Возрастные возможности групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании воспитательных возможностей групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние разработанности проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Теоретически обосновать воспитательные возможности групповой работы на уроках чтения в 3 классе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическое обоснование воспитательных возможностей
групповой работы младших школьников на уроках чтения 6
1.1. Групповая работа как форма организации учебной работы
в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Сущность групповой работы 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника 15
1.4. Воспитательные возможности групповой работы на уроках
чтения в 3 классе 19
Заключение 29
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Сапрыкина_курсовая_(исправила).doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Теоретическое обоснование воспитательных возможностей

групповой работы младших школьников на уроках чтения 6

1.1. Групповая работа как форма организации учебной работы

в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Сущность  групповой работы 10

1.3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника 15

1.4. Воспитательные  возможности групповой работы  на уроках 

чтения в 3 классе 19

Заключение 29

Список использованной литературы 31

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных  условиях, когда  социально – политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества становится всё более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитания новой личности, ориентированной на общечеловеческие  нравственные ценности.

В концепции  модернизации современного образования  провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и  способности к самоорганизации, высокого уровня правовой культуры, готовности к сотрудничеству, умения вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.

В современном  преподавании проблема использования  названной формы занимает одно из основных мест. Это свидетельствует о том, что она недостаточно разработана методистами, и как результат - редкое употребление данной формы работы на уроках. Многие забыли о том факте, что групповая форма позволяет наиболее эффективно осуществлять учебно-воспитательный процесс.

Знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме учитель - ученик лишает учебный процесс важнейшего звена — межличностного общения и межличностного взаимодействия, которое так важно именно на уроках чтения.

Уроки чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А.С. Пушкина, М. Цветаевой, Л.Н. Толстого, Н.Н. Носова и других писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию.

Объект исследования - процесс обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования – воспитательные возможности групповой работы младших школьников на уроках чтения.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании воспитательных возможностей групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе

Задачи исследования:

1. Изучить современное  состояние разработанности проблемы  исследования в психолого-педагогической литературе.

2. Теоретически  обосновать воспитательные возможности  групповой работы на уроках  чтения в 3 классе.

Гипотеза исследования: групповые формы работы на уроках чтения расширяют возможности ребенка для усвоения программного материала и улучшают межличностные отношения учащихся, увеличивая сплоченность классного коллектива.S

Методологическая  основа исследования. Различные аспекты проблемы групповых форм организации учебной работы отражение в научных работах Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.

Педагогическим способам и условиям организации групповой формы деятельности учащихся на уроке уделено большое внимание в трудах И.М. Чередова, В.К. Дьяченко и М.И. Зайкина и др.

Педагогические  и методические плюсы обучения в  малых группах представлены в работах Р.Н. Бунеева, И.Н. Захаровой, Ю.Б. Зотова, В.В. Котова, Т.А. Ильиной и др.

Значительная  роль литературного чтения в образовании, воспитании и развитии человека показывается в трудахК.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова и др.

Эффективность групповой формы работы в воспитании младших школьников на уроках чтения освещена Т.И. Бекетовой, В.А. Лазаревой, Е.Д. Сковыро и др.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГРУППОВОЙ  РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

 

1.1. Групповая работа как форма организации учебной работы в психолого-педагогической литературе

 

Современное образование  требует  от школы сохранить психическое  и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Классно-урочная система обучения не позволяет в полной мере сформировать навыки сотрудничества, поддержать инициативность и самостоятельность, сформировать у учащегося адекватную самооценку.

Еще в 10-х годах прошлого столетия Н.К. Крупская писала: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сблизить их. Отметки, соревнование – все это ведет к развитию зависти, тщеславия. Все направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей: ему запрещается спрашивать что-либо у соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединения, совместных усилий ученикам не дают…» [11].

В основе теории Л.В. Выготского лежит идея того, что деятельность человека по самой сущности своей и по своему происхождению есть не активность изолированного индивида, а явление социальное, общественное. Общее положение, которое он отстаивал, формулируется им так: «Всякая функция в культурном  развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах – сперва социальном, затем психологическом; сперва как форма сотрудничества между людьми, как категория коллективная, интерпсихическая, затем как средство индивидуального поведения, как категория интрапсихическая… Таким образом, структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми. Эти структуры суть не что иное, как перенесенное в личность внутреннее отношение социального порядка, составляющее основу социальной структуры человеческой личности. Природа личности социальна» [5].

Продолжая мысли Л.В. Выготского, А.А. Леонтьев писал: «Если главным двигателем развития ребенка является «социальная ситуация развития», т.е. свойственная данному умственному возрасту система взаимоотношений с другими школьниками и взрослыми, то не следует ли сам процесс обучения превратить в коллективную (по форме, а не только по существу) деятельность? Ответ здесь совершенно определенный: да, следует. И не только обучение, но и воспитание» [12].

Еще в 1926 г., в первой своей опубликованной книге «Педагогическая психология», Л.В. Выготский писал: «…Новое, что должно быть положено в основу нравственного воспитания, ближе всего можно определить…как социальную координацию своего поведения с поведением коллектива… Правило, исходящее от коллектива и адресованное ко всему коллективу, поддержанное действительным механизмом организации и распорядка школьной жизни, должно заменить собой тот педагогический дуэт, который господствовал между учителем и учеником при авторитарной системе». Та же мысль лежит в основе воспитательной системы А.С. Макаренко.

По Л.В. Выготскому, сам смысл работы учителя заключается в том, чтобы направлять и регулировать деятельность учеников через коллективную деятельность, через организацию сотрудничества учеников друг с другом и учеников с учителем [5].

Идеи П.П. Блонского и Л.С. Выготского являются теоретической основой «педагогики сотрудничества». «Нужна новая педагогика, которая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества», - говорилось в манифесте группы учителей-новаторов во главе с Ш.А. Амонашвили [6].

Параллельно идеи коллективных форм работы развивались в рамках научного движения, непосредственно  через А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и Д,Б. Эльконина, восходящего к идеям Л.С. Выготского. Имеется в виду теория «развивающего обучения» В.В. Давыдова, в свою очередь лежащую в основе образовательной системы Эльконина-Давыдова. В рамках этой теории было предложено и развито понятие «коллективно-распределительного обучения» [7]. 

Р.Н. Бунеев писал: «Наверняка каждый из вас понимает, что образовательный процесс в современной школе не может строиться только на фронтальной работе, что педагогические и методические плюсы обучения в малых группах очевидны» [4].

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих  педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Целевые ориентации педагогики сотрудничества:

  • переход от педагогики требований к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребёнку;
  • единство обучения и воспитания [10].

Н.К. Крупская отмечала, что в психологическом плане ребёнок всегда ближе другому ребёнку, чем взрослый, их общение доступно по форме [11].

Групповая работа – это процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке. Под групповыми формами обучения считается любая организация учебного сотрудничества и взаимодействия детей между собой при решении учебной задачи [8].

Исследования  и наблюдения показали, что результаты совместной работы (выбор варианта решения, нахождение наиболее рациональных и экономных способов выполнения заданий) оказываются более высокими по сравнению с выполнением работы каждым учеником в отдельности. При этом результаты получаются при меньшей затрате времени, чем в случае предоставления возможности каждому выполнять это же задание индивидуально.

Попытки определить понятие «форма деятельности учащихся на уроке» можно найти во многих работах. Среди которых наибольший интерес представляют исследования И.М. Чередова, В.К. Дьяченко и М.И. Зайкина.

И.М. Чередов, используя  толкование слова «форма» как  конструкция чего-либо, дает такое определение: «форма учебной работы – это конструкция отрезка процесса обучения, характеризующейся особыми способами управления, организации и сотрудничества учащихся в учебной деятельности» [11, с. 12].

По дидактической  концепции, разработанной под руководством педагога В.К. Дьяченко, обучение - есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора – коллективизм и самостоятельность [7].

Далее, рассматривая четыре структуры общения, автор  выделяет четыре формы организации  учебной работы:

  1. опосредованное общение – один человек без непосредственного контакта с другим - индивидуально-обособленная форма учебной работы;
  2. общение в паре – два человека контактируют друг с другом (монолог, диалог) – индивидуальная форма учебной работы;
  3. групповое общение – более двух человек (одного говорящего слушает группа) – групповая (общеклассная или фронтальная), бригадная, звеньевая форма учебной работы;
  4. общение в динамических парах – диалогические сочетания – коллективная форма организации учебной работы [12].

От организации  работы на уроке зависит взаимосвязь между деятельностью учителя, ученика, классного коллектива. Сотрудничество, взаимодействие с другим человеком – это единственный способ освоения, присвоения культуры. Но культура многоуровневая, разнородна. И столь же разнородны формы сотрудничества, погружаясь в которые учащийся осваивает различные слои культуры. Наиболее точно отношение культурного содержания и формы сотрудничества сформулировал Л.С. Выготский: «Новый тип обобщения требует нового типа общения» [5].

Таким образом, все формы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения «ребенок–взрослый», но и отношения «ребенок–ребенок». При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки. Сотрудничество учащихся друг с другом является основой для организации групповой формы обучения.

 

1.2. Сущность групповой работы

 

Учебную группу следует прежде всего рассматривать  как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.

Информация о работе Возрастные возможности групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе