Возрастные возможности групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании воспитательных возможностей групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние разработанности проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Теоретически обосновать воспитательные возможности групповой работы на уроках чтения в 3 классе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическое обоснование воспитательных возможностей
групповой работы младших школьников на уроках чтения 6
1.1. Групповая работа как форма организации учебной работы
в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Сущность групповой работы 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника 15
1.4. Воспитательные возможности групповой работы на уроках
чтения в 3 классе 19
Заключение 29
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Сапрыкина_курсовая_(исправила).doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали оставляют у  него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают  ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много подробностей, мало понятных постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих.

В то же время  в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Младшего школьника затрудняет выделение существенного, главного. Например, пересказывая тексты или отвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют отдельные фразы, абзацы. Это происходит и тогда, когда от них требуют рассказать своими словами или кратко передать содержание прочитанного.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

 

1.4. Воспитательные возможности групповой работы на уроках чтения в 3 классе

 

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Чтение вводит в память ученика литературный язык (Н.И. Жим – ким), развивает у ребёнка «дар слова» (К.Д. Ушинский), его «судительные силы» (Ф.И. Буслаев) [3].

«Чтение – писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность.» И, наконец, В.А. Сухомлинский углубил мысль, сказав, что «чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» [13].

Чтение –  это и то, чему обучают младших  школьников, посредством чего их воспитывают  и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умение и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общий учебный характер и используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходиться иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой либо информации [3].

По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это  упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, мышление, через  чувства [18].

Писатели, «художники слова» - это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая свои произведения, они закладывают в них нравственную, научно-познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждают наши; учат нас разбираться в жизненных передрягах; искать выход из них [3].

Уроки литературного чтения дают богатую возможность для нравственного воспитания и развития разума, учат сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, извлекать тайну, оставшуюся за пределами слова.

Благодатную почву  для нравственного воспитания дает программа начальных классов. Очень много воспитательных ценностей заложено в произведениях.

Уроки носят  воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного  плана. Большое количество произведений помогает воспитывать чувство дружбы, товарищества. Воспитание идет исподволь, от эмоционально-образного содержания произведения, от переживания детей, вызванных прочитанным.

В нравственном воспитании ребенка книга имеет  исключительно важную роль. Она знакомит его с разнообразными проявлениями добра и зла, учит справедливости и доброте, воспитывает нетерпимость к безобразному.

Нравственное  воспитание начинается не с усвоения ребенком моральных понятий, а с  пробуждения в нем добрых чувств, умения выражать свое мнение к тому или иному поступку, определять, нравственен он или безнравственен.

Психологи утверждают, что влияние художественных произведений на учащихся будет больше если каждый ученик под руководством учителя  что-то сможет увидеть, познать, почувствовать  в прочитанном произведении сам, а не со слов учителя [3].

Воспитательное  воздействие от прочитанного зависит  от характера беседы по содержанию. Вопросы задаю такие, чтобы касались разных сторон произведения, развивали  у детей память, воображение, мышление, речь. Например, хорошо дан нравственный аспект в рассказе А. Куприна «Скворцы» - быть наблюдательным, любить природу, заботиться о птицах. Огромную воспитательную силу имеют   стихи о природе, о защите Отечества.

Подход к  литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества, как учителя, так и ученика.

Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок  глубже чувствует и понимает прочитанное. Поэтому курс литературного чтения должен решать ряд задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

- развивать поэтический слух детей, обеспечивая тем самым развитие речи школьников, формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, говорения;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления о мире.

Ситуации, создаваемые  на уроке, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить [3].

По мнению Т.И. Бекетовой работа в группах, парах повышает эффективность нравственного воспитания уроков чтения. Групповая работа помогает сильным ученикам  не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле.

Способность к  общению – одно из важнейших условий  комфортного существования человека, и потому развитие этой способности  у детей входит в число главных  задач школьного обучения.

Коммуникативная направленность учебного процесса проявляется и в развитии мотивации к читательской деятельности, и в дидактическом речевом общении школьников в процессе изучения художественного произведения на основе парно-группового учебного взаимодействия.

В диалоге учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов. Диалог на уроке как форма усвоения знаний способствует объединению учащихся в сообщество исследователей для поиска новых знаний.

Продуктивный  диалог предполагает уникальность каждого  партнера и их принципиальное равенство друг другу, оригинальность их точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога.

При обучении на основе общения (в группе) осуществляется:

– передача полученных знаний друг другу;

– сотрудничество и взаимопомощь учеников;

– разделение труда (распределение тем, заданий);

– обучение с  учетом способностей учеников;

– развитие мышления и взаимное обогащение учащихся в  группе;

– активизация  учебно-познавательных процессов;

– выбор соответствующих  способов действия через взаимовлияние;

– самоконтроль, самооценка и самокоррекция;

– самоорганизация  и саморазвитие учеников;

– реализация учащимися  роли соавтора учебного процесса;

– самостоятельная  постановка цели и выбор своего способа  решения, мнения, суждения [16].

При сотрудничестве совместно работающих в группах  детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми:

- исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

- резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других [8].

Существует  несколько вариантов организации групповой работы а уроках чтения:

1) группа выполняет  общее задание, но каждый член  группы делает свою часть работы  независимо от других;

2) общее задание  выполняется последовательно каждым  членом группы;

3) задача решается  при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными ее членами [3].

На этапе  становления совместной деятельности необходимо сконструировать вместе с детьми определенные нормы взаимодействия между учащимися как внутри группы, так и между группами. Учебное сотрудничество реализует личностно ориентированную и коммуникативную направленность обучения.

Рассмотрим несколько упражнений, позволяющих учителю организовать групповое взаимодействие на уроках чтения в 3 классе.

Тема урока "Разные страны, разные поэты, общая любовь к Отечеству". Цель: Показать, что чувство Родины и любовь к Отечеству свойственна поэтам разных стран и разных национальностей.

Задачи: формировать у учащихся культуру восприятия поэтического слова; развивать эмоциональную отзывчивость, умение чувствовать настроение лирического произведения; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.

Для групповой  работы на уроке используются карточки, распечатанный на каждого ученика текст стихотворения Р. Бернса "В горах мой сердце". Три группы получают первое задание, три группы получают второе задание.

Перечитайте стихотворение. Подумайте, какие разные чувства  вызывает у героя воспоминание о  Родине. Вам поможет словарь чувств. Ваши мысли необходимо будет подкрепить строчками из текста (чувство восторга, которое он испытывает во время охоты; чувство гордости; чувство глубокой преданности Родине; чувство скорби; чувство боли и тоски; чувство несправедливости).

Перечитайте стихотворение. Подумайте, меняется ли настроение в стихотворении. Если да, то как? Вам поможет словарь настроений (меняется: восторг - гордость - печаль - тоска).

Продолжение работы:

- Сколько строф  в этом стихотворении? (4 строфы)

- А если бы  не было деления на строфы, как можно было бы поделить его?

- Какой смысл  вы видите в такой композиции? (Стихотворение является возвышенным  прощанием с Родиной, с любимым  северным краем (это 2-я и  3-я строфы), признанием в любви  этому краю (это 1-я и 4-я строфы). Таким образом, от чувства любви к малой родине (в 1-й строфе) герой возвышается до чувства любви к Отечеству (во 2-й и 3-й строфах), а потом снова возвращается к прежнему чувству - глубокому чувству любви и боли одновременно по отношению к малой родине).

- Как же надо  прочитать это стихотворение, чтобы передать настроение и чувства лирического героя?

Соберите пословицы  и объясните их смысл.

Своя земля   чужая - мачеха

Родина - мать,  и в горсти мила

На чужбине  родная землица умей ее защищать

Родная сторона - мать,  во сне снится

(Своя земля и в горсти мила.

Родина - мать, умей ее защищать.

На чужбине  родная землица во сне снится.

Родная сторона - мать, чужая – мачеха).

Рассмотрим  комплекс упражнений, позволяющих учителю  организовать групповое взаимодействие при работе со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна» в 3 классе.

Прочитайте, что  значат эти слова:

лазурь (лазорь – уст.) – светло-синяя, темно-голубая краска, цвет; густой и яркий небесный цвет;

миновала – прошла;

взор – взгляд;

аллея – дорога, усаженная по сторонам деревьями; в лесу это просека.

Укажите строки из стихотворения

«Весна»:

1) Буря мглою  небо кроет…

2) Тает снег, бегут ручьи…

3) Звезды меркнут  и гаснут…

4) Засвищут скоро  соловьи…

5) Белый снег  пушистый…

6) Все лица  весело глядят…

Информация о работе Возрастные возможности групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе