Возможности влияния группы на развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:06, контрольная работа

Краткое описание

В условиях общения динамика протекания психических процессов меняется в отличие от условий индивидуальной деятельности человека. Появляются новые феномены и механизмы: синхронизируются психические процессы и состояния (память, внимание, мышление, эмоции), формируются совместные стратегии решения задач, общий для группы стиль поведения и деятельности, создается своеобразный «общий фонд».
Взаимовлияние людей в процессе совместной деятельности может облегчать протекание психических процессов, давать как бы «прирост» продуктивности деятельности отдельного человека . Здесь имеет место эффект социальной фасилитации . Например, творческие задачи решаются с большей степенью вероятности при групповом творчестве, чем при индивидуальном.
Однако, в ряде случаев наблюдается и обратный эффект - торможение, подавление, сдерживание действий и проявлений человека под влиянием групповых процессов (эффект социальной ингибиции). Например, ускоряется темп действий, но ухудшается качество.

Содержание

Введение.
Положительное влияние группы на личность.
Отрицательное влияние группы на личность.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Возможности влияния группы на личность.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

     Полученные  результаты С.Милгрэм объяснил следующим  образом: люди, живущие в обществе, привыкают считать, что тот, кто  находится над ними, кому они должны подчиняться, ответствен и лучше знает ситуацию, чем они сами. Факт чрезвычайного послушания испытуемых в данном эксперименте объясняется следующими причинами (обобщение ответов самих испытуемых, выступивших в роли "учителя"):

     1. Попадание в ловушку. Эксперимент был задуман и начинался довольно невинно, как рядовое исследование памяти, а затем незаметно для самого испытуемого напряжение в нем постепенно нарастало. Испытуемые, начавшие повышать напряжение, не имели естественной точки, барьера, подойдя к которому следовало остановиться. По ходу эксперимента экспериментатор не вводил никаких новых требований, и испытуемые просто продолжали делать то, что уже начали. К тому времени, когда у них впервые возникало желание выйти из эксперимента, они в своих действиях уже заходили слишком далеко, были как бы уже в ловушке, из которой не было выхода назад. Поэтому, обескураженные, они уже дальше продолжали действовать механически ("терять было нечего").

     2. Этикет ситуации. В своеобразной  психологической ловушке испытуемые оказались еще и потому, что с самого начала согласились, причем добровольно, участвовать в эксперименте и подчиняться требованиям экспериментатора. Для человека, давшего добровольное согласие что-либо делать другому лицу, трудно и неловко отказаться от обещанного. Такой отказ должен был бы означать выражение сомнения в порядочности и компетентности экспериментатора, прямое обвинение его в издевательстве над человеком ("учеником").

     3. Надзор. Очевидным фактом, оказавшим  влияние на поведение испытуемых в обсуждаемом эксперименте, было личное присутствие экспериментатора. В тех случаях, когда он покидал лабораторию и отдавал свои распоряжения по телефону, процент послушных приказу падал с 65 до 21%. Многие из испытуемых в этих условиях начинали хитрить, используя для наказания "ученика" ток гораздо меньшего напряжения, чем предписывалось инструкцией.

     4. Авторитет и идеология, прикрывающая  сверху. Наиболее важный фактор  из числа тех, которые порождают  добровольное и бездумное послушание, связан с так называемой "идеологией, прикрывающей сверху". Это укоренившаяся в обществе или социальной группе система взглядов, которая заранее юридически и морально оправдывает тех, кто им следует. 

Заключение

     Влияние группы не заканчивается на оценке личности, с ее помощью можно изменить себя - убрать негативные качества, развить позитивные. Группа реагирует на изменение личности, и человек может с помощью обратной связи получать информацию о правильности направления своего развития.

     Группа - это не однородная масса, в ней присутствуют люди различного уровня развития, обладающие различными знаниями, умениями, навыками. Общаясь с группой, человек получает возможность общаться с теми, у кого он может учиться чему-либо. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему - ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает.

     Разнообразие  групп, в которых участвует человек за свою жизнь, дает разнообразие возможностей и направлений в развитии. Более того, другие члены групп являются не только примером для подражания или источником обучения, но и стимулом для дальнейшего развития, ликвидации комплексов детства и полноценного формирования убеждений. Ценность некоторых групп состоит именно в том, что они дают необходимые положительные эмоции, положительную обратную связь, которая стимулирует дальнейшее развитие человека в выбранном направлении.

Список  литературы

1. Борисова А.А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. 

2. Немов  Р.С. Практическая психология: Познание  себя. Влияние на людей: Пособие  для учащихся. - М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2004. 

3. Немов  Р.С. Психология: Учебник для студентов  высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

4. Филиппов  А.В. Производительная социология, психология и педагогика. - М., 2004.


Информация о работе Возможности влияния группы на развитие личности