Воспитание звуковой культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время у детей стали чаще наблюдаться случаи врожденной глухоты, а также потеря слуха в раннем возрасте. По данным слухового скрининга (отбора), проведенного в родильных домах США, врожденные дефекты слуха встречаются у одного из ста новорожденных.
Полная или частичная потеря слуха у ребенка – единственный физический дефект, приводящий к снижению интеллекта и задержке умственного развития. Глухота резко уменьшает возможности ребенка воспринимать собственную речь и речь окружающих, таким детям тяжело научиться говорить.

Вложенные файлы: 1 файл

Нарушение слуха у детей.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Нарушение слуха  у детей!

В последнее время у детей  стали чаще наблюдаться случаи врожденной глухоты, а также потеря слуха  в раннем возрасте. По данным слухового  скрининга (отбора), проведенного в  родильных домах США, врожденные дефекты слуха встречаются у  одного из ста новорожденных. 
Полная или частичная потеря слуха у ребенка – единственный физический дефект, приводящий к снижению интеллекта и задержке умственного развития. Глухота резко уменьшает возможности ребенка воспринимать собственную речь и речь окружающих, таким детям тяжело научиться говорить.

Как правило, нарушение слуха вызывают следующие факторы:

  • Наследственная семейная глухота и тугоухость;
  • Инфекционные заболевания, особенно вирусные, перенесенные женщиной в период беременности – наибольшую опасность представляют краснуха, эпидемический паротит (свинка), ветряная оспа, опоясывающий лишай;
  • Врожденные анатомические дефекты головы и шеи, в частности ушной раковины, незаращение верхней губы и твердого неба (“волчья пасть”);
  • Маленький вес ребенка при рождении (1500г и меньше);
  • Желтуха новорожденного, которая возникает в результате резус конфликта матери и плода и сопровождается значительным повышением уровня желчного пигмента билирубина в крови ребенка;
  • Эпидемический менингит (воспаление оболочек мозга);
  • Асфиксия новорожденного, который имел показатели по шкале Апгар 0-3 балла;
  • Применение антибиотиков для лечения различных заболеваний.

Если ребенок относится  хотя бы к одной из перечисленных  групп риска или у него наблюдается  задержка речевой активности, логопедические проблемы, задержка развития по сравнению с другими детьми, необходимо обратиться за помощью к специалистам и провести полное обследование слуха.  
К сожалению, в нашей стране 30% детей с нарушением слуха выявляют после 3-х летнего возраста. Чаще нарушение слуха выявляется только в возрасте 6-7 лет, когда ребенок должен идти в школу. В большинстве случаев таким детям можно помочь и не дать окончательно утратить слух, но за такое длительное время у ребенка формируется специфическая психология и ему тяжело приспособиться в среде нормально слышащих детей. Переучивать плохо слышащих детей очень сложно, потому что у ребенка нет достаточного слухового опыта.  
Очень важно исследовать слух у новорожденного в течение первых недель его жизни, чтобы своевременно выявить врожденные нарушения. На Западе и в Америке такое исследование является обязательным.

Вовремя заподозрить нарушение  слуха могут и сами родители ребенка, следует лишь обратить внимание на следующие моменты:

Проследите за тем, как ребенок спит, просыпается ли он от внезапных громких звуков: стук двери, звонок и др.

Как реагирует (и реагирует ли вообще) ребенок на громкие звуки во время  бодрствования.

В возрасте трех месяцев дети начинают произносить звуки или “гулить”, глухие дети молчат.

Если у ребенка обнаруживается нарушение слуха, то необходима консультация специалиста и обследование. Важно  как можно раньше (с 3-4 месячного  возраста) установить слуховой аппарат  и разработать программу реабилитации. Обязательно проводятся специальные занятия для детей по развитию слухового восприятия с одновременным формированием устной речи и навыков чтения.

Видимая речь" - компьютерный комплекс для визуализации процесса формирования и коррекции характеристик голоса, правильного звукопроизношения. Комплекс предназначен для занятий с детьми, начиная с двухлетнего возраста, школьниками и взрослыми. Незаменим при обучении глухих и слабослышащих устной речи, в логопедической практике, изучении иностранного языка. Содержит упражнения для корректировки голоса и фонологические упражнения.

Тугоухость может быть связана с поражением наружного, среднего и внутреннего уха или центральной части слуховой системы .

Заболевания наружного и среднего уха вызывают кондуктивную тугоухость , а заболевания внутреннего уха и заболевания преддверно-улиткового нерва - нейросенсорную тугоухость .

Причинами кондуктивной тугоухости могут быть:

- закупорка наружного  слухового прохода серой, 

- закупорка наружного  слухового прохода тканевым детритом  или 

- закупорка наружного слухового прохода инородными телами,

- отек наружного слухового  прохода, 

- стеноз наружного слухового прохода и

- опухоли наружного слухового прохода;

- перфорация барабанной перепонки (в частности, при хроническом среднем отите );

- разрушение слуховых косточек (например, некроз длинной ножки наковальни в результате травмы или инфекции) или

- утрата подвижности  слуховых косточек (при отосклерозе );

- наличие жидкости  в среднем ухе, 

- рубцов в среднем  ухе или 

- опухолей в среднем ухе.

Нейросенсорная  тугоухость подразделяется на

- кохлеарную тугоухость , обусловленную поражениями внутреннего уха ( акустическая травма , вирусная инфекция , прием ототоксичных препаратов , перелом височной кости , менингит , отосклероз улитки , синдром Меньера , возрастные изменения), и

- ретрокохлеарную тугоухость , связанную с поражениями путей слуховой системы и поражением центров слуховой системы (чаще всего - шваннома преддверно-улиткового нерва и другие опухоли мостомозжечкового угла , а также опухоли иной локализации, сосудистые заболевания , демиелинизирующие заболевания , дегенеративные заболевания и травмы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратовский областной  социально-педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушения зрения у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              студентки 41 группы 

БАРКОВОЙ ДАРЬИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2008


Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи