Влияние ценностных ориентаций на формирование межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Для поиска путей эффективного воздействия на нравственное развитие формирующейся личности ребенка-дошкольника чрезвычайно важно изучить, как им усваиваются нравственные нормы поведения и каким образом они становятся его собственными личностными ценностями, которыми ребенок руководствуется при оценке себя и других. Исследование процесса превращения нравственных представлений и ценностных ориентации в мотивы поступков дошкольника и изучение особенностей его самооценки, определяющей поведение в целом, а также потребность в тех или иных способах общения с людьми, приобретает особое значение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию влияния
ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений
в среднем и старшем дошкольном возрасте……………………………..……9
1.1. Развитие систем межличностных отношений в дошкольном возрасте…9
1.1.1.Роль и функции общения со сверстниками в
психическом развитии ребенка…………………………………………….....9
1.1.2. Становление и развитие межличностных
отношений со сверстниками в дошкольном возрасте………………………10
1.1.3. Факторы, определяющие положение дошкольника
в системе межличностных отношений со сверстниками……………………17
1.2. Ценностные ориентации и оценочные отношения в
дошкольном возрасте…………………………………………………………25
1.2.1. Исследование тенденций в развитии ценностных
ориентаций детей от младшего дошкольного возраста к старшему…..…..25
1.2.2. Представления детей дошкольного возраста о
правилах поведения и их влияние на взаимоотношение со сверстникам...32
Выводы………………………………………………………………………...39
Глава 2. Эмпирическое изучение роли ценностных ориентаций
в формировании межличностных отношений в среднем
и старшем дошкольном возрасте……………………………………………..41
2.1. Методики исследования………………………………………………….41
2.1.1. Социометрия (Я.Л. Коломинский)………………………………..41
2.1.2. Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..46
2.2. Исследование межличностных отношений и самооценки
детей среднего дошкольного возраста………………………………………..…47
2.2.1. Социометрическое исследование………………………………….47
2.2.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..48
2.3. Исследование межличностных отношений и самооценки детей
старшего дошкольного возраста…………………………………………………50
2.3.1. Социометрическое исследование………………………………….50
2.3.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..51
2.4. Сравнительный анализ влияния ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте…….52
Выводы………………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………55
Список литературы…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая беганская (2).doc

— 568.50 Кб (Скачать файл)

Белорусский государственный  педагогический университет

 имени Максима Танка

 

факультет дошкольного  образования

кафедра общей и детской  психологии

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ТЕМА: Влияние ценностных ориентаций на формирование межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте.

 

 

 

Выполнила

студентка III курса

222 группы заочного отделения

Беганская Татьяна Александровна

 

 

 

 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….4

Глава 1. Теоретические  подходы к исследованию влияния

ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений

 в среднем и старшем дошкольном  возрасте……………………………..……9

1.1. Развитие систем межличностных  отношений в дошкольном возрасте…9

          1.1.1.Роль и функции общения со сверстниками в

психическом развитии   ребенка…………………………………………….....9

          1.1.2. Становление и развитие межличностных

отношений со сверстниками в дошкольном возрасте………………………10

         1.1.3. Факторы, определяющие положение дошкольника

в системе межличностных  отношений со сверстниками……………………17

1.2. Ценностные ориентации  и оценочные отношения в 

дошкольном возрасте…………………………………………………………25

         1.2.1. Исследование тенденций в развитии ценностных

ориентаций детей от младшего дошкольного  возраста к старшему…..…..25

         1.2.2. Представления детей дошкольного возраста о

правилах поведения и их влияние  на взаимоотношение со сверстникам...32

Выводы………………………………………………………………………...39

Глава 2. Эмпирическое изучение роли ценностных ориентаций

в формировании межличностных отношений  в среднем

и старшем дошкольном возрасте……………………………………………..41

2.1. Методики исследования………………………………………………….41

       2.1.1. Социометрия  (Я.Л. Коломинский)………………………………..41

            2.1.2.  Методика «Лесенка» (модификация  С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..46

    2.2. Исследование межличностных отношений и самооценки

детей среднего дошкольного возраста………………………………………..…47

           2.2.1. Социометрическое исследование………………………………….47

           2.2.2. .  Методика «Лесенка» (модификация  С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..48

    2.3. Исследование межличностных отношений и самооценки детей

старшего дошкольного возраста…………………………………………………50

           2.3.1. Социометрическое исследование………………………………….50

           2.3.2. .  Методика «Лесенка» (модификация  С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..51

2.4. Сравнительный анализ  влияния ценностных ориентаций  на развитие межличностных отношений  в среднем и старшем дошкольном  возрасте…….52

 Выводы………………………………………………………………………..54

 Заключение……………………………………………………………………55

 Список литературы…………………………………………………………...57

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Ввести ребенка в  сложный мир человеческих отношений  – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста».

В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство  – важный период в нравственном становлении личности. Для поиска путей эффективного воздействия на нравственное развитие формирующейся личности ребенка-дошкольника чрезвычайно важно изучить, как им усваиваются нравственные нормы поведения и каким образом они становятся его собственными личностными ценностями, которыми ребенок руководствуется при оценке себя и других. Исследование процесса превращения нравственных представлений и ценностных ориентации в мотивы поступков дошкольника и изучение особенностей его самооценки, определяющей поведение в целом, а также потребность в тех или иных способах общения с людьми, приобретает особое значение.

Известно, какая  важная роль отводится общению маленького ребенка во всем его психическом развитии, в усвоении всего того, что было накоплено человечеством в процессе развития общества (Л. С. Выготский [I960], А. Н. Леонтьев [1972], С. Л. Рубинштейн [1946], В. Запорожец и Д. Б. Эльконин [1965]).

Л. С. Выготский  считал, что общение выполняет не только познавательно-информативные функции, но и экспрессивные. М. И. Лисина, изучая формы и средства общения ребенка раннего и дошкольного возраста со взрослыми, наряду с общением, решающим задачу согласования практических действий индивидов, выделяет также вид общения, «направленного на обмен оценочной информацией и носящего ярко выраженный личностный эмоционально-мотивирующий характер». При проведении исследования встала необходимость уточнить содержание понятия «общение». Считая правомерным для социологов интерпретировать общение как совокупность социальных отношений членов общества, мы рассматривали общение детей-дошкольников как особый вид психической деятельности, как такой процесс непосредственного контактирования, который может быть направлен не только на эффективное решение задач совместной деятельности (в первую очередь игровой), но и на установление личностных отношений. Общение, таким образом, может носить как инструментальный, деловой или познавательный характер, так и быть экспрессивным.

Хотя общение  является важнейшей сферой проявления отношений, содержание последних внешне выражается в нем лишь частично, а в иных случаях даже неадекватно. В дошкольном возрасте в силу непосредственности детей существует наибольшее соответствие между содержанием отношений и их внешним выражением. Однако даже на стадии дошкольного детства имеют место случаи неадекватного выражения в поведении ребенка истинных его отношений к сверстнику; такое несовпадение во многом зависит от степени «открытости» ребенка, а также от искренности, с какой он проявляет свои истинные чувства к другому. [21, с. 45-46]

Характер  взаимосвязи межличностных отношений людей и их совместной деятельности, вопрос о том, что является определяющим в этой взаимосвязи — деятельность или отношения и качества личности, имеет принципиальное методологическое значение.

Анализ результатов  проведенных исследований показал, что в процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками; у них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности. При этом важное значение имеет то, как организованы воспитателем режим всей жизни в детском саду и различные виды деятельности детей (прежде всего игровой, а также трудовой). Авторы названных ниже работ подчеркивают большую роль педагога в формировании общественного мнения группы, его взаимоотношений с детьми, в развитии доброжелательных отношений дошкольников друг с другом.

Изучению  взаимоотношений в группе детского сада посвящены исследования Я. Л. Коломинского, А. В. Киричука, Л. В. Артемовой, К. Я. Вольцис, а также ряд исследований, выполненных под руководством Л. И. Уманского, А. А. Бодалева, А. В. Петровского и других.

Авторы некоторых  работ проблему взаимоотношений  в группе детского сада часто рассматривают без учета личностных особенностей ребенка и условий его воспитания в семье. Выявление системы существующих в группе детского сада предпочтений органически не сочетается с изучением особенностей реального общения и деятельности сверстников в детском саду, где отношения детей друг к другу проявляются наиболее ярко и успешно. [19, с.75-77]

Касаясь зарубежных исследований проблемы взаимоотношений детей-дошкольников, следует отметить, что хотя их количество и велико, но они содержат в основном выводы, не вытекающие из анализа отношений детей друг к другу в реальной детской группе.

Мы рассматриваем  отношения детей дошкольного  возраста в группе детского сада как  многообразную и относительно устойчивую систему эмоциональных отношений, которые находят свое выражение: 1) в общении и совместной деятельности детей; 2) во взаимооценках членов группы; 3) в их переживаниях, носящих избирательный характер.

С учетом особенностей проявления отношений между детьми нами были выделены три основных их вида: собственно-личностные отношения, оценочные и «деловые».

К собственно-личностным были отнесены отношения симпатии, безразличия и неприязни со множеством эмоциональных градаций внутри них. Эти отношения более непосредственные и эмоционально окрашенные, чем отношения оценочные и деловые.

Оценочные отношения  — это отношения осознанные, опосредованные целями и задачами совместной деятельности. Различные качества сверстника оцениваются ребенком одновременно в зависимости от выраженности этих качеств у сверстника, от особенностей его ценностных ориентации, оценочных эталонов, из которых исходит тот или иной ребенок.

Под «деловыми» отношениями имелись в виду те отношения, которые возникают в различных видах совместной деятельности детей. Как известно, в социально-психологических исследованиях наряду с личными отношениями выделяют отношения официальные, или деловые, связанные с выполнением человеком определенных общественных функций. [13, с.86-87]

В наших исследованиях, направленных на изучение закономерностей формирования положительных отношений между детьми, исходным было положение об определяющем влиянии ценностных ориентаций дошкольников на развитие их межличностных взаимоотношений.

Под ценностными  ориентациями детей дошкольного возраста в данном исследовании понимался лишь определенный вид представлений, обусловливающих положительное отношение детей к некоторым проявлениям поведения и деятельности в детском саду — как сверстников, так и своим собственным.

Процесс усвоения нравственных норм общества и преобразования их в ценностные ориентации самих детей имеет свою специфику на разных этапах дошкольного детства. Однако систематического изучения данного вопроса в психологическом плане, изучения особенностей этого процесса при переходе от одного возрастного этапа дошкольного детства к другому, а также выявления особенностей ценностных ориентации детей в разных возрастных группах детского сада до сих пор почти не проводилось. Исследование же этих вопросов представляет исключительный интерес для теории и практики воспитания. [18, с.5-10]

Важность и недостаточная  изученность роли ценностных ориентаций в формировании межличностных отношений  детей дошкольного возраста побудила нас обратиться к исследованию становления  и развития  этой сферы социальных контактов ребенка.

Предметом нашего исследования является изучение роли ценностных ориентаций в развитии межличностных отношений  детей среднего и старшего дошкольного  возраста.

Объект исследования – ценностные ориентации и межличностные отношения детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: к старшему дошкольному возрасту мотивы выборов сверстников более подвержены внешне задаваемым нормам, опираются на оценки взрослых.

Цель исследования –  эмпирически изучить систему  ценностных ориентаций и межличностных отношений детей среднего и старшего дошкольного возраста и установить связь между ними.

В исследовании ставились задачи:

1. изучить  теоретические подходы к исследованию  ценностных ориентаций детей среднего и старшего дошкольного возраста;

2. рассмотреть теоретические  подходы к изучению системы  межличностных отношений детей  среднего и старшего дошкольного  возраста;

3. изучить особенности оценочных отношений, существующих у детей среднего и старшего дошкольного возраста в группе детского сада, их ценностные ориентации;

4. исследовать  систему межличностных отношений детей среднего и старшего дошкольного возраста;

5. проанализировать роль ценностных ориентаций в развитии межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Методы: социометрия (Я.Л. Коломинский), методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)

Контингент  испытуемых: дети среднего и старшего дошкольного возраста.

База исследования: ГУО «Ясли-сад №27 г. Борисова».

 

Глава 1. Теоретические  подходы к исследованию роли ценностных ориентаций в развитии межличностных отношений  в среднем и старшем дошкольном возрасте.

 

1.1. Развитие  систем межличностных отношений  в дошкольном возрасте

         1.1.1.Роль и функции общения  со сверстниками в психическом  развитии ребенка.

Потребность в общении  – одна из основных социальных потребностей. Возникает она на самых ранних этапах человеческой жизни, а некоторые  психологи   даже считают ее врожденной и связывают с ней почти все другие общественные проявления человека. [6, с.35]

Большинство авторов (Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, М.У. Лисина) соглашаются с тем, что «правильно поставленное» и «адекватное  возрасту» взаимодействие с детьми «полезно» для развития ребенка вообще, для формирования его личности в частности. Но насколько важно это условие? Нельзя не признавать справедливости замечания Я.Л. Коломинского, который пишет: «Предстоят еще специальные исследования для выяснения той конкретной роли, которую играет общение со сверстниками, взаимоотношение с ними, в психическом развитии ребенка, для выяснения специфического значения, которое имеют эти факторы по сравнению с общением и взаимоотношением, с одной стороны, со взрослыми, с другой – с людьми более молодыми. Можно предположить, что каждая из обозначенных сфер общения и взаимоотношений имеет свои специфические особенности не только со стороны задач, содержания и средств, но и по функции в психическом развитии и психической жизни человека [11, с.169]

Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на формирование межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте