Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать наиболее эффективные методы и средства воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к культуре разных народов.
Предмет исследования: методы и средства воспитания толерантности.
Гипотеза: воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов будет успешным если:
- Ознакомление с национальной культурой народов, межнациональное общение станет неотделимой частью образовательного процесса;
- Пути, средства и методы работы будут максимально разнообразны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования толерантности
у детей дошкольного возраста …………………………….7
1.1. Анализ психолого - педагогической литературы по
проблеме исследования…………………………………….7
1.2. Этно - педагогические средства формирования
толерантности у детей дошкольного возраста ………14
ГЛАВА II. Опытно - эксперементальная работа по проблеме ....21
2.1. Описание методик, исследования уровня
толерантности у детей 5 - 6 лет …………………………21
2.2. Разработка перспективного плана работы по
формированию толерантности у детей старшей
группы……………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание толерантности.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский педагогический колледж

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: Воспитание толерантности у детей  старшего дошкольного

 возраста в повседневной  жизни.

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнила студентка 3 курса

                                                                          специальности 0301002

                                                                                  «Дошкольное воспитание»

                                                                     Майстренко Ольга

 

 

 

 

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                      Преподаватель Лойко В.А

 

 

 

Костанай 2010 г.

Содержание работы

 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3

    ГЛАВА I. Теоретические основы формирования толерантности

                 у детей дошкольного возраста …………………………….7

                  1.1. Анализ психолого - педагогической литературы по

                  проблеме исследования…………………………………….7

                 1.2. Этно - педагогические средства формирования

                     толерантности у детей дошкольного возраста ………14

   ГЛАВА  II. Опытно - эксперементальная работа по проблеме  ....21                                                     

                 2.1. Описание методик, исследования уровня 

                 толерантности   у детей 5 - 6 лет  …………………………21

      2.2. Разработка перспективного плана работы по

       формированию толерантности у детей старшей

       группы……………………………………………………...26

  Заключение…………………………………………………………...33

  Список литературы…………………………………………………..34

  Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

                                                                         Нельзя воспитывать в человеке

                                                                         уважительное отношение к другим

                                                                        языкам и культуре, если для него

                                                                        свой язык и культура –

                                                                                                           белое пятно.

                                                                                                          Ы. Алтынсарин

 

В современном меняющемся Казахстане обострился ряд противоречий, в частности, противоречия между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего культурного общества. Обращение Президента Нурсултана Абишевача Назарбаева от 14.01.2010 года было очень важным с точки зрения того, что находится в повестке дня ОБСЕ. Глава  государства обозначил проблемы, с которыми необходимо работать. Он наметил приоритеты председательства – такие как толерантность и доверие. Девизом казахстанского председательства будут четыре «Т»: «траст» (доверие), «традишн» (традиции), «транспаренси» (транспарентность) и «толеранс» (толерантность).

В наше конфликтное время одной из актуальной проблем воспитания подрастающего поколения  является воспитание толерантности по отношению к другим народам и культурам. Решить ее - значит, во многом решить проблему межнационального согласия.

Мы вполне согласны с мнением многих исследователей, что воспитание толерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Основной задачей воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно нового «ГОСО РК 1.001-2009» [ 11, с. 9]. ,является формирование правил поведения, народных обычаев и традиций, сложившихся в казахстанском обществе, воспитание любви к Родине, родному краю, уважение к государственной символике, гуманного отношения к окружающему миру, к семье, к людям разных национальностей. В каждой образовательной области  ГОСО РК 1.001-2009 идёт речь о воспитании и понимании значимости единства народов, важности  межнациональных отношений и толерантности для сохранения мира в казахстанском обществе и на планете.

В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан»

[ 14, с. 5]. подчеркивается, что национальная идентичность складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям. Только почитая и уважая собственные национальные реалии, возможно воспитание уважения к интернациональным. Очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сензитивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей.

Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.

На наш взгляд необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети

увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его

многогранность и не боялись быть отличительными от других.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, особенно в последние годы, по воспитанию у детей доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, практические работники все - таки недостаточно используют все пути, средства и методы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

Выше указанное противоречие актуализировало проблему нашего исследования: каковы пути и средства приобщения дошкольников к культуре разных народов как условия воспитания толерантности?

Исходя из проблемы, определи тему исследования «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов».

Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать наиболее эффективные методы и средства воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к культуре разных народов.

Предмет исследования: методы и средства воспитания толерантности.

Гипотеза: воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов будет успешным если:

- Ознакомление с национальной  культурой народов, межнациональное  общение станет неотделимой частью  образовательного процесса;

- Пути, средства и методы работы будут максимально разнообразны.

Задачи:

- Изучить, и проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования;

- Экспериментально выявить и  апробировать пути и средства воспитания толерантности;

- Разработать перспективный план работы по формированию толерантности у детей старшей группы.

Методы исследования:

- Теоретические: изучение и анализ  научной, методической литературы,

периодической печати, педагогического опыта;

- Эмпирические: беседы, педагогический  эксперимент.

База исследования: исследование проводилось на базе старшей группы детского сада № 8 г.Костаная

Структура  работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  I .  Теоретические основы формирования толерантности у детей.

дошкольного возраста

 

1.1. Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме

исследования

 

Воспитание у детей таких важных и в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям независимо от их расовой и национальной принадлежности - одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.

Мы полностью согласны с мнением Э.К. Сусловой кандидата педагогических наук, которая считает, что очень важно чтобы все педагоги осознали: ребенок не родится интернационалистом. Одна из причин необходимости воспитания этики межнационального общения и толерантности как раз и заключается в том, что в дошкольном возрасте наряду, в основном с доброжелательным встречается недоброжелательное отношение к представителям разных рас и национальностей.

Мы вполне согласны с мнением Л. Ильиченко, о том, что в условиях многонационального государства социальная стабильность зависит от того, является ли педагогика, в том числе дошкольная, педагогикой поликультурности и толерантности. В этой связи в последнее время в системе дошкольного образования обозначились общемировые тенденции, к каковым следует отнести отказ от единых для всех регионов государственных программ, введение в Госстандарт региональных компонентов, воспитание детей в духе правового, демократического общества, уважающего права и свободы личности, формирование у них целостного миропонимания, развитие культуры межэтнических отношений.

Задачи толерантного воспитания формируются на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого, а также воздержание от причинения вреда, так как вред, наносимый другому, означает вред и для всех, и для самого себя.

Основой  современного казахстанского общества становятся признание полиэтнического, поликультурного, поликонфессионального построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, реализуемой прежде всего в области образования. Народы Казахстана принадлежат к различным религиозным и культурным традициям. Это ставит перед образовательным пространством непростые задачи формирования дружественных, гуманистических межнациональных отношений, развития  толерантности.

Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные смысловые оттенки. Так в английском языке толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском - умение «позволять, допускать, проявлять великодушие

в отношении других»; в арабском - «прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим»; в персидском -  «терпение, терпимость, выносливость,готовность к приминению».

Термин «толерантность» определяется от латинского tolerantia - терпение (снисходительность к чему либо). В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию.

С точки зрения философии толерантность - это жизненная мировоззренческая позиция «за» или «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности. В педагогике и психологии толерантность - это приобщение детей и молодежи к искусству жить в мире непохожих людей и идей.

В этике понятие «толерантность» отождествляют с понятием  «терпимость» - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается, как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения, является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.

Для более точного определения этого понятия необходимо «развести» такие категории, как терпение и терпимость. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость - это свойство открытости и свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны, и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью - то пользу [К.Д. Дмитриев].

Информация о работе Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни