Воспитание трудолюбия у старших дошкольников через ознакомление с профессиями взрослых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:09, реферат

Краткое описание

Цель моей работы - учить детей быть полезными другим людям, помогать им, формировать трудовые умения и навыки, служить источником положительных эмоциональных переживаний, воспитывать положительное отношение к труду взрослых.
Отсюда вытекают задачи:
- создавать и поддерживать интерес малышей к деятельности взрослых;
- обеспечить восприятие ребенком простейших трудовых процессов;
- помочь увидеть направленность результатов труда взрослых в конкретных трудовых процессах на заботу о детях;

Вложенные файлы: 1 файл

С.П. Хоменя Воспитание трудолюбия у старших дошкольников через ознакомление с профессиями возрослых.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

Отдел образования 

Калинковичского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад №12 г. Калинковичи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ  ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Хоменя Светлана Петровна,

воспитатель

8(033) 315-39-99

 

 

Выбранную тему считаю актуальной, так как воспитывающий характер труда отмечали прогрессивные люди всех эпох и времен, считая его прекрасным средством нравственного воспитания и совершенствования личности. Именно поэтому я выбрала тему «Воспитание трудолюбия дошкольников через знакомство с трудом взрослых».

Цель моей работы  - учить детей быть полезными другим людям, помогать им, формировать трудовые умения и навыки, служить источником положительных эмоциональных переживаний, воспитывать положительное отношение к труду взрослых.

Отсюда вытекают задачи:

- создавать и поддерживать интерес  малышей к деятельности взрослых;

- обеспечить восприятие ребенком  простейших трудовых процессов;

- помочь увидеть направленность  результатов труда взрослых в  конкретных трудовых процессах  на заботу о детях;

- воспитывать добрые чувства  к близким, бережное отношение  к предметам и игрушкам, как  результату  труда взрослых;

- помочь ребенку освоить соответствующий  словарь;

- побуждать к отражению полученных  впечатлений в игре.

Были определены основные этапы  продолжительности работы в воспитательно-образовательном  процессе.

На первом этапе (2009-2010г)  основное внимание уделила теоретическому изучению вопросов, изучению уровня знаний и  умений детей по трудовому воспитанию.

На втором этапе (2010-2011г) были созданы условия по данной теме: изготовлены сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, накоплен наглядный материал, создана система занятий, определены требования к занятиям.

На третьем этапе (2011-2012г) ведущим  стало проведение занятий, экскурсий, бесед, в ходе которых осуществлялась проверка эффективности применения разработанных методических рекомендаций, проведено углубленное изучение темы.                                                                               2 

Труд представляет собой сложную  деятельность, для выполнения которой  требуется достаточно высокий уровень  физического и психического развития. Этот ведущий вид деятельности взрослого  человека, производящего материальные духовные ценности, присутствует в этой или иной мере на всех возрастных этапах.

В своей работе применяю методы совместного труда, дети выполняют работу которая им нравится. Для повышения эффективности влияю на подсознание детей, вызывающее неосознанное стремление к труду, активизирую чувство ответственности у детей, представляю свободу выбора, что способствует трудовой активности.

Объясняю, что цветок не может вырасти  просто так, без нашей помощи.

Каждый малыш по своему открывает  мир и в этом мире хочет быть взрослым как можно скорее. В процессе подражания постоянно строится характер, дети получают широкую ориентировку в окружающем мире, осваивают социальную

систему отношений.

Приучать к труду ребенка нужно с ранних лет. Во-первых, потому что в наши дни родители часто забывают о необходимости приучать детей к труду и уважать труд взрослых. Воспитывая одного ребенка, оберегают его от трудностей, стараются все выполнить за него - растят эгоиста, а не настоящую личность.

Труд должен приносить ребенку  радость, удовлетворение, а это возможно только при положительном отношении  к нему, осознании его как первейшей  жизненной необходимости.

Поэтому наказание трудом совершенно недопустимо. Это вызывает желание  избежать трудности, негативное отношение  к труду.

С возрастом труд ребенка усложняется  и приобретает в его жизни  все большее значение. От бытовых  обязанностей в доме взрослеющий  ребенок переходит к труду, результатом  которого является общественно полезный продукт.           

3

Трудолюбие, добросовестность, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость и целеустремленность развиваются только при активном участии ребенка в трудовой деятельности.

В содержании своей работы включаю  беседы, экскурсии, походы в парикмахерскую, магазин, на почту, в больницу, знакомлю детей с сельскохозяйственным трудом.

Цель этих экскурсий - накопить запас  первоначальных впечатлений за пределами  дошкольного учреждения. Содержание зависит от конкретного наблюдения. В течение года планирую по две экскурсии в месяц.

В своей работе столкнулась с  некоторыми затруднениями в ознакомлении детей с профессиями взрослых из-за недостатка наглядного материала, оборудования, литературы.

Также в работе столкнулась с трудностью выполнения детьми обязательных поручений, но это объективная необходимость. Такой труд требует высокого развития сознания, воли. Поэтому к каждому ребенку подхожу индивидуально, обращаю внимание на психологическое состояние, утомление ребенка. Стараюсь подвести к выполнению поручения, приводя примеры, объясняю для чего это необходимо, стимулирую детей.

Дети затрудняются самостоятельно наметить выполнение поручения, из-за отсутствия опыта, поэтому контролирую их действия, переключаю внимание при необходимости. Стараюсь воспитывать их на личном примере. Воспитываю их волю, что немаловажно, вызываю положительное отношение к труду.

Поэтому на экскурсиях по ознакомлению детей с трудом взрослых создаю приподнятый  эмоциональный настрой, радостное ожидание, непринужденное отношение со взрослыми, чей труд наблюдают. Рассказываю о том, что делает человек, задаю вопросы, побуждаю детей к разговору, по возможности организую совместную деятельность.

Как правило занятия-экскурсии заканчиваются тем, что детей чем-либо

                                                                                                                                       4 

угощают, дарят что-нибудь в подарок на память. Полученные представления закрепляю  посредством чтения книг, стихотворений, обсуждением рассказов о труде  взрослых, рассматриванием фотографий, картин, что очень нравиться детям, Практикую прием совместного  составления альбома о профессиях взрослых, пополняя его дидактическим материалом.

В играх и творческой деятельности создаю условия «самовыражения», приобретенных впечатлений.

«Самовыражение» - важнейший этап работы так как, с одной стороны, ребенок имеет возможность показать, что он умеет, знает. С другой стороны - самовыражение рассматриваем как один из путей выбора профессии.

В группе организовала центры, где дети имеют возможность поработать, представляют себя в той или иной роли.

Организую труд на основе интереса детей к процессу и результату. Любят дети приготовить на кухне салат или бутерброд, сшить кукле простынь, подклеить книгу. Занятия и игры организую индивидуально или с небольшой группой детей. Еще стоит уделить внимание, когда стоит помогать детям, но не стоит думать за него и не навязывать своих решений. Помочь необходимо в том случае, когда ребенок не справляется с заданием, если у него пропадет интерес и он не может довести начатое дело до конца.

Поощряю детей за приложенные усилия, стимулирую действия. Это могут быть книжка-самоделка, семена цветов, собранных на клумбе или просто слова благодарности.

Серьезное внимание уделяю воспитанию у детей самостоятельности. Использую форму организации обязательного детского труда: дежурства, постоянные поручения.

Организовываю в порядке очередности дежурства по столовой, по занятиям, в уголке природы. Особое условие - престижность работы. Практикую такой прием как «лотерея». Не все дети могут участвовать, а только отдельные. Ежедневные поручения для каждого ребенка, эмоционально значимы. Они

                                                                                                                                       5 

понятны конкретностью задания и тем  самым способствуют воспитанию ответственного отношения к делу. Дети ответственно относятся к поручениям - это развивает личностные качества ребенка. Надо также учесть объем обязанностей дежурных, систематичность, обсуждение с другими детьми.

