Влияние ценностных ориентаций на формирование межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Для поиска путей эффективного воздействия на нравственное развитие формирующейся личности ребенка-дошкольника чрезвычайно важно изучить, как им усваиваются нравственные нормы поведения и каким образом они становятся его собственными личностными ценностями, которыми ребенок руководствуется при оценке себя и других. Исследование процесса превращения нравственных представлений и ценностных ориентации в мотивы поступков дошкольника и изучение особенностей его самооценки, определяющей поведение в целом, а также потребность в тех или иных способах общения с людьми, приобретает особое значение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию влияния
ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений
в среднем и старшем дошкольном возрасте……………………………..……9
1.1. Развитие систем межличностных отношений в дошкольном возрасте…9
1.1.1.Роль и функции общения со сверстниками в
психическом развитии ребенка…………………………………………….....9
1.1.2. Становление и развитие межличностных
отношений со сверстниками в дошкольном возрасте………………………10
1.1.3. Факторы, определяющие положение дошкольника
в системе межличностных отношений со сверстниками……………………17
1.2. Ценностные ориентации и оценочные отношения в
дошкольном возрасте…………………………………………………………25
1.2.1. Исследование тенденций в развитии ценностных
ориентаций детей от младшего дошкольного возраста к старшему…..…..25
1.2.2. Представления детей дошкольного возраста о
правилах поведения и их влияние на взаимоотношение со сверстникам...32
Выводы………………………………………………………………………...39
Глава 2. Эмпирическое изучение роли ценностных ориентаций
в формировании межличностных отношений в среднем
и старшем дошкольном возрасте……………………………………………..41
2.1. Методики исследования………………………………………………….41
2.1.1. Социометрия (Я.Л. Коломинский)………………………………..41
2.1.2. Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..46
2.2. Исследование межличностных отношений и самооценки
детей среднего дошкольного возраста………………………………………..…47
2.2.1. Социометрическое исследование………………………………….47
2.2.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..48
2.3. Исследование межличностных отношений и самооценки детей
старшего дошкольного возраста…………………………………………………50
2.3.1. Социометрическое исследование………………………………….50
2.3.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..51
2.4. Сравнительный анализ влияния ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте…….52
Выводы………………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………55
Список литературы…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая беганская (2).doc

— 568.50 Кб (Скачать файл)

Важно, чтобы взаимоотношения  дошкольников были благоприятными. Характер взаимоотношений детей, их положение  в группе определяются как личными  качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в  группе (Я.Л. Коломинский, А.Б. Ценципер и др.)

В ходе исследований взаимоотношений  в дошкольных группах мотивировки выбора сопоставляютс с реальным положением ребенка в группе, характеристикой воспитателей, наблюдением за поведением детей и особенностями воспитательной работы в группе.

Мотивировки классифицируются на следующие виды: общая положительная оценка сверстника, указание на совместную деятельность, указание на успехи в деятельности и конкретные качества сверстника, нравственная оценка сверстника, оценка внешности сверстника, указание на отсутствие отрицательных качеств.

Анализ экспериментального материала показывает, что преобладающей  мотивировкой на протяжении всего дошкольного  возраста является общая эмоционально-положительная оценка сверстника, в основе которой лежит неосознаваемая симпатия ("он хороший", "нравится"). Далее идет указание на совместную (чаще всего игровую) деятельность; весьма распространенным мотивом является указание на успехи в той или иной деятельности ("хорошо танцует", "быстро бегает"); затем следует указание на отсутствие отрицательных качеств и форм поведения ("не дерется") и особенности внешности сверстника. На старших уровнях дошкольного возраста появляются обобщенные нравственные оценки.

Обнаружилась четкая зависимость осознания качеств сверстника и особенностей его поведения от особенностей воспитательной работы в группе. Общая закономерность, которая прослеживается на всех дошкольных и школьных возрастных уровнях, заключается в том, что дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большой степени зависит их положение в группе.

Интересные данные о  факторах формирования симпатии к сверстнику у дошкольников получены в ряде исследований последних лет. В работе Е.И. Кульчицкой показана в общем та же динамика становления отношения к сверстнику: число указаний на конкретный акт поведения по отношению к объекту выбора снижается с 87 % в младшем до 39 % в старшем дошкольном возрасте. Выяснилось также, что с возрастом ослабляется влияние такого внешнего фактора, как расположение детей за столиками и в спальне, на возникновение взаимной симпатии. "В старшем дошкольном возрасте причиной возникновения у ребенка чувства симпатии к сверстнику являются поступки ребенка, характерологические, моральные качества, общий интерес к определенным видам деятельности играм". [8, с.176]

Какие же качества способствуют сближению детей и, в конечном счете, определяют их положение в группе? Поискам этих факторов в той или иной мере посвящены почти все упомянутые исследования, проведенные в дошкольных группах.

По данным Л.В. Артемовой, "популярность или непопулярность каждого ребенка среди сверстников определяется в первую, очередь уровнем развития его общительности  и  навыков коллективного  общения,  уровнем игровых умений, а также личными качествами, которые способны вызвать симпатию, антипатию или индифферентное отношение других детей" [7, 165]. По данным Е.Ф. Рыбалко, которая связывает обоснование детьми своих предпочтений с генетическими ступенями развития коммуникативной потребности, избирательность в общении ребенка со сверстниками зависит от действия положительной тенденции к активному выбору и негативной тенденции, направленной на ограничение процесса общения и выраженной в отрицательных выборах.

У большинства дошкольников 5-7 лет причиной объединения детей для совместной деятельности служит мотив, который в непосредственно эмоциональной форме отражает наличие потребности в общении». Можно согласиться с общей схемой генетического развития мотивации выбора, предложенной автором: 1) констатирующий выбор без обоснования; 2) эмоциональная мотивация; 3) функциональная мотивация; 4) личностная мотивация.

Существенный интерес  для анализа социальной приемлемости в дошкольном возрасте представляют исследования, в которых изучались факторы, отрицательно влияющие на положение детей в группе, затрудняющие общение между сверстниками. Необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что все проведенные в нашей стране исследования обнаруживают стойкое преобладание в дошкольных коллективах позитивных, положительно эмоционально окрашенных взаимоотношений. Это противоречит выводам ряда психологов об агрессивности, якобы присущей детям. Для примера упомянем работу английского психолога Д.Е. Мей.

Социальное развитие ребенка в группе сверстников рассматривается здесь как процесс "приспособления", в ходе которого изыскиваются способы "самовыражения и самоутверждения". Анализ социальных контактов детей в возрасте 2-4 лет производится в терминах "индивидуальная и групповая враждебность", "агрессивность и сотрудничество". Специально выделяется класс "агрессивных игр", которые сосуществуют с реальными актами агрессии. В ходе таких игр выделяются группировки на основе "дружеского соревнования". Однако и здесь сплачивающим фактором является объединение против "общего врага". Способность ребенка "быть дружески расположенным и действовать сообща с союзником против общего врага" рассматривается как значительный "прогресс и в общественных отношениях".

Причинами плохой адаптированности некоторых детей в группе Мей считает "чрезмерный эгоизм, который в пассивной форме выражается в уходе от действительности, "погружении в себя", своекорыстии и эгоцентризме, а в активной — проявляется опять-таки в чрезмерной враждебности и агрессивности.

Исследования наших педагогов и психологов, начиная с работ А.С. Залужного, экспериментально доказали преобладание положительных форм межличностного общения в детском возрасте. Расстройство во взаимоотношениях, психологическая изоляция и агрессивность рассматриваются как нарушения, которые должны преодолеваться в ходе педагогического управления формированием коллектива. [7, с.267-269]

В исследовании А. Тарасонине отрицательные оценки дошкольников, адресованные сверстникам, подразделяются на три основные группы. К первой группе (34 %) отнесены оценки, связанные с нарушением отдельными детьми определенных осознаваемых общественных норм. При этом дети, по выражению автора, ссылались на те моральные и физические свойства товарищей, которые не мешают их общению, но в какой-то мере выражают общественное мнение группы: "не слушает няню", "не слушает воспитателя", "дружит с нехорошими детьми", "бьет детей", "не спит", "медленно кушает". Едва ли к этой категории можно отнести все указанные автором мотивировки. Например, "бьет детей" — качество, явно мешающее общению. Подобного рода оценки следовало бы отнести ко второй группе — оценки, "вытекающие из личного опыта ребенка в общении со сверстниками" (55,5 %). К третьей группе (10,5 %) оценок, которые, по мнению автора, не имели обоснования, отнесены мотивировки типа "не нравится", "не играю", "нехороший", "он же мальчик". В действительности, обоснования здесь имеют место, но они носят общий эмоциональный характер. [4, с.127]

Более детализированный анализ трудностей взаимоотношений некоторых дошкольников со сверстниками содержится в исследовании А.А. Рояк (336). Автор исходит из гипотезы, согласно которой эти трудности наиболее четко проявляются во время коллективных творческих игр. Отсюда все трудности отнесены к двум основным типам: "операциональные", которые возникают у детей в связи с отсутствием достаточной сформированности навыков игрового общения, и трудности, связанные с какими-то изменениями в мотивационной сфере ребенка.

Важно в данном контексте  отметить, что низкий уровень "игровых" качеств и связанная с ним низкая оценка ребенка как партнера по игре "переносится" на более широкую сферу отношений к данному ребенку и снижает его положение в группе. Так, в ходе исследования обнаружилось, что "дети с операциональными трудностями имеют низкий социометрический статус и, таким образом, не пользуются симпатиями группы: количество выборов, получаемых ими от сверстников, или очень незначительно, или они полностью отсутствуют. Как правило, отсутствует и взаимность, которая является важной характеристикой полноценного общения". [9, с.41]

Специальное изучение показало, что сверстники адекватно (низко) оценивают  игровые навыки и умения таких  детей. В случаях, когда недостаточная сформированность игровых навыков сочетается у ряда детей с положительными способами общения, которые правильно оцениваются товарищами по группе, их социометрический статус все-таки не повышается. Это свидетельствует об особой значимости данных навыков и умений для формирования положения дошкольника в группе сверстников. [24, с.68-70]

Для выяснения детерминации положения ребенка в группе сверстников  важно сопоставить "модели" наиболее и наименее предпочитаемых детей, сконструированные  по данным высказываний сверстников, так  сказать, субъективную, "осознаваемую модель", и объективную, "реальную модель", сконструированные по оценкам извне. (Разумеется, объективность здесь тоже относительная.) Такая объективная "реальная модель" дошкольников, которые пользуются наибольшим и наименьшим расположением сверстников, была получена следующим путем: по нашей просьбе воспитатели (свыше 100) охарактеризовали по специальной программе наиболее и наименее выбираемых детей своих групп. Характеристики сопоставлялись с мотивировками, данными сверстниками при обосновании выбора или невыбора этих детей, и обобщались по степени значимости качества (она проверялась частотой упоминания и местом, приписанным качеству экспертом-воспитателем).

Наиболее значимыми  чертами "звезд" оказались качества, которые обеспечивают роль хорошего партнера по игре: умение организовать игру, сговорчивость при распределении ролей, способность внести в игру что-то новое, обогатить ее сюжет и содержание, хорошее знание игровых традиций и правил и точное следование им. Важно отметить, что в комплекс "игровых" способностей входят: 1) операциональные навыки и умения, о которых шла речь в цитированном исследовании А. Рояк; 2) интеллектуальные качества ребенка, которые проявляются в богатстве фантазии, запасе конкретных знаний, воздейственной речи и изобретательности (информированность и информативность); 3) эмоционально-волевые черты — способность довести игру до конца, доброжелательное внимание к партнерам по игре, уступчивость и т.д.

Далее, в "реальной модели" часто выбираемых дошкольников выделяются такие качества, как аккуратность, опрятность, умение и желание помочь товарищу, общительность, дружелюбие, привлекательная внешность. Высокий удельный вес имеют и такие черты, как хорошее общее развитие, наличие художественных способностей (хорошо рисует, танцует, поет, читает стихи). Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что уже на уровне дошкольного возраста наиболее предпочитаемые дети имеют и ряд недостатков: заносчивость, властность, "любит командовать", "не всегда послушен". Эти отрицательные черты вошли в "модель", несмотря на некоторую тенденцию экспертов-воспитателей акцентировать положительные черты (влияние ореола).

В "модели" изолированного ребенка наибольший вес получили нравственно-волевые черты и особенности поведения, непосредственно влияющие на общение: грубость, замкнутость, молчаливость, ябедничество, зазнайство, драчливость и т.д. Далее идут качества, которые проявляются в процессе игры: неумение ребенка целенаправленно и спокойно играть, агрессивность в ходе игры ("разрушает детские постройки", "отнимает игрушки", "ломает игрушки"). Существенную роль играют и такие черты, как неаккуратность, неопрятность, а также ряд особенностей эмоционально-волевой сферы: упрямство, капризность, общая аффективность.

Вместе с тем изолированные  дети порой обладают и положительными чертами, которые, однако, не обеспечивают им высокого положения в группе сверстников.

Результаты сравнения  мотивировок, выдвинутых детьми для  обоснования своего выбора, и качеств, которыми объекты выбора реально обладают, дали основание для следующего вывода: даже в тех случаях, когда дети не осознают основания своих симпатий или антипатий, фактически их положительное (отрицательное) отношение вызывают к себе сверстники, которые реально обладают чертами, положительно или отрицательно их характеризующими.

Следовательно, можно  думать, что так называемая безотчетная  непосредственная симпатия (или антипатия) объективно детерминирована соответствием (или несоответствием) ее объекта социальному эталону, который формируется в процессе совместной деятельности на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников. Говоря о значении совместной деятельности для формирования нравственных эталонов и стереотипов, которые детерминируют предпочтения и отвержения в дошкольной группе, следует, прежде всего, подчеркнуть влияние ролевой игры. Приведенные данные свидетельствуют о том, что особенно четко осознаются именно те качества и особенности поведения ребенка, которые проявляются в ходе игры. [20, с.254-256]

Статус ребенка как  участника игры затем "переносится" в другие сферы взаимоотношений. Причем такой "перенос" который обнаружен в исследовании А. Рояк, возможен не только в сторону понижения положения, но и в сторону его оптимизации. Об этом свидетельствует удачный опыт использования игры для улучшения социально-психологической структуры группы, описанный в ряде исследований. [22, с.25-26]

Подводя итог нашему анализу  детерминации социометрического статуса в дошкольной группе, отметим, что статус этот прежде всего зависит от успешности выполнения ребенком "правилосообразных", оцениваемых взрослыми и сверстниками элементов деятельности и соответствия его индивидуально-психологического облика, сформировавшемуся под воздействием этих оценок и взаимооценок эталону, характерному для данного возраста и группы.

Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на формирование межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте