Воспитание нравственных качеств у младших школьников средствами народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы :выяление наиболее эффективных средств народной педагогики, направленныых на формирование нравственных качеств у младших школьников.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;
2.Определить место средств народной педагогики в современной начальной школе;
3. Обосновать необходимость использования средств народной педагогики в начальных классах;
4.Разработать путем использования средств народной педагогики повышение уровня нравственного поведения младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого - педагогическая проблема. 6
1.1. Сущность и природа нравственности. 6
1.2. Проблемы нравственного воспитания у младших школьников. 12
1.3. Задачи нравственного воспитания. 16
1.4. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. 18
1.5. Средства народной педагогики. 19
2.1. Подготовительный этап проведения опытно - экспериментальной работы. 36
2.2.Констатирующий эксперимент. Обсуждение итогов работы. 42
Заключение. 48
СПИСО К ЛИТЕРАТУРЫ: 50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая образец.docx

— 77.89 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Коми  Государственный Педагогический Институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Курсовая  работа

Воспитание  нравственных качеств у младших  школьников средствами народной педагогики.

Научный руководитель:

Быстрова  В. П.

Исполнитель:

Студентка 631 группы

Ульянова  З. В.

Сыктывкар

2009 г.

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого - педагогическая проблема. 6

1.1. Сущность и природа нравственности. 6

1.2. Проблемы нравственного воспитания  у младших школьников. 12

1.3. Задачи нравственного воспитания. 16

1.4. Идеи известных деятелей педагогики  о роли нравственного воспитания  в развитии личности. 18

1.5. Средства народной педагогики. 19

2.1. Подготовительный этап проведения  опытно - экспериментальной работы. 36

2.2.Констатирующий эксперимент.  Обсуждение итогов работы. 42

Заключение. 48

СПИСО К ЛИТЕРАТУРЫ: 50 

 

ВВЕДЕНИЕ.


Во  все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические  преобразования, происходящие в современном  обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение  можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький  человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных  источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного  характера, которые (источники) ежедневно  обрушиваются на неокрепший интеллект  и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует  высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение  к другим людям на основе уважения и доброжелательнос ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».[ 29, с.431]

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника  о нормах поведения, утверждаемых в  современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения  норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать  происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано  с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение  и функция начальной школы  в системе непрерывного образования  определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основной  функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных  способностей учащихся к активно - деятельностному  взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного  отношения к окружающим, овладение  этическими, эстетическими и нравственными  нормами.

В научном обосновании обновления содержания образования начальной  ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур  в соответствии со своими индивидуально-возрастными  особенностями.

Актуальность  работы обусловлена значимостью  проблемы низкого уровня нравственного  поведения учащихся современной  начальной школы. Для решения  данной прблемы учителю требуется  не только знание предметов начальных  классов и методика их преподавания, но и умениение направить свою деятельность на формирование нравсвенного воспитания.

Цель работы :выяление наиболее эффективных средств народной педагогики, направленныых на формирование нравственных качеств у младших школьников.

Задачи:

1.Изучить  и проанализировать литературные  источники по теме исследования;

2.Определить  место средств народной педагогики  в современной начальной школе;

3. Обосновать необходимость использования  средств народной педагогики  в начальных классах;

4.Разработать  путем использования средств  народной педагогики повышение  уровня нравственного поведения  младших школьников.

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс, направленный на формирование нравствнных качеств у младших школьников.

Предмет исследования:средства народной педагогики.

Базой исследования является Визябожская  СОШ. 

 

Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого - педагогическая проблема.


1.1. Сущность и природа нравственности.  

  В кратком словаре по философии  понятие нравственности приравнено  к понятию мораль. «Мораль (латинское  mores-нравы) - нормы, принципы, правила  поведения людей, а так же  само человеческое поведение  (мотивы поступков, результаты  деятельности), чувства, суждения, в  которых выражается нормативная  регуляция отношений людей друг  с другом и общественным целым  (коллективом, классом, народом,  обществом).» [16, с.191 – 192].

В. И. Даль толковал слово мораль как  «нравственное ученье, правила для  воли, совести человека»[9, с. 345 ]. Он считал: «Нравственный — противоположный  телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к  одной половине духовного быта, противоположный  умственному, но сопоставляющий общее  с ним духовное начало, к умственному  относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого  сердцем гражданина. Это человек  нравственный, чистой, безукоризненной  нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».[9, с. 558 ].

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. мы видим: «Нравственность  — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [23, с 414].

Мыслители разных веков трактовали понятие  нравствен ности по-разному. Еще  в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о  нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего  всеми добродетелями  человека». [2, с. 360 ]. А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [22, с.289 ]«Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ»[22, с. 735 ]. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответ ствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что  необходимо заниматься нравственным воспитанием  ребенка, учить «умению чувствовать  человека». Василий Александрович  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»[26, с.120 ].

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно  вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

На  нравственное формирование личности оказывают  воздействие многие социальные условия  и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна  из задач воспитания - правильно  организовать деятельность ребенка. В  деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения  могут влиять на изменение целей  и мотивов деятельности, что в  свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Развитие  морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание  содержания воздействий, которые поступают  и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и  ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие  приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с  этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков.

Направленность  школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в  том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения  и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного  воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание  моральных принципов и норм прямо  связано с осознанием образцов нравственного  поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Сухомлинский  считал, что «незыблемая основа нравственного  убеждения закладывается в детстве  и раннем отрочестве, когда добро  и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию  ребенка лишь при условии яркой  наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»[26, с.170 ] .

Школа является основным звеном в системе  воспитания подрастающего поколния.

На  каждом этапе обучения ребёнка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать  им в разных ситуациях. Учебный процесс  тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда  содержание образования увеличилось  в объёме и усложнилось по своей  внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных  понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем  знания по конкретным учебным предметам[4, с.352 ].

Н. И. Болдырев отмечает, что специфической  особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить  в какой – то сепциальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей ( играх, учебе), в  тех разнообразных отношениях, в  которые они вступают в различных  ситуациях со сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.

Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, прадполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий[6, с.102 ].

Рассматривая  систему нравственного воспитания, Н. Е. Квалева, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин  различают несколько аспектов:

Во  – первых, осуществление согласованных  воспитательных влияний учителя  и ученического коллектива в решении  определенных педагогических задач, а  внутри класса – единство действий всех учащихся.

Во  – вторых, использование приемов  формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В – третьих, под системой нравственного  воспитания понимается также взаимосвязь  воспитываемых в данный момент моральных  качеств у детей.

В – четвертых, систему нравственного  воспитания сдедует усматривать  и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.[14, с.198 ].

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место заниает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок не только познает  сущность нравственных категорий, но и  учится оценивать их знание в поступках  и действиях окружающих, собственных  поступках[25, с. 58 ].

Итак, теоретический анализ состояния  проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод  о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному  вопросу, которые можно взять  на вооружение при повышении нравственного  воспитания школьников. 

 

1.2. Проблемы нравственного  воспитания у младших школьников.


 

 Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали  общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и  насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность  влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую  роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и  грубости, познакомить ребенка с  принципами морали и этики, формировать  нравственные представления и понятия.  

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у младших школьников средствами народной педагогики