностей ребёнок порой прибегает ко лжи, фантазиям, становится рассеянным, забывчивым.

 

           Причиной  возникновения тревоги, неуверенности  в себе всегда является внутренний конфликт ребёнка, его несогласие с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

        Динамику внутреннего  конфликта  в  развернутом виде  можно представить следующим   образом:

  • наличие  психотравмирующих,   т.  е.   вызывающих переживания, жизненных    обстоятельств   или   событий;
  • трудность, невозможность их  разрешения  силами  ребенка,  что приводит к  хроническому чувству усталости и напряжения;
  • столкновение  противоположно направленных мотивов, желаний, устремлений,  порождающих эффект  фрустрации,  внутреннего беспокойства; 
  • появление  чувства  неудовлетворенности  собой,  усиление беспокойства  и  аффективной напряженности;
  • неустойчивость самооценки,  в основном ее  понижение, пессимистическая  оценка  перспективы;
  • уменьшение внутренней  согласованности в  оценках и суждениях,

     колебания  в  принятии  решений,  неуверенность  в   себе; 

  • повышение  чувствительности  в  виде непереносимости

        определенных   жизненных  обстоятельств   и  событий   или

        идиосинкразического, аффективно заостренного типа реагирования.

 

       Практика свидетельствует, что большая часть трудных детей, большая часть проблем, с которыми родители обращаются на консультацию к психологу, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью, то есть в конечном итоге с эмоцией тревоги.

   Серьёзную проблему представляет  собой личностная тревожность  и неуверенность в себе у  педагогов. Проведённые нами исследования  свидетельствуют о наличии тревожности, неуверенности в себе, заниженной самооценке у большого числа будущих воспитателей дошкольных учреждений, учителей школ. Так, исследования данных показателей у учащихся педагогического колледжа в 2008 году показали следующие результаты:

  • личностная тревожность – у 49% реципиентов высокого уровня, у 42% -  среднего, у 9% - низкого;
  • неуверенность в себе – у 53% исследуемых высокого уровня, у 43%  - среднего, у 4% - низкого;
  • самооценка – завышенная самооценка не обнаружена ни у кого; у 12% -  адекватная; у 88% - заниженная.

 

          Коррекционная  работа с учащимися потребовала  проведения консультаций с родителями. Анализ семейных отношений (по  методике Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого) показал, что 80% родителей  неуверенных в себе детей демонстрируют воспитательную неуверенность. Обуславливающее нарушение в воспитании такого рода – потворствующая гиперпротекция или пониженный уровень требований. Важное место среди источников нарушений в воспитании занимает и то, что можно было бы назвать «слабым местом» родителя. В этом случае из-за каких-либо психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между ребёнком и родителем. Родитель идёт на поводу у ребёнка, уступая даже в вопросах, в которых по собственному мнению уступать нельзя. Один из вариантов «слабого места» связан с психастеническими особенностями родителя, слабостью нервной системы, недостаточными душевными силами. Определённую роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определённых условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях тех же требовательных, эгоцентричных существ, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного долга», какое испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей – признание массы ошибок, совершённых в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

        Казалось бы, такая позиция должна привести к самоуверенности детей, но практика показывает иное. Зачастую такие дети демонстрируют самоуверенное поведение в собственной семье и совершенно противоположное в группе сверстников. В чём же причина внутриличностного конфликта детей, которых воспитывают неуверенные в себе и своих воспитательных воздействиях родители?    

 

        Рассмотрим психологическое содержание внутреннего конфликта в  рамкам трансактного анализа личности.

       Э. Берн считает  источником внутриличностного конфликта нарушение гармонии эго-состояний личности. Согласно его теории, личность  состоит из трех составляющих, которые также обозначаются как состояния Я:

1) родительское, которое подразделяется на:

  • заботливое родительское состояние Я;                            
  • критическое родительское состояние Я.

  Родительское Я, состоящее из  правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами.

          Эго-состояние  Родитель — это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, как принятые нами самими, тогда как на самом деле они "внесены" извне посредством включения внутрь значимых для нас людей, прежде всего собственных родителей, учителей. Поэтому Родитель - это  наш внутренний комментатор, редактор и оценщик.

2) взрослое состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность.

          Взрослое  Я, в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.                             

          Функция  эго-состояния Взрослый заключается  в проверке того, что заложено в нашем Родительском и Детском Я, и сопоставлении этого с фактами, т.е. в проверке реальностью;

3) детское состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющим личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское  Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека.

Это состояние Я подразделяется на:

  • естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д).;
  • приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислушивающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.);
  • возражающее детское Я.         

           Для  оптимального функционирования  личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна из составляющих начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

              В ситуации слабого эго-состояния «Родитель» можно наблюдать неустойчивость, размытость, деформированность правил поведения, норм, ценностей и установок. Слабость внутреннего цензора, редактора приводит к ситуациям, когда даже в стандартных ситуациях человек испытывает состояние нерешительности, неуверенности.

          Ослабление позиции «Родитель» ведёт к усилению позиции «Ребёнок»: спонтанности проявлений, неуверенности, колебанию, нерешительности при решении жизненных проблем, а в случае неудачи - к протесту, обвинению в своих трудностях других.

         Внутренний психологический    конфликт    представляет    собой несовместимость,  столкновение   противоречивых   и  неразрешимых  отношений личности.  Чем  больше  степень  противоречивости, непоследовательности  и неадекватности в  отношении к ребенку  в  семье, тем более   напряжена и  неустойчива  его  внутренняя   позиция,  что  является существенным фактором,  способствующим  перенапряжению нервных  процессов

         Напряжение,  появляющееся  в   результате  неправильного  воспитания  и конфликтов, имеет  тенденцию  к нарастанию  с   возрастом   детей.  Патогенные   ситуации воспитания   и   взаимоотношений  в  семье  не  обязательно  осознаются  как травмирующие, но, тем не менее, способствуют развитию психического напряжения.

           К  тому же оно может возникнуть и в результате психологического заражения или  индукции  -  непроизвольного   усвоения   нервного  состояния   взрослых, с которыми ребенок находится долгое  время в непосредственном и тесном  общении - контакте. Это  характерно для эмоционально чувствительных, непосредственных и впечатлительных детей, которые  как бы переносят на себя, впитывают  эмоциональное  состояние  близких и  значимых  лиц,  сопереживая, сочувствуя  или подражая, идентифицируясь  с ними.

          Таким  образом, ослабление требований к детям в результате педагогической неуверенности родителей ведёт к появлению внутреннего напряжения, дисбалансу эго-состояний личности и в конечном итоге способствует появлению у детей чувства неуверенности в себе.

          Основным  педагогическим приёмом в воспитании уверенности в себе у детей, родители которых испытывают воспитательную неуверенность, является прежде всего работа с родителями. Особую роль в данной ситуации должны сыграть психологические тренинги по осознанию эго-состояний личности. Необходимо помочь родителям осознать собственного «Родителя», «Взрослого», «Ребёнка». Социальная ситуация в настоящее время сложилась таким образом, что родители детей раннего возраста оказались один на один со своими педагогическими проблемами. А ведь именно в раннем возрасте родительская неуверенность на  уровне запечатления усваивается детьми. Необходимо создание родительских клубов, организация и проведение педагогических консультаций для родителей при детских дошкольных учреждениях, школах, педагогических профессиональных учебных заведениях и др. Причём консультации, рассчитанные на широкую аудиторию, будут не так эффективны, как индивидуальные, учитывающие конкретную педагогическую ситуацию семьи.

Литература

  1. Березовская Т.П. Особенности эмоциональной сферы старшеклассников. Адукацыя

            і выхаванне. 2007. №7.

  1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых. С.-Пб., 1994.
  2. Евсеенко В.В. Влияние семейной микросреды на психическое здоровье подростка.

            Псіхалогія.1997. №9.

  1. Кондратьева Л.С, Психологическое здоровье подростков в системе образования.

            Псіхалогія.2002. №2.

  1. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988.
  2. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния

            самооценки на эффективность  интеллектуальной деятельности  подростка.

            Психологический журнал. 1998. Том 19. №1.


Информация о работе Воспитательная некомпетентность родителей как источник формирования неуверенности в себе у детей