Любят дети потрудиться на участке. Все вместе, коллективно. Коллективный труд организую по мере необходимости, например, во время листопада, при проведении генеральной уборки, когда требуется полив огорода. При этом ставлю перед детьми задачу, которую они должны выполнить. Говорю о том, что надо делать и для чего это нужно, Предлагаю выполнять работу в порядке очередности: «Сначала мы вымоем игрушки, а потом вытрем пыль на стеллажах, так будет удобнее, чище». Распределяю обязанности между детьми. Всегда хвалю детей, что немаловажно в работе. Хорошая оценка оптимизирует у детей положительное отношение к труду. Использую в работе такую форму как постоянные задания, поручения. Прошу следить за цветами, ежедневно опрыскивать растения. Даю такие задания только самостоятельным детям, которые сами хотят работать, но никогда не заставляю их.

Все что делают дети, стараюсь применять в работе: на занятиях, в игровой деятельности, организую выставки и другие мероприятия по результатам труда.

Все эти формы работы способствуют развитию у дошкольников трудолюбия, а также уважение к труду взрослых.

Отношение к труду в обществе изменилось. Поэтому использую более современные подходы к этой теме, учу детей уважительно относится к моей работе. Появляются новые профессии, ценятся деловые качества, к этому стилю жизни надо готовить с ранних лет, чтобы дети смогли найти себя, в самостоятельной жизни.

Труд - это средство самовоспитания, самоутверждения. Каждый ребенок - индивидуальность. К каждому нужен свой ключик, свой подход. Отыскать их мне помогли  глубокие знания каждого ребенка  и любовь к нему. Основным методом  создания эмоционального трудового  воспитания я избрала личный пример и положительный пример родителей.                                                   6

Труд должен войти в жизнь  детей радостно, интересно и помочь в успешном всестороннем развитии. Как помочь формированию представлений о труде взрослых? Необходимо в каждом учебном материале выделять центральные вопросы. Темы упорядочить в четкую систему с несложным принципом построения, что легче запоминают дети.

В своей работе обратила внимание на то, что при знакомстве детей с трудом взрослых внимание часто переключается с одной темы на другую. Поэтому материал собрала по группам-блокам: знакомство с сельскохозяйственным трудом, бытовым трудом, трудом, воспитывающим настойчивость, уверенность, смелость (мужественные профессии), знакомство с трудом педагога. Дети легче усваивают материал, учатся наблюдать и подражают в своих играх взрослым. Заметила, что чрезмерное увлечение словесными методами быстро надоедает, поэтому стараюсь, чтобы дети больше видели на экскурсиях, также пробовали свои силы на практике (в играх, на занятиях и др.).

Например, при изучении блока «Знакомство  с бытовым трудом» предлагаю  занятия на тему: «Почтальон и почта», «Магазин», «Ателье», «В гараже» и  т.д. Спрашиваю у детей, кто и кем работает, использую для этого дидактические игры: «Кто я?», «Назови профессию», «Кто кем работает?».

Затем уточняю место работы: «Где работает почтальон?», дети отвечают «На  почте», «Продавец?» - «В магазине», «Швея?» - «В ателье», «Парикмахер?» - «В парикмахерской», «Водитель?» - «В гараже».

Интересуюсь что надо для работы, какие орудия труда им понадобятся: почтальону - сумка, газеты, журналы, письма; продавцу - касса, весы, товары; швее - ткань, иголка, швейная машинка; парикмахеру - ножницы, расческа, фен; водителю — шины, автомобиль, инструменты.

Какие трудовые действия выполняет: почтальон, продавец, шофер, парикмахер. В конце  играем в игру «Кто что делает?»  и закрепляем знания детей о профессиях. Кроме того закрепила знания  при проведении КВНа «Хвала рукам, что пахнут хлебом» (приложение 1).                                        7

При знакомстве детей с профессиями  бытового обслуживания, обратила внимание  на наличие у детей устойчивого  интереса и положительное отношение к труду парикмахера, водителя, продавца, почтальона. Это вызвано тем, что на занятиях-экскурсиях и целевых прогулках дети не только наблюдали, слушали, но и принимали участие в труде, разговаривали, задавали вопросы взрослым. Например, в гараже мальчики с удовольствием подавали отвертки, ключи и др. инструменты. На почте вместе с почтальоном раскладывали газеты и журналы в сумки. В парикмахерской мастер подстригла нескольких детей. Все эти приемы приводили детей в восторг, а главное дети почувствовали себя непосредственными участниками в труде взрослых.

Информация о работе Воспитание трудолюбия у старших дошкольников через ознакомление с профессиями взрослых