Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:57, реферат

Краткое описание

Понятие и основные показатели толерантности, механизмы ее проявления в поликультурной среде. Проблема воспитания культуры толерантности.

Вложенные файлы: 1 файл

Толерантность является важным концептом сознания русского человека и жизнен.docx

— 24.48 Кб (Скачать файл)
 

Толерантность является важным концептом сознания русского человека и жизнен¬но важной историко-философской проблемой, суть которой заключается во избежание уничтожения  человеческого в человеке.

Этимология термина  «толерантность» восходит от лат. tolero – нести, держать, а также переносить, сохранять. Указывая, таким образом, на то, что все, что мы держим в руках и несем по жизни, требует от нас определенных усилий и умений «выносить, страдать, терпеть». Однако, по мнению Е.А. Кроткова, за простотой лексического значения термина скрываются  сложные, противоречивые, а порой и драматические человеческие отношения, далеко выходящие за границы психологической уравновешенности в общении и взаимной вежливости. Ученый подчеркивает, что суть слова «толерантность» является производным от двухместного предиката «Х толерантен к Y», где Х – какой-то человек или общественная группа, а Y – другой человек или другая общественная группа [6,с.1]. Собственно такая позиция подтверждается пониманием толерантности в разных национальных культурах. Языковые переводы термина подчеркивают следующие смысловые оттенки толерантности:

  • устойчивость, выносливость, терпимость (английский язык);
  • уважение свободы другого, его образа мысли, поведения (французский язык);
  • великодушие в отношении других людей (китайский язык);
  • терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению,  снисходительное отношение к чему-либо или к кому-либо (русский язык).

Американский  словарь «American Heritage Dictionary» определяет толерантность в широком смысле слова как «способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей» [14,с.10]. К. Уэйн дополняет это определение, подчеркивая, что «это не просто признание и уважение убеждений других людей, а признание и уважение других людей, которые отличаются от нас самих, признание как определенных личностей, так и социальных или этнических групп, к которым они принадлежат» [13,с.16]. Это, безусловно, важно для полиэтнического  государства, так как традиционно объектом нетерпимости часто выступают этнические культуры и этносы.

Основная проблема толерантности заключается в  том, что в фактуальном плане она не симметрична, поскольку трудно одной стороне быть толерантной к другой при одновременной нетерпимости другой. На эту особенность толерантности, возможность изменения позиций взаимодействующих сторон указывает ряд исследователей.

Престон Кинг интерпретирует толерантность как отрицание  и сдерживание нетерпимости, замену ее на более позитивную реакцию [16.P.13], подчеркивая, что человек должен терпимо относиться к убеждению  или действию других людей, которое  он считает неправильным.

Аналогичную точку  зрения высказывает П. Николсон, ведущий  разработчик западной либеральной  традиции. Он указывает на тот аспект, что толерантность есть моральный  идеал, позволяющий преодолеть чувство  расовой или этнонациональной неприязни и нетерпимости [цит. по 6].

Вместе с тем  П. Кардинер [6] считает, что толерантность нельзя путать с непредубежденностью, непредвзятостью,  предполагающей абсолютно нейтральное отношение или снисхождение ко всем убеждениям и действиям, каковы бы они не были, например к  национальному экстремизму. Такая непредубежденность может возникать в случае, если воспринимать любое убеждение как имеющее право на существование. Возникает вопрос о моральной ценности убеждений и действий. Таким образом, П. Кардинер подводит нас к мысли о наличии у личности предпочтительной системы ценностей по сравнению с другой. Такая система ценностей может базироваться на этнокультурных, религиозных и общечеловеческих ценностях. Каждый человек волен выражать свое мнение, отношение, ценностные ориентации. При этом особый акцент делается автором на то, что не может быть подавления чувств, мыслей этого человека. Таким образом, толерантность выступает нравственным принципом невмешательства в субъективную, интимную сферу другого человека. Она касается публичного выражения этих мнений, чувств ценностных ориентаций, а также соответствующих им поступков, так как только они могут быть приняты или отвергнуты другим.

Показателем толерантности  является намеренное допущение или  воздержание от препятствования  действиям, рассматриваемым как  ложные с моральной точки зрения. Человеку может быть что-то непонятно  в плане норм и ценностей другой культуры, но это не дает ему права  чувствовать и проявлять свое превосходство.

Таким образом, толерантность - это личностный концепт  отрицания и сдерживания неприязненного отношения к инокультурным ценностям, моральный идеал, позволяющий преодолеть эти чувства, ориентирующий на нравственные действия и поступки по отношению к этим культурным ценностям. Следовательно, толерантность связывается с двумя факторами, определяющими действие человека, - объективным и субъективным. Первый выражается в конкретном поступке, каком-то деянии, значимом для конкретного общества, группы, отдельного индивида. Субъективный фактор толерантности проявляется в оценке событий через призму интересов, культурных, нравственных и других  ценностей человека.

Понять механизмы  проявления толерантности в поликультурной среде возможно через биологический  подход [9], который был обоснован  П. Медаваром в 1953 году и означал «иммунологическое отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген при сохранении иммунореактивности организма ко всем прочим антигенам». Как подчеркивают психологи, если человек сталкивается с чем-то, вызывающим у него чувство протеста, неприятия, возмущения, он должен «канализировать» эти негативные чувства в русло, безопасное для объекта (или субъекта) возмущения. Иначе говоря, проявить способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора или социальной среды. «Антигенами», разрушающими российскую культуру, традиционные представления о должном и недолжном, о дозволенном и недозволенном, о добре и зле, являются насилие, жестокость, наркотики, равнодушие к брошенным детям, неприятие культурных ценностей других народов, гипертрофированные формы массовой культуры и т.д.

Таким образом, этнокультурное образование должно сформировать настолько устойчивые концепты личности, базирующиеся на системе  моральных и культурных ценностей  своего народа и поликультурного  окружения, которые способны противостоять  разрушающим культуру и личность «антигенам». Этническая культура в  образовании выступает важнейшим  средством воспитания моральных  норм, ориентиров и ценностей, неким  иммуносберегающим фактором,  позволяющим «канализировать» негативное влияние гипертрофированных форм культуры.

Проблема воспитания культуры толерантности волновала  великих мыслителей. Во все времена  философы искали разрешение конфликта  меж-ду существующими моральными нормами и реальным их воплощением в поведении человека. Многообразие ценностных ориентаций вызывало на-пряжение в общественных отношениях, вражду и ненависть людей, кото-рые требовали решения, в том числе и через терпимость. Китайский мудрец Конфуций призывал: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

Античные философы Сократ и особенно Платон видели путь воспитания толерантности в интеллектуальном аскетизме, духовном и социальном спло¬чении людей. Ранняя патристика, в частности Тертуллиан в трактате «О терпимости», размышляла о воспитании толерантности через смирение и аскетизм, показывая божественное начало этого феномена.

Христианская  концепция терпимости утверждает равенство  всех перед Божественным Законом  и предлагает «терпеливое послушание», покоящееся на любви, смирении, всепрощении. Нравственные евангельские заповеди (не укради, не убей и другие) проникнуты  общечеловеческими ценностями, уважением и состраданием к человеку, без соблюдения которых не может быть сострадания ко всему живому.

Гоббс, Спиноза, Руссо, Монтескье утверждали, что  все люди свободны и равны от рождения и в своих действиях руководствуются  личными интересами, которые могут  сталкиваться, приводя к  непониманию. Путь преодоления таких столкновений они видели в духовном раскрепощении человека.

Философия Нового времени (Д.Локк, Ф.Вольтер и др.) предлагала свой вариант воспитания толерантности, связанный с пониманием терпимости как субъективной категории, зависящей  от  самоопределения и жизненной позиции при условии наличия равенства прав, уважения других и другими.

Идеи толерантности  проходят через всю российскую  гуманистическую философию. В. Соловьев, В. Розанов, П. Флоренский, Н. Бердяев и др. выразили сущностные характеристики толерантности в таких понятиях, как терпимость, всеединство, нена¬силие и др. Понимание терпимости развивалось в двух руслах: религиозно-философском и светском, для которых были характерны антропоцентризм и со¬циальная ориентация.

Обращение к  проблемам терпимости начинается в  России в XVIII в. Русские религиозные  мыслители XVIII в. Тихон Задон¬ский и Паисий Величковский, осмысливая ос¬новные постулаты православия, особо выделили проблемы терпимости. В ча¬стности, Тихон Задонский в произведении «Сокровище духовное, от мира собираемое» подчеркивал сущность терпимо¬сти не только в отсутствии мести, но и нежелании дальнейшего мще¬ния. Таким образом, указывал на воспитание у человека всепрощения.

Русские просветители XVIII - начала XIX вв., рассматривая человека через призму социального, акцентировали  не собственно его сущность, а существование. Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, С.Е.  Десницкий, А.П. Куницын и другие в своих трудах утверждали самоценность личности, веру в мощь  его разума, определяющую возможность гармонии общественных отно¬шений на справедливых, разумных началах.

В русской философии  ХIХ века обнаружива¬ется несколько подходов к решению проблем терпимости. Первый подход связан с именем В.С. Соловьева, который разводит по¬нятия «терпеливость» и «терпимость». В первом случае он понимает страдатель¬ную сторону того душевного качества, которое в деятельном своем проявлении называется великодушием, а иногда - духовным мужеством. По мнению философа, терпеливость, великодушие, мужество, невозмутимость - это явления одного порядка с очень тонкими, чаще всего субъективными оттенками толкования их при сравнительных оценках. Терпимость же, по мнению В.С. Соловьева, является разновидностью тер¬пеливости и понимается как «допущение чужой свободы, хотя бы предпо¬лагалось, что она ведет к теоретическим и практическим заблуждениям. И это свое свойство, и отношение не есть само по себе ни добродетель, ни порок, а может быть в различных случаях тем или другим, смотря по пред¬мету...» [10,с.194].

Исследуя формы  поведения человека, П.А. Cорокин в «Соци-ологических этюдах об основных формах общественного поведения и морали» доказывает, что все поступки человека есть акты «делания» чего-либо или «неделания». «Неделание» понимается автором как  «воздер-жание», что нельзя смешивать с «терпением». Разводя эти понятия, он трактует воздержание как пассивный акт, как избежание каких-либо действий. Терпение же есть акт активный, «состоящий именно в терпении ряда воздействий, исходящих от других людей»  [11,с.52].

Связь толерантности  и ненасилия актуализировал Л.Н. Толстой, предложивший миру учение о  «непротивлении злу». На практике ненасилие - это отказ быть судьей поступков  других лю¬дей. «Речь идет не о том, чтобы вообще отказываться от оценки действий других людей, а о том, чтобы оценивать людей как людей, чтобы не поку¬шаться на их свободу, нравственное достоинство - само их право опреде¬лять свою жизнь. Тем самым человек относится к другим людям как к бра¬тьям» [3,с.53].

В истории педагогической мысли XX век отмечается как полный противоречий в изучении толерантности. С середины 30-х годов слово  «толерантность» уходит из социокультурного лексикона Советской России, оставаясь, в лучшем случае, достоянием слова¬рей иностранных слов.

Вместе с тем  в исторически долгом процессе защиты прав и достоинств человека мировая  культура накопила демократический  опыт утверждения и реализации идей толерантности. Этот мировой опыт нашел  отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, в которой заложены идеи гуманизма, братской терпимости в  отношении друг к другу.  В принятой в 1995 году Организацией Объединенных Наций «Деклара¬ции принципов терпимости» толеран¬тность  осмысливается как уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуаль¬ности [4]. Таким образом, размышления о путях формирования толерантности  человека и человеческих сообществ имеют многовековую историю.

Современное российское общество в силу своей полиэтничности, многоязычия и поликультурности требует усиления внимания к воспитанию межкультурной толерантности школьников, так как от ее результативности зависит мирное сосуществование народов и  взаимное обогащение различных культур.

Мировая педагогическая мысль в ответ на появление  новых социокультурных реалий (стремление к этническому самоопределению в условиях нарастающей глобализации, проблемы мультикультурного  общества и др.) разрабатывает новые стратегии образования, базирующиеся на теории толерантности. Среди них:

Информация о работе Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании