Влияние трудовой деятельности на развитие мотивации субъекта труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:24, реферат

Краткое описание

Формирование трудовой направленности – это единый процесс образования мотивов и целей развития личностных смыслов, опосредованный особенностями ведущей деятельности. Освоение такой деятельности обеспечивает перестройку и формирование мотивационно-потребностной сферы личности, главным смыслом которой становится единство личностной и общественной направленности. В юношеском возрасте происходит осознание своего места в будущем и ведущей становиться учебно-профессиональная деятельность, в ходе которой у индивида происходит осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫСТУПЛЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИЯ -ТЕХНИКУМ - копия.docx

— 28.92 Кб (Скачать файл)

ВЛИЯНИЕ ТРУДОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ  СУБЪЕКТА ТРУДА 

Ранняя юность – возраст ориентации на будущее, на обдумывание профессионального жизненного пути, профессиональное самоопределение.

Получая профессиональное образование, подростки начинают активно функционировать  как субъект собственной трудовой деятельности.

Профессиональное обучение создает для обучающегося новые условия: предлагает конкретные виды труда, в которых он  может опробовать свои силы; вовлекает  его в реальный процесс решения общественно - значимых задач; повышает ценность мотивов реальной практической деятельности.

В ранней юности человек направляет свое сознание на адаптацию к профессиональной среде и на овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками. Трудовая деятельность существенно меняет не только технику труда, но и отношение человека к ней. В зависимости от успешного овладения профессиональными умениями и навыками формируется и соответствующая мотивационная тенденция личности. 

Мотивация является необходимым  структурным элементом трудовой профессиональной деятельности. Важнейшим  механизмом, обеспечивающим активность трудовой деятельности, является мотивация  достижения. Она стимулирует трудовую активность и влияет на формирование цели и путей ее достижения.

У обучающихся выбор профессии не всегда осознан и мотивирован. Но уже в процессе обучения и учебной практики происходит осознание выбранной профессии, потребность в достижении успеха при выполнении труда

Исследовательская работа  проводилась  с целью:

выявить влияние трудовой профессиональной деятельности на развитие мотивационного компонента сознания субъекта труда.

Сформулирована  гипотеза - начало трудовой деятельности в ранней юности является основным условием формирования мотивационной сферы сознания субъекта.

Исходя из цели и гипотезы выделены задачи:

1.Провести стартовую диагностику   уровня развития мотивации достижения успеха субъекта труда.

2. Провести повторную  диагностику и сделать сравнительный  анализ стартовой и повторной  диагностик.

3. Предложить психолого-педагогические  рекомендации по формированию  мотивации достижения в процессе  трудовой деятельности.

 

Для проведения исследования  применялись методики - «Диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудач» А.Мехрабиана, Тест - опросник  «Шкала оценки потребности в достижении», количественный и качественный анализ данных.                        

По «Шкале оценки потребности  в достижении» обучающимся необходимо было ответить на 22 суждения. После обработке данных видно, что результаты всех испытуемых  (100%)  находятся в диапазоне от 7 до 10 баллов, что указывает на низкий уровень развития мотивации достижения. Это говорит о том, что испытуемые отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели, не имеют ярко выраженного стремления к улучшению своих результатов.

Также стартовая диагностика  была проведена и по «Методике  диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудач» А.Мехрабиана.

После стартовой  диагностики группа испытуемых вышла на предприятия города для прохождения учебной практики. Во время ее прохождения обучающиеся приобретали умения и навыки будущей трудовой деятельности.

После прохождения  практики была проведена повторная диагностика мотивационной сферы по описанным выше методикам.

Из таблицы видно, что  после учебной практики обучающиеся имеют средний уровень мотивации достижения, т.е. они постепенно приобретают стремление добиваться поставленных целей.  И несколько испытуемых показали высокий уровень мотивации достижения, что характеризует их как обучающихся, которые проявляют активность, инициативу, если встречаются с препятствиями – ищут способы их преодоления.

Повторная диагностика  по второй методике.

Данные таблицы свидетельствуют  о том, что у большинства испытуемых стала доминировать мотивация достижения успеха, т.е. они стали более инициативны в отношении препятствий на пути к выполнению ответственных заданий. Но вместе с тем, у нескольких обучающихся мотивационная направленность не изменилась. Они малоинициативны, у них проявляется стремление избегать препятствий на пути к достижению целей.

Данные 1 диаграммы наглядно показывают, что у всех испытуемых  (100%) произошел рост, в сторону мотивации достижения. 

Из 2 диаграммы видно, что у большинства респондентов мотивационная направленность стала проявляться в сторону потребности достижения успеха. Оставшаяся часть выборки пока не готова проявлять решительность и настойчивость в достижении своих целей. Их деятельность в большей степени зависит от внешнего контроля.

Анализируя результаты диагностического исследования можно сделать вывод, что трудовая деятельность в процессе учебной практики на предприятиях, формирует у обучающихся мотивационный компонент сознания субъекта труда в сторону мотивации достижения успеха. Поэтому по нашему мнению  гипотеза о том, что начало трудовой деятельности в ранней юности является одним из основных условий формирования мотивационной сферы сознания субъекта труда,  получила свое подтверждение.

Разработаны рекомендации для  наставников по формированию мотивации  достижения в процессе трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние трудовой деятельности на развитие мотивации субъекта труда