Внедрение ФГТ в дошкольное образование и его влияние на профессиональную компетентность педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние ФГТ на профессиональную компетентность педагогов ДОУ.
Объект исследования: профессиональная компетентность педагогов.
Предмет исследования: влияние ФГТ на профессиональную компетентность педагогов.

Содержание

Введение
…………………………………………………………………
4
Глава 1.
Теоретические основы изучения понятия профессиональная компетентность и основ развития дошкольного образования в России……………………….

9

1.1.
Характеристика понятия «профессиональная компетентность педагога»…………………………….


9

1.2.
История развития дошкольного образования в России………………..............………………………….


20
Глава 2.
Внедрение ФГТ в дошкольное образование и его влияние на профессиональную компетентность педагогов....................................................................................

32

2.1.
Анализ развития дошкольного образования в контексте внедрения ФГТ ……………………….……


32

2.2.
Влияние внедрения ФГТ на профессиональную компетентность педагогов ДОУ………………………





47
Заключение ………………………………………………………………...
66
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый диплом в .doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Интерактивная некомпетентность – недостаточное владение стратегиями взаимодействия; неумение организовать командную работу: выбрать лидеров, подобрать совместимые группы обучаемых, правильно распределить игровые роли; неумение четко сформулировать цели и задачи взаимодействия, провести грамотно инструктаж; наличие трудностей управления регламентом, групповым взаимодействием; неумение поддерживать необходимую «дозу» эмоциональной напряженности на игровых занятиях и разрешать межличностные конфликты; неумение управлять дискуссией и проектировав более эффективные стратегии поведения обучаемых [1, c.29-30].

Перцептивная некомпетентность (восприятие и понимание себя и других) – слабое знание коммуникативных типов обучаемых и невладение технологиями диагностики; отсутствие умения формировать имидж; невладение сенсорными каналами и «ключами доступа» к ним (вербальными и невербальными) для достижения взаимопонимания; низкий уровень эмоциональной культуры и слабая «психологическая защищенность» в стрессогенных ситуациях; отсутствие знаний по техникам манипулирования и психологической подстройке к партнерам для эффективного взаимодействия с ними, по фейсбилдингу («строительству лица»); неумение осуществлять аттракцию (харизматические способности, позволяющие нравиться другим) в работе с детьми.

Игротехническая некомпетентность связана в основном с отсутствием профессиональных знаний по методам игрового имитационного моделирования, назначению, специфике и принципам применения; невладение интерактивными технологиями и техниками «погружения» в игровое взаимодействие и «выхода» из него; незнание приемов психологической поддержки играющих; управленческая неграмотность; неумение создать «коммуникативное поле», незнание приемов креативной деятельности и неумение создать на игровой «поляне творческую атмосферу; недопонимание значения образовательной результативности игровых технологий [25, с.139-140].

Характеристики коммуникативной, интерактивной, перцептивной и игротехнической некомпетентности позволяют методом от противного выстроить оригинальную модель социально-психологической компетентности педагога в условиях реализации личностно-ориентированного подхода.

Анализ подходов к определению компетентности и профессиональной готовности к педагогической деятельности позволяет считать, что уровень сформированности профессиональной готовности можно соотнести с уровнем профессиональной компетентности. Их содержательные характеристики всегда конкретизируют различные аспекты педагогической деятельности и возможности по их реализации, всегда указывают на их взаимообусловленность и взаимосвязь. К примеру, низкий уровень профессиональной готовности граничит с некомпетентностью.

Уровень профессиональной готовности конкретного педагога и уровень его профессиональной компетентности можно соотнести, например, с уровнем готовности и компетентности педагогов определенного образовательного учреждения.

Можно утверждать, что в обоих случаях (применительно к готовности и компетентности) высокий уровень сформированности обязательно предполагает умение реализовать определенные ценности и жизненные смыслы в профессиональной сфере индивидуально-уникальным путем с получением «неизменно превосходного результата» (И.А. Колесникова), который имеет ценность и значимость не только для конкретной образовательной ситуации, не только лично для конкретного педагога, но и как явление профессионально-личностной культуры в целом.

Таким образом, ведущую роль в обеспечении качественного воспитательно-образовательного процесса играет уровень профессиональной компетентности педагога; его готовность во всех аспектах (когнитивном, личностном, мотивационном, технологическом) к профессиональной деятельности. Эти постулаты являются основой развития дошкольного образования во всей его истории.

 

1.2. История развития дошкольного образования в России

 

Возникновение и развитие дошкольного образования в России начинается с Киевской Руси, где воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства педагогики передавались устно [16, с.23].

В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д.

В XVII в. Епифанием Славницким была составлена педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражений лица, мимики, поз; правила поведения в различных ситуациях и т.д.). В сборнике есть глава об играх. В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста. Советы Славницкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к детям.

В начале XVIII в. происходило бурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования – образование. Дошкольное образование в это время не выделялось как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. М.В. Ломоносов занимался активной просветительской деятельностью. И.И. Бецкой вел преобразования существовавшей тогда системы образования. Н.И. Новиков издавал литературу для детей. В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия». В ней сформулированы правила для родителей [16, с.29].

В первой половине XIX в. в России появился целый ряд общественных деятелей, педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В.Г. Белинский придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Н.И. Пирогов придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра. К.Д.Ушинский был сторонником семейного воспитания, но понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Он высказывал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений, подготовил книгу для детского чтения «Родное слово». Она сохранила свое назначение до сих пор [9, с.33].

В последней трети XIX в. появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге [16, с.34].

В том же году редактор педагогического журнала «Детский сад», который выходил в то время, А.С. Симонович открыла несколько детских садов. Один из них (платный, частный) для детей интеллигенции просуществовал в Петербурге с 1866 по 1869 гг. В это же время был открыт первый бесплатный сад для детей работниц Петербурга. К сожалению, сады просуществовали недолго [16, с.38-40].

А.С. Симонович были разработаны некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до трех лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. В детском саду должны находиться дети от 3 до 7 лет. Цель детских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе. Симонович считала также, что работа воспитателей детских садов и при индивидуальном обучении должна вестись методически и последовательно. Большое значение она придавала личности воспитателей: «Энергичная, неутомимая, изобретательная воспитательница придает детскому саду свежий колорит и поддерживает в нем неиссякаемую, веселую деятельность детей» [9, с.37].

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию [16, с.48].

Значительный вклад в разработку проблем воспитания дошкольников внесла детская писательница Е.Н. Водовозова. Ею созданы замечательные для своего времени очерки и рассказы. В конце 60-х гг. Водовозова была за границей и изучала там опыт семейного воспитания и организации детских садов. В 1871 г. она опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей [10, с.38].

К началу XX в. в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот. В 1900 году в Москве появился первый детский сад для глухонемых детей. Позднее подобные заведения открылись в Петербурге и Киеве. Перед революцией, по примерным данным, в России работали 250 платных детских садов и около 30 бесплатных [16, с.57-62].

В 1913-1917 гг. Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. Она создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Ее основные идеи – преемственность воспитания в детском саду, семье, школе; особое место методики развития речи дошкольника. В 1913 г. вышло первое издание ее книги «Родная речь и пути ее развития». Эта книга дополнялась и переиздавалась несколько раз. В 1937 г. вышло последнее издание. Некоторые положения этой книги сохранили свое значение до сих пор. Тихеева была горячей сторонницей общественного воспитания. В своей книге «Современный детский сад, его значение и оборудование» она изложила рекомендации по организационной работе в дошкольном учреждении. Например, работа «по организующим моментам» –

это разновидность тематического принципа. Более того, Е.И. Тихеева разработала свою оригинальную систему средств по организации сенсорного развития. Большое значение в дошкольном воспитании она отводила разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она считала их средствами формирования привычек и воли. Елизавета Ивановна придавала большое значение специальной профессиональной подготовке воспитателей [20, 35].

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К.Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. В этом же году при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. Корнилов был убежденным сторонником общественного воспитания. Ему принадлежат работы «Общественное воспитание пролетарских детей», «Методика исследования ребенка раннего возраста» и другие. Эти работы имели большое значение в разработке проблем дошкольной педагогики, они пользовались большой популярностью. В это время был создан музей по дошкольному воспитанию. Инициатором был Е.А. Аркин. Он вел большую работу по изучению анатомо-физиологических особенностей дошкольников. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» стал прекрасным пособием для детских врачей и воспитателей [10, 16].

Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств [16, c.80].

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам XX в. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников [5].

Война 1941-1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания.

Несмотря на тяжелое военное и экономическое положение, Коммунистическая партия и Советское правительство по-прежнему проявляли заботу о нормальной деятельности воспитательных учреждений. Особое внимание партия и правительство уделяли обеспечению нормальных условий жизни, воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей [16, c.110-121].

Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации [5].

В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.

В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.

Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941 – 1945 гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания [5].

В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка «Руководства для воспитателя детского сада», содержащего программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы [16, c.135].

Информация о работе Внедрение ФГТ в дошкольное образование и его влияние на профессиональную компетентность педагогов