Воспитание основ экологической культуры в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно–действенного и эмоционально–чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
2.Провести сравнение программ по экологическому образованию дошкольников.
3.Внедрить в практику ДОУ программу Потаповой «Надежда».
4.Разработать практические рекомендации для воспитателей

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………6
1.1. Экологическая культура как предмет исследования в современной науке………………………………………………………………………………6
1.2. Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка..13
1.3 Программа Потаповой Т.В. «Надежда» как условие формирования знаний о природопользовании детей дошкольного возраста……………….………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2.ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………….…28
2.1 Выявление уровня знаний природопользования у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………28
2.2 Формирование знаний природопользования в процессе реализации программы Потаповой Т.В. «Надежда»........................................................31
2.3 Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента…………36
Выводы по главе 2……………………………………………………...………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы ……………………………………………………….….…45
Приложения…………………………………………………………………..…49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Макрушина.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики дошкольного образования

 

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

курсовая работа

по направлению 050703 «Дошкольная педагогика и психология»

профилю «Технологии подготовки специалиста дошкольного образования»

по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей»

 

 

 

 

«Допущена к защите»

 

__  ___     _________ ______   _____

 

 

 

Исполнитель:

Макрушина Елена Сергеевна

группа Д-41(6) ОЗО

______________________________

 

 

«Прошла защиту».

Оценка ________________     _____

 

Научный руководитель:

Черезова Лидия Борисовна, кандидат биологических наук, доцент 

_______________________________


Волгоград – 2014

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………6

1.1. Экологическая культура  как предмет исследования в  современной науке………………………………………………………………………………6

1.2. Сущность, цели и задачи  развития экологической культуры  ребенка..13

1.3 Программа Потаповой  Т.В. «Надежда» как условие формирования знаний о природопользовании детей дошкольного возраста……………….………19

Выводы по главе 1……………………………………………………………..27

Глава 2.ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………….…28

2.1 Выявление уровня знаний  природопользования у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………28

2.2 Формирование знаний природопользования в процессе реализации программы Потаповой Т.В. «Надежда»........................................................31

2.3 Результаты исследований  на контрольном этапе эксперимента…………36

Выводы по главе 2……………………………………………………...………..39

Заключение………………………………………………………………………41

Список литературы ……………………………………………………….….…45

Приложения…………………………………………………………………..…49

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, В.А. Игнатовой, И.Т. Суравегиной, Н.С. Глазачева и др. Результат экологического воспитания большинство исследователей видят в сформированности экологической культуры.

Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи Я.Ю. Иванова, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.В. Снитко, В.А. Ясвин, Н.Ф. Виноградова и др.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всеми необходимыми условиями для их жизни.

Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни.

С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту.

Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях.

Цель исследования: воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно–действенного и эмоционально–чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Объект исследования: процесс воспитания основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование знаний по природопользованию у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:

-наибольшее внимание  уделить природоохранной деятельности;

-реализовать на практике программу Потаповой «Надежда».

Задачи исследования:

1.Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

2.Провести сравнение программ  по экологическому образованию  дошкольников.

3.Внедрить в практику  ДОУ программу Потаповой «Надежда».

4.Разработать практические  рекомендации для воспитателей по

База исследования: ДОУ д/с № 380 города Волгограда, дети старшей группы в составе 22 человек, родители воспитанников 11 человек, воспитатели старшей группы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Экологическая  культура как предмет исследования  в современной науке

 

В современной российской науке нет единой трактовки понятия «экологическая культура». Множество подходов объясняется новизной изучаемой категории, сложностью и неоднозначностью исследований в области духовной сферы жизнедеятельности общества.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Экологическую культуру можно рассматривать как вектор гармоничного, устойчивого развития, гарантирующий соответствие социальной деятельности природной среде [Асланиди, 2005].

Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. При этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

В дошкольном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

1. безопасны для жизни  и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

2. неприхотливы с точки  зрения содержания и ухода (в  детском саду главное внимание  уделяется ребенку, растения и  животные – это «предметная»  среда их жизни, которая помогает воспитанию; содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).

Рассматриваемые ниже объекты природы наиболее часто встречаются в дошкольных учреждениях и соответствуют обозначенным требованиям. Экологические сведения о любых других представителях зоны природы ДОУ воспитатель находит самостоятельно в специальных книгах и справочниках [Николаева, 2002].

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

1)  неразрывную и самую  общую связь живого организма  с внешней средой;

2) морфофункциональную приспособленность  к определенным элементам среды  обитания;

3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

4)  специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;

5)  многообразие живых  организмов и разные способы  взаимодействия со средой [Соломенникова, 2004].

Расширение границ научного познания, философское переосмысление и более широкое толкование экологии как науки требуют расширения сферы экологического образования за пределы биолого–географических рамок в другие образовательные области, переосмысления его статуса в системе образования, понимания его не как части образования, а как нового наполнения всего образования, что обусловливает более широкую трактовку понятия «экологическая культура» [Асланиди, 1995].

В современных исследованиях встречаются довольно разнообразные определения сущности этого понятия. Безусловно, формирование и развитие экологической культуры — сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями идеологии, политики, права, науки, производства, образования и просвещения.

Экологическая культура становится регулятором отношений человека (общества) и природы, ориентирована на перспективу и связана с решением глобальных проблем современности, а также с дальнейшим прогрессом социального развития [Ашиков, 1997].

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой — экологической культуры.

По мнению И. Д. Зверева, понятие «экологическая культура» касается всех сфер материальной и духовной жизни общества. Процесс формирования экологической культуры как базового основания личности должен стать непременной частью деятельности всей системы образования и воспитания [Зверев, 1995].

А. В. Лосев и Г. Г. Провадкин считают, что экологическая культура имеет свою историю и традицию. Она представляет собой совокупность элементов культурного наследия, передающуюся от поколения к поколению и сохранившуюся в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени [Лосев, 1998].

В. А. Ситаров делает вывод о том, что экологическая культура, выступая органической, неотъемлемой частью культуры общества, характеризуется степенью его духовности, степенью нравственности, степенью внедрения экологических принципов в деятельность людей [Ситаров, 2000].

Сущность экологической культуры, по мнению Б. Т. Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально–психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно–практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая — позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая — удерживает человека в рамках, разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая — создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая — ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная — одухотворяет отношения личности к природе и т. д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру [Лихачев. 1998].

Информация о работе Воспитание основ экологической культуры в дошкольном возрасте