Воспитание нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выяснить процесс нравственного воспитания у младших школьников во внеучебное время.
Задачи исследования:
Проанализировать характеристику нравственных качеств с точки зрения разных авторов.
Рассмотреть понятие нравственного воспитания.
Выявить особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте.
Рассмотреть формы и методы воспитания нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время.

Содержание

Введение ……………………………………………….………
Теоретические основы воспитания нравственных качеств младших школьников во внеучебное время……..
Характеристика нравственных качеств, точки зрения разных авторов…………………………………………………………...
Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте……………………………………………...
Выводы по первой главе……………………………………...
Диагностика формирования нравственных качеств у младших школьников во внеучебной деятельности……...
Анализ программ изучения воспитанности школьников…….
Формы и методы нравственных качеств во внеучебной деятельности у младших школьников…………………………
Выводы по второй главе …………………………………….
Заключение ……………………………………………………
Список литературы …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Пашина.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет» 
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

 

Факультет Дошкольного и начального образования

Кафедра

 

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

 

Курсовая  работа

 

По специальности

 

 

 

 

“Допущена к  защите”

____________________________

Исполнитель:

 

“Прошла защиту”

Оценка           _________________________

Научный руководитель:


 

 

 

 

Волгоград

2012г.

 

Оглавление

Стр.

 

Введение ……………………………………………….………

3

Глава 1.

Теоретические основы воспитания нравственных качеств  младших школьников во внеучебное время……..

 

5

1.1.

Характеристика  нравственных качеств, точки зрения разных авторов…………………………………………………………...

 

5

1.2.

Особенности воспитания нравственных качеств в младшем  школьном возрасте……………………………………………...

 

8

 

Выводы по первой главе……………………………………...

17

Глава 2.

Диагностика формирования нравственных качеств у младших школьников во внеучебной деятельности……...

 

18

2.1.

Анализ программ изучения воспитанности школьников…….

18

2.2.

Формы и методы нравственных качеств во внеучебной деятельности у младших школьников…………………………

 

19

 

Выводы по второй главе …………………………………….

27

 

Заключение ……………………………………………………

29

 

Список литературы ………………………………………….

33

 

Приложение…………………………………………………….

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. «Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Так говорил Аристотель.

Нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в нравственной консолидации российского общества.

Общество лишь тогда  способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.

Ключевая роль нравственного сплочения общества отводится образованию. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и нравственная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к нравственному развитию и воспитанию. Основным содержанием нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Нравственный человек должен усваивать элементарные представления об нормах  экологической  этики,  об  экологически  грамотном взаимодействии  человека  с  природой; получать  первоначальный  опыт  эмоционально-чувственного  непосредственного  взаимодействия  с  природой, животными и людьми;   грамотного поведения в природе и обществе; участвовать  в  создании  и  реализации  коллективных проектов; посильно участвовать в деятельности детско-юношеских общественных организаций; усваивать в семье позитивные образцы взаимодействия.

В связи с выше изложенным данное исследование является весьма актуальным. 

Объект исследования: нравственное воспитание младших школьников во внеучебное время.

Предмет исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников во внеучебное время.

Цель работы: выяснить процесс нравственного воспитания у младших школьников во внеучебное время.

Задачи исследования:

      1. Проанализировать характеристику нравственных качеств с точки зрения разных авторов.
      2. Рассмотреть понятие нравственного воспитания.
      3. Выявить особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте.
      4. Рассмотреть формы и методы воспитания нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время.

Гипотеза исследования: предполагается, что воспитание нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время необходимого для благополучного развития личности ребенка в обществе.

База исследования:

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ литературы; обобщение, систематизация материалов исследования.

2. Эмпирические: беседы, наблюдения, анкетирование.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, двух приложений на 5 страницах. Список использованных источников включает в себя 41 источник.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

1.1. Характеристика нравственных качеств, точки зрения разных авторов

В кратком словаре  по философии понятие нравственного  приравненного к понятию мораль «Мораль (лат. точез – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческого поведения (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

В.И. Даль толковал слово  мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с догом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистый, безукоризненной нравственности. Всякое самоотверженное есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность – это внутреннее, духовное качества, которыми руководствуется  человек, этические нормы, правила  поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных веков трактовали понятия нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

В.А. Сухомлинский говорил  о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Василий Александрович  говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай  деревья, попирай красоту, выше ставь  свое личное». Все дело в одной, в  очень важной закономерности нравственного  воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, то он видит, делает, наблюдает».

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего  поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона  воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании   возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Н.И. Болдырев отмечает, что  специфической особенностью воспитания нравственных качеств является то, что его нельзя обособить в  какой – то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок  не только позволяет сущность нравственных категорий, но и учится оценивать  их звания в поступках и действиях  окружающих, собственных поступках.

На определенные роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направленно внимание таких ученых как Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш и многих других.

В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных методов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.  

Процесс воспитания в  школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельности участии в деятельности.

«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий; в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». Последний автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развивается не только умственные способности, ног нравственная сфера личности.

В результате регламентированного  характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные звания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения, указывает И.Ф. Харламов.

Специфической особенностью нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

 

1.2. Особенности  воспитания нравственных качеств  в младшем школьном возрасте

Границы младшего школьного  возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливается в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В это период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [Фридман Л.М., 2001, с. 173].

Все факторы, обусловливающее нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

На нравственном формировании личности оказывают воздействие  многих социальные условия и биологические  факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Развитие морального сознания ребенка происходит через  восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентирами.  Осознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, т.е., формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятие решений и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл восприятия состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому [Аверина Н.Г., 2005 с. 68-71].

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время