Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста. Поэтому целью исследования явилось изучение процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста. Задачи исследования:
Изучить проблему в теорию:
- изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
- изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в программах ДОУ.
...

Содержание

Введение
Глава I . Теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
1.1 Роль культурно-гигиенических навыков в приобщении детей к здоровому образу жизни.
1.2 Психолого - педагогические особенности детей раннего возраста.
1.3 Анализ программ по формирование культурно-гигиенических навыков в программах ДОУ.
1.4 Приёмы и средства формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
Глава II . Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
2.1 Выявление уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет при поступлении в ДОУ.
2.2 Разработки программы по формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
2.3. Проверка эффективности проделанной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik_2012.docx

— 143.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава I .  Теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.

    1. Роль культурно-гигиенических навыков в приобщении детей к здоровому образу жизни.
    2. Психолого - педагогические особенности детей раннего возраста.

1.3 Анализ программ по формирование культурно-гигиенических навыков в программах ДОУ.

1.4  Приёмы и средства формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.

Глава II . Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.

2.1   Выявление уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет при поступлении в ДОУ.

2.2   Разработки программы по формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.

2.3. Проверка эффективности проделанной работы.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.

 

 

 

Введение.

      Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми[10;31].

Формирование привычек и  навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит  от ряда факторов: условий, своевременности  начала этой работы, эмоционального отношения  ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей  в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется  формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые  обязанности, новые вещи, новый вид  деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять  не только то, что им приятно, но и  то, что необходимо, преодолевая  трудности разного характера[10;32].

Воспитание у детей  навыков личной и общественной гигиены  играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному  поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых  гигиенических правил и норм поведения  зависит не только их здоровье, но и  здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с  детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены  стало для них естественным, а  гигиенические навыки с возрастом  постоянно совершенствовались.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических  навыков детей занимались такие  отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков  осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы  она не препятствовала этому процессу.

Развитие культурно-гигиенических  навыков у детей раннего возраста  ─ одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической и методической разработки этой проблемы  и осуществление её на практике.

       Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно  важный процесс социализации малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличии от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

             Как не важны навыки не следует забывать что, одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всем и требуя от ребенка выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдать, быть аккуратными, внешне опрятными и т.п.

           Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста. Поэтому целью исследования явилось изучение процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста.

Объект исследования: процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Предмет исследования: Формирование культурно - гигиенических навыков по средствам игр и художественного слова.

Гипотеза исследования:  формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста, возможно, будет осуществляться эффективнее, если:

- учитывать психолого-педагогические особенности детей 2-3 лет;

- использовать игровые виды деятельности и художественное слово (стихи, потешки, рассказы).

Задачи исследования:

1. Изучить проблему в теорию:

   - изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей   раннего возраста.

   - изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в программах ДОУ.

2.Провести диагностическое исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.

3.Разработать программу  методики формирования культурно-гигиенических  навыков у детей 2-3 лет.

4.Проверить эффективность  разработанной методики.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений  были использованы следующие методы исследования:

 Теоретические: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы;

 Эмпирические: метод наблюдения.

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-3ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.

 

1.1.Роль культурно-гигиенических навыков в приобщении детей к здоровому образу жизни.

       Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

      Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а  гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко  не правы те, кто считает, что сообщение  детям гигиенических знаний и  привитие им гигиенических навыков  является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем  более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

       Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

     Наши отечественные педагоги Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и психологи В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает объем правил и норм, и глубину их осознания [ 4; 56].

    Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает  в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

     Здоровье - капитал, данный нам не только природой от рождения но и теми условиями, в которых мы живём. Здоровье детей - богатство нации. Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена.

       Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены. Многие ученые, такие, как  В.И.Молчанов, Г.Н.Сперанский, М.С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие изучали вопросы гигиены. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитания культурно-гигиенических навыков. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому необходимо начать его формирование в более раннем возрасте, и совершенствовать на протяжении нескольких лет.

Умение - это сформированная у ребёнка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

     По определению известного физиолога Н.И. Щелованова « Режим дня в первые годы жизни ребенка – это правильное распределение во времени и правильная   взаимопоследовательность     удовлетворения     основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, а так же в деятельности.» [ 2;4]

    Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».[3;58]

Все меры, которые разрабатывает  дошкольная гигиена, способствуют нормальному  физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

     Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.

       В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Ребенка нужно научить  содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь  самостоятельно умываться, чистить  зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются  на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических  навыков большое значение имеет  пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и  для малыша это становится законом. После утренней гимнастики он моет руки, лицо . Необходимо, чтобы после умывания ребенок вытерся насухо. Перед дневным сном надо мыть ноги. Особенно важно это правило соблюдать летом.

Определенное внимание следует  уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических  навыков, связанных с едой. Напоминайте  ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.

Необходимо добиваться того, чтобы дети выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические  навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет  делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница  покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно  выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить  всю последовательность одевания, уметь  застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости  прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста