Воспитание нравственных качеств у младших школьников средствами народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы :выяление наиболее эффективных средств народной педагогики, направленныых на формирование нравственных качеств у младших школьников.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;
2.Определить место средств народной педагогики в современной начальной школе;
3. Обосновать необходимость использования средств народной педагогики в начальных классах;
4.Разработать путем использования средств народной педагогики повышение уровня нравственного поведения младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого - педагогическая проблема. 6
1.1. Сущность и природа нравственности. 6
1.2. Проблемы нравственного воспитания у младших школьников. 12
1.3. Задачи нравственного воспитания. 16
1.4. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. 18
1.5. Средства народной педагогики. 19
2.1. Подготовительный этап проведения опытно - экспериментальной работы. 36
2.2.Констатирующий эксперимент. Обсуждение итогов работы. 42
Заключение. 48
СПИСО К ЛИТЕРАТУРЫ: 50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая образец.docx

— 77.89 Кб (Скачать файл)

Результаты  анкетирования учителей.

Анализ  результатов показал, что из десяти опрошенных учителей под «народной  педагогикой» двое понимают «понятие, введенное изввестным педагогом» и  восемь – « традиции, обычаи, культуру народа».

Таким образом, можно сказать, что учителя  понимают смысл этого выражения, но имеет ли место народная педагогика в их профессиональной деятельности?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к  анкетам учителей.

В школе пять преподавателей дали ответ  – «частично», трое – ответили положительно и двое педагогов – отрицательно.

Исследователей  работы интересовал следующий вопрос – «Знакомите ли Вы на уроках с обычаями, традициями, культурой русского народа?»

Среди учителей распространены следующие  ответы – два педагога не знакомят вовсе, ещё двое – на всех уроках, трое – на чтении и русском языке, остальные на краеведении, музыке, ИЗО.

Таким образом, результаты показывают, что  учителя обращаются к истории  народа, но в основном это осуществляется на уроках чтения и русского языка.

Какое место занимают средства народной педагогики во внеклассной работе?

Для ответа на этот вопрос проанализируем результаты беседы преподавателей с  исследователями через вопрс  анкеты – «Какую воспитательную работу Вы проводите во внеурочное время  с детьми?»

Мы  получили следующие результаты: большинство  учителей проводят праздники и ходят  с учащимися в музей, на выставки. Лишь некоторые ( 2 человека) водят детей  в походы и одна учительница ходит  с учениками в библиотеки. Значит, приобщение к народной педагогике происходит в этой школе. Дети приобщаются к  ощению с природой ( ходят в походы), к истории народа (посещение музеев, выставок), к живому слову ( посещение  библиотек).

« Повлияло ли использование средств  народной педагогики на формирование нравственных качеств школьников вашего класса?»

На  этот вопрос по четыре учителя ответили положительно и «частично», два учителя  ответили отрицательно.

Таким образом, можно сказать, что большинство  преподавателей считают, что средства народной педагогики влияют на нравтвенность  учеников.

Для выявления понимания сущности нравственных качеств мы использовали такой метод  сбора информации, как анкетирование  детей.

В качестве исходного материала, на котором  изучался нравственный опыт младших  школьников, были выбраны такие моральные  нормы, как «ответственность» и  «доброжелательность», которые очень  актуальны на современном этапе  жизни общества. Анализ теоретической  литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности  указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной  необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие  и перспективные результаты своей  деятельности, соотнесение своих  условий и их возможных последствий  с интересами других людей.

Нравственная  норма «доброжелательность» характеризовалась  в большей мере взаимоотношениями  между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения  человека к лучшему и в его  способности, готовность придти на помощь советом и делом.

При определении особенностей нравственного  опыта младших школьников использовались следующие критерии:степень соответствия нравственой норме знаний; их глубина  и широта.

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как  понимание ими сущности моральных  норм, знание способов поведения.

Результаты  анкетирования мы свели в таблицу  №4

Оценку  понимания сущности моральных норм и знания способов поведения у  учащихся 3 класса мы проводили по трёхбальной  системе.

3 балла – правильно;

2 балла - правильно, но не точно;

1 балл – неправильно.

Анализируя  результаты проведенного анкетированиямы  получили следующее:

На  первый вопрос 9 из 10 учеников ответили правильно( что составляет 90%). Это  говорит о том, что преобладающее  большинство учащихся понимают сущность слова « ответственность».

На  вопрос «Как обычно ведет себя ответственный  человек?» также правильно ответили 9 учеников. На последующий вопрос «Как обычно ведет себя безответственный человек?» правильный ответ дали 5 учеников(50%), правильно, но не точно  ответили трое(30%) и двое не знают  как ведет себя безответственный человек. По этим трем вопросам можно  сделать такой вывод, что в  целом ученики з класса понимают смысл слова «ответственность»  и могут отличить поведение ответственного человека от безответственного.

На  четвертый вопрос анкеты «Как ты думаешь, что такое доброжелательность?»  правильно ответили 6 учеников(60%), а  остальные понимают сущность слова  « доброжелательность», но не точно. На вопрос о поведении доброжелательного  человека правильный ответ дали 5 учеников(50%), трое(30%) – правильный, но не точный, а двое не смогли дать првильного ответ. На следующий вопрос «Как ведет себя недоброжелательный человек?» 6 учеников дали верный ответ, трое – не точный и один ученик не знает поведение  недоброжелательного человека. По ответам  на последние три вопроса можно  сказать, что учащиеся понимают смысл  доброжелательности и могут отличить поведение доброжелательного человека от поведения недоброжелаьельного.

Таким образом, можно сказать, что ученики 3 класса понимают сущность таких моральных  норм, как ответственность и доброжелательность и могут правильно определить поведение ответственного и безответственного  человека и поведение доброжелательного  и недоброжелательного человека.

Для уточнения источника знаний учащихся по устному народному творчеству нами была проведена беседа с учащимися 3 класса, вопросы которой педоставлены в п.2.1. Результаты беседы – в приложении. Проанализировав ответы учащихся на вопросы беседы, отметим, что среди  учащихся с низким уровнем знаний (Андрей Б., Настя В., Юля М., Костя  О., Коля П., Аня С., Лёша Т., Дима У.) на вопрос о том, какая музыка звучит дома, двое ответили – «современная, зарубежная», трое – поют народные песни, а остальные не смогли ответить на данный вопрос. Библиотеки эти школьники  посещают ( кроме Насти В.).Сказки – в большинстве ответов –  родители или бабушки рассказывали (лишь Дима У. Не помнит).Троим из них  на ночь пели колыбельные песни, остальные  же затруднились дать ответ на этот вопрос. аИсследователей работы в  большей степени интересовали вопросы  № 9 и №10 – «Откуда узнал(а) о  сказках, загадках, пословицах, поговорках? Пригодятся ли они в жизни?» и « Нужно ли их изучать в школе?». На данные вопросы были получены ответы:Лёша Т., Дима У. И Аня С. узнали о них в садике, Юле М. и Коле П. рассказывали о сказках и загадках в школе, от мамы и бабушки узнал Костя О., Настя В. – от сестры, а Андрей Б. – не помнит. Значит, определенного источника знаний устного народного творчества не отмечается. Большинство из опрошенных ответили, что сказки, пословицы и поговорки им в жизни пригодятся, также они считают, что в школе их надо изучать, чтобы быть спрведливыми, умными. Только Андрею Б. Сказки, пословицы и поговорки в жизни не понадобятся и изучать их в школе не следует. Из ответов детей ясно, что преобладающему большинству интересен данный источник народной педагогики. Анализ беседы с учащимися, имеющих средний уровень знаний народного творчества(Миша Д. и Шура К.), показал, что в их семьях поют народные песни, они оба ходят на кружки, любят читать сказки, в детстве им обоим мамы и бабушки рассказывали сказки и пели колыбельные песни, а о сказках, загадках и поговарках они узнали в садике и от родителей. Ребята твердо уверены, что для того, чтобы в жизни стать честными, доброжелательными и вежливыми людьми – надо читать и изучать в школе сказки, загадки, пословицы и поговорки. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что этим ученикам интересно изучать устное народное творчество, они понимают, что с их помощью человек становится высоконравственной личностью. 

 

Заключение.


Проблему  нравственного воспитания исследовали  и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.

На  основе результатов исследования (теоретического и практического) нами сделаны следующие  выводы.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при использовании в  учебно – воспитательном процессе средств народной педагогики.

Этой  работой мы подтвердили «закономерность» нравственного воспитания, которую  сформулировал В. А. Сухомлинский: «Если  человека учат добру – в результате будет добро».Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых  формах, с использованием средств  народной педагогики.

Мы  пришли к выводу, что успешному  формированию нравственных качеств  способствуют:

1. Личный пример учителя;

2.Полное  раскрытие и понимание содержания  нравственности, значимости в обществе  и самой личности;

3.Использование  средств народной педагогики  для нравственного воспитания.

Таким образом, можно сказать следующее: нравственное воспитание – непрерывный  процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и  нормами поведения. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место  в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние  и на умственное развитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

В ходе проведения эксперимента в третьем  классе Визябожской средней школы  было определено место средств народной педагогики в современной начальной  школе. Было установлено, что учителя  в определенной степени осознают важность народной педагогики и на уроках, и во внеурочное время, применяют  средства народной педагогики – обращение  к языку, к труду, к общению  с природой – но это происходит не до конца осознанно, то есть утеряна  смысловая связь между сущностью  народной педагогики и той работой, которая ведется преподавателями  по воспианию «всесторонне развитой личности». 

 

СПИСО К ЛИТЕРАТУРЫ:


Книги:

1.Лунина  Г. В. Воспитание детей на  традициях русской культуры:учеб.- методическое пособие/ Г. В.  Лунина. –М. :ЦГЛ,2005. – 125.

2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах  - М: 1984 , т.4.

3.Сахипова  Р. А. Воспитание и обучение  на традициях народной педагогики:учеб. пособие/ Р. А.Сахипов. – М. : Изд – во МПСИ,2005. – 143 с.

4.Бабанский  Ю. К. Педагогика: Курс лекций. – М.

5. Шорыгина Т. А. Общительные  сказки : Социально – нравственное  воспитание/Т. А.Шорыгина. – М.:Книголюб,2005.-80 с.

6. Болдырев Н. И. Нравственное  воспитание школьников. – М.: Просвещение.1979.

7. Архангельский Н. В. Нравственное  воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 

8.Божович  Л. И. О нравственном развитии  и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

9.Даль  В. И. Толковый словарь живаго  великорусского языка - М: 1979, т. 11.

10.Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

11.Дробницкий  О. Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.

12.Козлов  Э. П. Воспитание нравственного  сознания школьников. Изд-во Ростовского  ун-та, 198310.Ковалев Н. Е., Райский  Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение  в педагогику: Учебное пособие  для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.

13.Марьенко  И. С. Нравственное становление  личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.

14.Ковалев  Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин  Н. А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических  институтов. – М.: Просвещение, 1987. –  386с.

15.Уледов  А. К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979. 

16.Краткий  словарь по философии – М.: 1982.

17. Болдырев Н. И. Методика воспитательной  работы в школе. – 2-е изд.  – М., 1979;

18.Макаренко  А. С. проблемы школьного советскоговоспитания: Соч. – Т.5.

19.Кузина  Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная  педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.

20.Матвеева  Л. И. Развитие младшего школьника  как субъекта учебной деятельности  и нравственного поведения. –  Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.

22.Ницше.  Сочинение в 2-х томах - М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.

23.Ожегов  С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый  словарь русского языка, 2 издание  - М: 1995.

24.Волков  Г. Н. Этнопедагогика. –М.: «Академия», 1999г.

25.Рубинштейн  С. Л. Психолого-педагогические  проблемы  нравственного  школьников. - М.: Просвещение, 1981.

26.Сухомлинский  В. А. Избранные педагогические  сочинения – М.:1980, т.2.

27.Уледов  А. К. Нравственное воспитание. – М.: Мысль,1979.

28.Асеев  В. Г. Мотивация поведения и  формирование личности. – М.: 1976;

29.Ушинский  К. Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.

Статьи:

1.Булатова  З. А. Социально – педагогические  условия нравственного воспитания  детей на традициях народной  педагогики/ З. А.Булатова// Вестник  Университета Рссийской академии  образования. – 2008.№5. –С.132 –  135.- Библиогр. в конце ст.

2. Жданов Н. М. Педагогические  условия подготовки студентов  к патриотическому воспитанию  школьников средствами народной  педагоики/ Н. М. Жданова// Педагогическое  образование и наука.-2008.№7.-С.43-45.

3.Ковель  М. Ю.Педагогика народной сказки/ М. Ю.Ковель// Директор школы. -2009.-№3.-С.69-75

4. Неретина Л. В. Роль народных  праздниаов в системе воспитания/ Л. В.Неретина//Начальная школа  плюс До и После.-2008.-№10.-С.7-9.

5.Поштарева  Т. В. Развитие с опорой на  национальные традиции/ Т. В.Поштарева//Начальная  школа плюс До и После.-2008.-№10.-С.9-11.

6.Третьякова  Т. В. Развитие толерантности  социальных педагогов средствами  народной педагогики/Т. В.Третьякова//Педагогическое  образование и наука.-2009.-№2.-С.96-100.

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у младших школьников средствами народной педагогики